Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в праздник Пятидесятницы

Патриаршая проповедь в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в праздник Пятидесятницы
Версия для печати
7 июня 2009 г. 17:17

В праздник Пятидесятницы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. После чтения Евангелия Предстоятель обратился к пастве с проповедью, в которой раскрыл духовный смысл празднуемого в этот день события.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник — Святую Пятидесятницу, сошествие Святаго Духа на апостолов, а через них — и на весь род человеческий.

В пятидесятый день после еврейской Пасхи в Ветхом Завете праздновали Пятидесятницу ветхозаветную. Господу было угодно, чтобы именно в пятидесятый день после Пасхи Сына Его, Господа и Спасителя, на Его учеников снизошел Дух Святый. И это произошло тогда, когда собранные в Сионской горнице ученики вспоминали Воскресшего Спасителя. Раздался шум, как повествует евангелист Лука (см. Деян. 2:1-11), и в виде огненных языков снизошел Дух Святый на апостолов, они стали говорить иными языками, то есть стали понятными для всех. И мало того, что апостолы обрели великую силу убеждения и проповеди Слова Божия — они обрели и иную силу, о которой предвозвещал Спаситель накануне Своих страданий. Он говорил: Утешителя пошлю вам от Отца, Духа Истины, Который научит вас и напомнит вам все, что Я говорил вам (см. Ин. 14:26; 15:26).

Удивительные слова! Зачем нужен Святый Дух, чтобы напомнить то, что произошло 50 дней назад? Человеческая память прекрасно удерживает события, которые произошли не так давно. Ученики ведь сопутствовали Спасителю, они были Его учениками, Они все слышали и помнили, что им говорил Господь. Зачем же нужно силой Божией напоминать о том, что было хорошо известно? Когда Лука и Клеопа путешествовали в Эммаус и встретился им Господь, Которого по воскресении они не признали, то с удивлением они говорили: Неужели Ты один только из пришельцев, который не знает, что произошло? (см. Лк. 24:18) Все было в памяти, и не требовалось никакого напоминания.

Воспоминание в Святом Духе — это совсем иное воспоминание. Это не то воспоминание, которое совершается усилиями памяти на уровне человеческого сознания. Воспоминание силой Святаго Духа — это такое воспоминание, которое каждого человека, на коего сходит Дух Святый, делает соучастником всего того, что Христос совершил ради нашего спасения. Вот это воспоминание силой Святаго Духа мы называем Таинством. Почему Таинством? Да потому, что человеческий разум не способен вместить того, что происходит через воспоминание, совершаемое силой Святаго Духа.

Накануне своих страданий, на Тайной Вечере, Господь, преломляя хлеб и благословляя вино, сказал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). Опять-таки, не то воспоминание, которое силой памяти обращает нас в прошлое, но то воспоминание, которое совершается силой Святаго Духа. Благодать Божия, Дух Святый, делает нас соучастниками в том числе и Тайной Вечери — и не только, но всей жизни, проповеди, страданий, смерти и Воскресения Господа. Но даже более того — как мы свидетельствуем это евхаристической молитвой — перед освящением Святых Даров мы вспоминаем крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки Пришествие. Ну какой же человеческой памятью можно вспомнить одесную Бога Отца седение Спасителя нашего? Какой человеческой памятью можно вспомнить второе пришествие, которого еще не было?

У Бога нет прошлого, настоящего и будущего. Бог вне времени и вне пространства. И силой Святаго Духа, через Таинства, преодолевая время и пространство, преодолевая тяготение физического мира, таинственно мы становимся реальными соучастниками и жизни, и страданий, и креста, и Воскресения, и вознесения, и одесную Бога Отца седения и славного Его второго пришествия. Силой Святаго Духа в Церкви, в общине веры, совершается Таинство спасения. В этой общине силой Святаго Духа актуализируется все то, что совершил Христос; оно становится реальным, действенным для каждого человека вне зависимости от времени и места его жизни. Силой Святаго Духа таинственно мы соприкасаемся в Таинстве Церкви, в Таинстве Святой Евхаристии с небесной, Божественной жизнью. Еще будучи здесь, на земле, мы прикасаемся Божественного Царства. Вот почему и Литургия начинается дивным возгласом: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа — потому что силой Святаго Духа мы соприкасаемся этому Божественному Царству, которое благодатью, радостью, миром и любовью отображается в наших сердцах.

Вот почему такое особое состояние посещает нас во время Литургии. Даже тогда, когда мы выходим из храма, у нас иные чувствования, потому что мы приразились Божественному царству, мы прикоснулись к нему, мы стали на мгновение небожителями. И хотя, обремененные грехами, немощами и самой физической природой, мы не способны видеть то, к чему мы прикоснулись — сердцем чувствуем. И этим опытом живого и действенного Божественного Царства, — которое не придет когда-то, а уже есть, потому что нет времени там, где есть Божественное Царство, — опытом этого Царства мы обогащаемся и обретаем великую силу и способность помнить все, чему Господь научил нас.

И удивительно: некоторые люди, которые даже не имели возможности в силу своей безграмотности — а таких было множество — прочитать Слово Божие, хранили эту память силой Святаго Духа о тайне спасения, принесенную нам во Христе.

Сегодня удивительные слова звучали в Евангельском чтении. Господь, обращаясь к ученикам, говорит: Я свет миру (Ин. 8:12). Действительно, Он — Свет миру. И, по Его словам, где есть свет, там нет тьмы. И через Таинства Церкви силой Святаго Духа мы, в том числе, способны воспринимать частицу этого света и нести ее в себе, несмотря на то что тьма пытается господствовать в этом мире. Тьма и грозные ветры пытаются потушить этот свет, и борьба, космическая борьба между добром и злом, вселенская борьба ни на минуту и ни на мгновение не останавливается. И в этой борьбе побеждает не тот, кто является самым сильным с человеческой точки зрения, не те, у кого власть, не те, у кого деньги, не те, у кого сила, могущая принудить других людей к исполнению их воли. Побеждает тот, с кем сила Божия, кто в сердце и разуме хранит Его свет. И не потому что тот, кто хранит свет, сильнее других, а потому что у того, кто хранит свет, через Церковь, через общину веры, в которой живет и действует Дух Святый, происходит великая тайна — соединение с Божественным Царством и обретение Божией силы. И этой силой, а не нашей человеческой силой, этой силой, а не нашими человеческими подвигами, сохраняем мы свет Божий в сердце и становимся способными жить в соответствии с тем, чему Господь научил Своих учеников, храня свет Божественный в своем сердце.

Именно в этом смысле Господь и сказал, что врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16:18). Потому что невозможно изменить то, что совершил Христос. Дух Святый будет жить и действовать в Церкви до скончания века, до парусии, до Cтрашного суда, который будет явлен нам не только в Таинстве, но и в реальности нашей загробной жизни. Дух Святый будет жить и действовать, и Царство Божие будет открываться каждому, кто принимает Святое Крещение во имя Отца и Сына и Святаго Духа, кто исповедует Бога Единого в Троице поклоняемого, кто хранит веру и кто через Церковь и Божественное Таинство Святой Евхаристии соединяется с Господом в славе Его, будучи еще здесь, на грешной и обремененной человеческими страданиями и горем земле. И эта Церковь — Церковь Духа Святаго — не может быть побеждена диаволом и никакой другой силой, потому что Церковь Духа Святаго питается силой Божией, которая сильнее всякой человеческой и диавольской силы.

Пребывать в Церкви означает пребывать в вере, в общении с Богом силой Святаго Духа, в творении Божией правды, в жизни по закону Божиему — в той жизни, к которой Господь призвал всех нас. И этот призыв становится особенно сильным и его можно особым образом прочувствовать именно в этот святой Пятидесятый день после Пасхи, когда мы торжественно прославляем Духа Святаго, явленного во всей силе ученикам Господа, а через них — всем нам. Аминь.

Пресс-служба Московской Патриархии

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина