27-28 ноября в Свято-Сергиевском институте в Париже состоялась международная конференция «Отец Георгий Флоровский и православное богословское возрождение в XX веке», приуроченная к 30-летию смерти выдающегося русского богослова.
Конференция продолжила начинания института последних лет, имеющие своей целью привлечь внимание общественности и ученых к наследию русских богословов прошлого века. Работа конференции была организована по пяти тематическим направлениям:
- протоиерей Георгий Флоровский и русская религиозная мысль;
- неопатристический синтез;
- отдельные темы в наследии священника;
- влияние мысли отца Георгия;
- неизданное наследие пастыря.
Доклады зачитали профессора и ученые из разных стран, представляющие различные научные и образовательные центры, разные направления исследований.
О жизненном пути отца Георгия рассказал нынешний декан Свято-Сергиевского института протоиерей Николай Чернокрак.
Затем с докладами выступили:
- священник Ж. Роберти (Ренн) — «Новое прочтение Путей русского богословия»;
- А.В. Черняев (ИФ РАН) — «Флоровский как историк русской религиозной мысли»;
- Н. Казарян — «Понятие псевдоморфозы у Освальда Шпенглера и Георгия Флоровского»;
- Б. Галлахер (Оксфорд) — «В ожидании варваров: христианская идентичность и полемика по Флоровскому»;
- Н.Г. Филипенко (Киев, Институт философии НАН Украины) — «История русской религиозной философии по Флоровскому и Василию Зеньковскому: пример науки о человеке В. Несмелова»;
- М. Ставру (Париж) — «Эпистемологические критерии в неопатристическом синтезе Флоровского»;
- Й. Ван Россум — «Христос и спасение человека по Флоровскому»;
- священник Я. Зозулак (Словакия) — «Отец Георгий Флоровский и возвращение к патристическому богословию»;
- П.Б. Михайлов — «Понятие "синтез" у Г. Флоровского»;
- Горан Секуловски (Париж) — «Георгий Флоровский и Луи Буйе: проблема зла»;
- протопресвитер Б. Бобринской (Париж) — «Christus totus: христологическое измерение в экклезиологии Флоровского»;
- епископ Афанасий (Евтич) (Сербия) — «Отец Георгий Флоровский о границах Церкви»;
- М. Плестид (Кембридж) — «Георгий Флоровский и Запад: Фома и томизм»;
- протоиерей Н. Озолин — «О христианских истоках византийского иконоборчества: вклад Флоровского»;
- А. Торранс (Оксфорд) — «Из неизданного Флоровского в принстонском архиве»;
- Ж.-Ф. Колозимо (Париж) — «Неопатристический синтез Флоровского и современный экзистенциализм»;
- П. Калоицидис (Волос) — «Христианский эллинизм Флоровского и греческие богословы 60-х годов»;
- С.С. Хоружий (Москва, Институт синергийной антропологии) — «Георгий Флоровский и русская религиозная мысль: его критика, видение задач и рецепция его исследований в современной России».
Все доклады вызвали оживленную дискуссию. Организаторы высказали намерение опубликовать материалы конференции.
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru