С 6 по 12 июня в православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези (Швейцария) состоялось IV Всеправославное предсоборное совещание. Делегации Поместных Церквей собрались для обсуждения вопросов канонического обустройства православной диаспоры. В совещании принимала участие делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископом Волоколамским Иларионом.
— Ваше Высокопреосвященство, напомните, какой статус имеет Всеправославное совещание и каковы его основные задачи?
— В 1961 году начался процесс подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви. Тогда на острове Родос было впервые созвано Всеправославное совещание полномочных представителей Поместных Церквей, составившее обширный каталог тем для последующего межправославного обсуждения. С 1976 года этот форум стал называться Всеправославным предсоборным совещанием, а его работа сосредоточилась на наиболее важных вопросах, требующих согласования позиций Православных Церквей накануне проведения Святого и Великого Собора.
— Почему именно проблемы православной диаспоры оказались в центре внимания участников Всеправославного совещания в Шамбези?
— Первоначально планировалось, что предметом рассмотрения на совещании станут четыре связанные между собой темы: православная диаспора, автокефалия и порядок ее предоставления, автономия и порядок ее предоставления и тема диптихов, определяющих порядок поминовения Предстоятелей Православных Церквей. Однако впоследствии было принято решение посвятить очередную всеправославную встречу разрешению лишь одного, самого трудного из этих вопросов — вопроса диаспоры. В 1990 и 1993 годах прошли заседания Межправославной предсоборной комиссии, а в 1995 году состоялась конференция канонистов, посвященная данной теме. Затем подготовительный процесс надолго приостановился вследствие проблем, возникших в 1996 году в отношениях между Константинопольским и Московским Патриархатами после учреждения в Эстонии параллельной церковной юрисдикции константинопольского церковного подчинения.
После встречи Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, состоявшейся в октябре 2008 года в Стамбуле, процесс подготовки Святого и Великого Собора возобновился. Для очередного заседания предсоборного совещания было решено выделить проблему диаспоры, урегулирование которой имеет существенное значение для усиления православного свидетельства и большей эффективности православной миссии в ряде регионов мира.
— Существуют различные подходы к определению канонического обустройства православной диаспоры. Какой позиции придерживается Московский Патриархат? Какие Поместные Церкви разделяют эту позицию? Какие еще позиции существуют?
— Московский Патриархат и целый ряд других Православных Церквей исходит из представления о том, что в регионах, которые не входят в состав тех или иных Поместных Церквей, каждая из них имеет право вести пастырскую и миссионерскую работу. Ведь Христос к каждому из Своих учеников обратил слова: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).
Положение, сложившееся сегодня в диаспоре, когда в ряде регионов присутствуют параллельные юрисдикции и в одном городе имеют кафедру сразу несколько архиереев различных Поместных Церквей, конечно, не вполне соответствует древней церковной традиции. Оно было вызвано к жизни особыми условиями, сложившимися в XX веке. Революции и войны первой половины столетия вызвали массовое переселение миллионов православных верующих. Мы хорошо знаем о вынужденной эмиграции наших соотечественников в годы после революции 1917 года. Но подобные переселения затронули жизнь и других народов: греков Малой Азии, румын, сербов, арабов. И надо уважать чувства людей, волею обстоятельств оказавшихся на чужбине и желающих сохранить духовную связь со своей Родиной.
Когда мы говорим о диаспоре, мы решаем не просто формальный вопрос, кому должны принадлежать те или иные приходы и епархии, как они должны управляться. Мы решаем, прежде всего, вопрос пастырского окормления тех наших соотечественников, которые попущением или промыслом Божиим оказались за пределами своей канонической церковной территории. Имея потребность и право молиться на родном языке, они нуждаются в духовном окормлении со стороны Церкви-Матери.
Вместе с тем, Русская Православная Церковь всегда стремилась способствовать консолидации проживающих в диаспоре православных общин, с тем, чтобы со временем созревали условия, необходимые для предоставления им возрастающей степени церковной самостоятельности: самоуправления, автономии, автокефалии. Именно это видение побудило Русскую Церковь, например, даровать автокефалию Православной Церкви в Америке в 1970 году.
В то же время Константинопольский Патриархат, на основании весьма «расширительного» толкования 28-го правила IV Вселенского Собора, считает, что только Константинопольский престол имеет право брать на себя ответственность за пастырское окормление православной диаспоры. Такую позицию разделяет несколько грекоязычных Церквей.
— Какие документы были приняты по итогам совещания?
— Совещание в Шамбези, внеся ряд весьма существенных поправок и дополнений, утвердило документы, подготовленные на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии, а также на конференции специалистов по каноническому праву, состоявшейся в 1995 году, посвященные урегулированию положения в православной диаспоре.
Делегации договорились, что на данном этапе наиболее эффективным способом укрепления православного единства и сотрудничества в диаспоре могут стать епископские собрания, объединяющие всех канонических архиереев того или иного региона.
Область деятельности этих собраний будет заключаться в заботе о проявлении единства Православия, в координации усилий всех православных того или иного региона для общего свидетельства о нашей вере, для совместного развития церковного образования. Председательство в епископских собраниях будет осуществляться в соответствии с порядком диптихов Церквей, а все решения должны приниматься на основе консенсуса Церквей, представленных в данном собрании своими архиереями.
Полномочия собраний и их председателей детально оговорены в регламенте работы епископских собраний в православной диаспоре, принятом на совещании в Шамбези. В документе особо подчеркнуто, что епископские собрания не вмешиваются в сферу епархиальной юрисдикции каждого из епископов, остающихся в каноническом ведении направившей их Поместной Церкви. Деятельность собраний также не ограничивает прав Поместных Церквей в развитии самостоятельных отношений с международными организациями, органами государственной власти, гражданским обществом, другими конфессиями и религиозными организациями.
— Вы довольны результатом этого совещания? Почему?
— Я в целом удовлетворен результатом, поскольку формулировки, ранее предложенные Межправославной подготовительной комиссией и конференцией канонистов, на наш взгляд, были значительно улучшены и теперь в большей степени отражают взгляды Русской Православной Церкви и имеющиеся у нее озабоченности. Учитывая, что между Церквами все еще существуют серьезные разногласия по ряду вопросов, а все решения на Всеправославных совещаниях принимаются на основе консенсуса, итоги состоявшейся встречи можно считать важным шагом вперед на пути достижения межправославного единства.
Конечно, при решении особо сложных вопросов необходима готовность идти на взаимные уступки ради церковного мира и согласия. Так, например, в ходе совещания по вопросу председательства в епископских собраниях высказывались весьма различные суждения. Делегация Русской Православной Церкви, как и делегации ряда других Церквей, предлагали избирать председателей на самих собраниях или установить переходящее председательство на основе принципа ротации. Однако стало очевидно, что придти к консенсусу относительно этих предложений сегодня невозможно. Поэтому участники совещания согласились с председательством в порядке диптихов, но при этом полномочия председателей и самих епископских собраний были заново и очень четко определены.
— Когда состоится следующее совещание, и какие вопросы на нем будут рассмотрены?
— Повестка дня подготовки Святого и Великого Собора теперь включает вопросы о способе провозглашения автокефалии и автономии Православных Церквей, а также о порядке диптихов.
Созыв нового Всеправославного предсоборного совещания возможен после завершения подготовительной работы к нему, провести которую уполномочена Межправославная комиссия. Ближайшее заседание комиссии намечено на декабрь 2009 года.
«Журнал Московской Патриархии», № 8, 2009 (с. 31-33)/Патриархия.ru