Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Виктор Садовничий: «Надо отстаивать наш путь в образовании…»

Виктор Садовничий: 'Надо отстаивать наш путь в образовании…'
Версия для печати
2 февраля 2006 г. 14:22

В XIV Международных  Рождественских образовательных чтениях принимает участие и ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, президент Союза ректоров России, академик РАН Виктор САДОВНИЧИЙ.

После недавнего праздничного богослужения в храме мц. Татианы в день ее памяти Святейший Патриарх Алексий поблагодарил академика Садовничего за его «усилия в деле возвращения этого храма приходской общине».

«Мы с большим удовлетворением, — подчеркнул Предстоятель Церкви, — восприняли единодушное избрание Вас вновь ректором Московского государственного университета. Желаем, чтобы помощь Божия и в дальнейшем сопутствовала Вам в тех трудах, которые Вы несете во благо российской науки, во благо Московского университета». Пресс-служба Московской Патриархии попросила ректора главного ВУЗа России ответить на несколько вопросов.

Виктор Антонович, знаменательно, что день рождения Московского университета, который с нынешнего года празднуется как государственный праздник — День российских студентов, приходится на день памяти св. мц. Татианы. Как сказалось возрождение Вашего домового храма на жизни Университета? Насколько оно было значимо лично для Вас?

— Я считаю, что возрождение храма св. мц. Татианы было большим событием не только для Московского университета, но и для всех студентов России, чьей небесной покровительницей является эта святая. Когда мы на ученом совете МГУ 11 лет назад принимали решение о Татьянинском храме, нами двигало соображение, что по традиции в Московском университете всегда была домовая церковь.

Первые два-три года робко, а потом все увереннее и увереннее, наш возрожденный храм стал участвовать в духовной жизни Университета. Всякое было за это время. Но неизменно одно — все больше профессоров, преподавателей и студентов становятся прихожанами нашего храма, приходят сюда, чтобы приобщиться к вере, успокоиться, побыть наедине с Господом. Это означает, что усилия по воссозданию домовой храма были не напрасны.

Сейчас община очень интересная, в храме венчается много студентов. И храм, как ему и подобает, стал очень красивым.

На душе здесь хорошо даже тем, кто особо верующим не является. В этом, по-моему, и есть значение Церкви — приютить каждого: и тех, кто верит, и тех, кто, может быть, только еще хочет верить, и тех, кто просто зашел ознакомиться с памятником архитектуры.

Действительно знаменательно, что престольный праздник нашего домового храма совпадает с днем рождения Университета. Мы делаем одно и то же дело воспитания: Университет светскими способами, а Церковь — духовными, верой.

Какие наиболее яркие моменты запомнились Вам в связи с Татьянинским храмом? Как Вы восприняли, что отныне Татьянин день стал государственным праздником?

— В начале 1990-х в Доме культуры МГУ, который многие годы занимал здание храма, была, увы, довольно неприличная обстановка,  и это постоянно муссировалось в прессе.

Когда же я первый раз зашел сюда сразу после возвращения домового храма МГУ Церкви и увидел его внутреннее убранство, то был поражен, как преобразилось это здание, которое я хорошо знал еще со своих студенческих лет.

Второй момент, который мне запомнился, — это освящение храма Великим чином.

Третий — нынешнее Патриаршее богослужение в день памяти св. мц. Татианы.

Большой радостью для нас стало и решение президента России Владимира Путина об объявлении 25 января общегосударственным праздником. Слияние духовности и государственности — путь, по которому должно идти наше Отечество.

Можно ли сказать, что в России своя система образования, моделью которой является МГУ?

— Образование в моем понимании — это фундаментальная университетская подготовка. На протяжении всей истории Московского университета продолжается некая дискуссия.  Идет борьба двух мнений. По одному из них, университет должен заимствовать, копировать другие системы и таким способом быстро выйти на передовые рубежи.

Я же придерживаюсь позиции,  что наша отечественная система образования — выдающаяся. Она доказала свои преимущества, свою жизнестойкость на протяжении столетий, является одной из лучших в мире, и, конечно, надо отстаивать наш путь в образовании. МГУ — это не просто учебный и научный центр. Это часть нашей отечественной культуры.

Но как поддерживать сегодня традиции отечественного образования?

— Это невозможно лишь с помощью учебников или даже самых современных информационных технологий. Нужна полноценная университетская среда, где есть ученые, которые занимаются наукой и обучают студентов.

Печально, что сегодня наука России, и в частности университетская, испытывает немалые трудности. Наши научные школы, имеющие мировое признание, к сожалению, плохо поддерживаются финансово. Происходит — пусть не так интенсивно, как в начале 1990-х — и утечка «умов» за рубеж. Если мы потеряем науку в университетах, наша отечественная система образования больше не будет уникальной, лишится того преимущества, которое всегда выгодно ее выделяло.

Таким образом, моя точка зрения неизменна: будущее России – в сохранении фундаментальной науки, высокой планки университетского образования, того интеллекта, который накоплен нацией не за одну сотню лет.

В течение очень короткого периода у нас появилось огромное количество негосударственных образовательных учреждений, фактически не обеспечивающих должного учебного процесса. Выходом из создавшейся ситуации может стать процесс усиления контроля по лицензированию, аттестации и аккредитации данных вузов, а также предъявление к ним высоких требований, чтобы в результате остались лишь те, кто предоставляет действительно качественное образование.

И еще. Я не думаю, что высшее образование можно отнести к сфере услуг. Безусловно, граждане страны должны в той или иной степени вкладывать свои ресурсы в подготовку высококвалифицированных специалистов. Но главным образом это, конечно, забота общества в целом и как выразителя взглядов общества — государства. Ведь далеко не каждая семья — может платить за обучение своего ребенка. Тем более за обучение нескольких детей.

Поэтому я и стою на тех позициях, что образование не услуга. Образование — это стратегическая линия государства, его политика. Во многих  странах мира образование является приоритетом для государства. Думаю, что и в России должно быть так.

Приоритетным на сегодняшний день является вопрос о создании Кодекса РФ об образовании. И связано это с тем, что все законы данной отрасли претерпели дополнения и изменения. Кодекс об образовании упорядочил бы нынешнюю ситуацию.

Как, на ваш взгляд, остановить утечку «умов», удержать в университетских стенах молодежь?

— Для того чтобы молодежь шла в науку и педагогику, нужно несколько условий: иной, чем сегодня, уровень оплаты труда, современное научное оборудование, возможность обеспечить молодых сотрудников жильем.

В Московском университете есть программы поддержки молодежи. Программе «100 плюс 100» уже 10 лет. Каждый год 100 молодых кандидатов наук становятся доцентами без очереди на кафедрах и становятся профессорами также 100 молодых докторов наук. Это задержало отток молодых специалистов в связи с их выездом или уходом на другую работу.

Есть и другая программа, по которой ста молодым преподавателям, научным сотрудникам или аспирантам мы ежегодно присуждаем стипендию по конкурсу. Тем самым мы закрепляем их на кафедрах.

МГУ по-прежнему не учитывает результаты Единого государственного экзамена?

— Считал и считаю, что ЕГЭ у нас в России не может быть единственной формой оценки знаний. Я сторонник творческого подхода в образовании, всегда настаиваю на живом общении с поступающими. И сам следую такому принципу, и коллег к этому призываю: надо понять талант человека, может быть, не очень быстро умеющего отвечать «да — нет», и развить этот талант.

Нельзя предъявлять одинаковые формальные требования к выпускнику платного московского лицея, где преподают профессора, и к выпускнику сельской школы, где один учитель преподает и физику, и математику, и химию.

Предлагаю открыть талант сельского ученика с помощью олимпиад, конкурсов, бесед. С результатами ЕГЭ связано, прежде всего, финансирование: чем больше баллов получит ученик, тем больше денег он будет иметь для обучения. Я же убежден в том, что с помощью тематических олимпиад можно выявить талантливых людей и дать им возможность получить настоящее образование.

Вы проводите предварительный отбор талантов в регионах — можно ли, исходя из этого факта, утверждать, что ломоносовы в России продолжают произрастать именно в глубинке?

Несомненно! В этом году продолжается проект-конкурс «Покори Воробьевы горы», по результатам которого сотни абитуриентов смогут стать нашими студентами.

— Как показывает многолетний опыт, из ребят, прошедших через международные, всероссийские, региональные интеллектуальные соревнования и добившихся там хороших результатов, вузы, в том числе и МГУ, получают самое качественное пополнение. Большинство этих ребят из глубинки.

Олимпиадное движение должно, безусловно, развиваться, но эту систему надо привести в порядок, создать для нее необходимые условия. Видимо, должен быть и независимый общественный совет, который станет тому способствовать.

Беседу вел Николай Головкин

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Темы диссертаций раскрывают и исследуют актуальные вопросы, стоящие перед Церковью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»