В Патриаршей резиденции состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с президентом Республики Ингушетия Муратом Зязиковым. Во встрече принял участие епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, который дал свой комментарий Пресс-службе Московской Патриархии.
— Владыка, как бы Вы прокомментировали результаты состоявшейся встречи Патриарха Алексия и президента Ингушетии? Какие наиболее важные вопросы обсуждались в ходе беседы?
— Во-первых, Президент проинформировал Святейшего Патриарха о жизни в Ингушетии, об отношении властей к русскоязычному населению в целом и к православным — в частности. Действительно, Президент очень по-доброму относится к православным верующим, живущим в Ингушетии. Но, Вы знаете, доброе отношение может быть нейтрально добрым, а президент Зязиков реально помогает строящемуся в станице Слепцовской православному храму. Об этом он также рассказал Святейшему Патриарху.
Очень важно то, что Президент на примере Ингушетии рассказывал о необходимости возвращения русскоязычного населения в республики Северного Кавказа. Потому что мононациональные, моноконфессиональные республики — явление ненормальное. Президент Зязиков заявляет о том, что беженцами в постсоветских республиках были не только чеченцы или ингуши, но и русские. Такие заявления редко можно услышать из уст современных политиков. Он проводит государственную политику в республике, приглашая возвращаться к своим местам проживания тех людей, которые покинули их в силу известных обстоятельств.
Также обсуждались вопросы межконфессионального мира. И президент, и Святейший Патриарх однозначно пришли к выводу: нет оснований для межрелигиозного разногласия, мы умеем жить вместе. Президент Зязиков как член Совета Федерации подтвердил, что понимание этого существует как среди простых жителей национальных республик, так и среди руководителей этих регионов.
Также был затронут вопрос о религиозном образовании. И здесь не было разных мнений.
И святейший Патриарх, и Президент республики не просто согласны с введением Основ православной культуры, — они говорили о том, что вводить этот курс необходимо. Ведь, зная свою культуру и традиции, а также традиции своих соседей, нашим народам было бы легче жить вместе. Невежество часто приводит к тем конфликтам, которые оборачиваются большой бедой.
— Насколько, по Вашему мнению, отношение к такому шагу властей Ингушетии мусульманских религиозных лидеров может способствовать или, наоборот, препятствовать введению этого курса?
— Я бы сказал, что происходящее на сегодняшний день, — когда мы слышим заявления некоторых (подчеркиваю: некоторых) мусульманских религиозных лидеров, выступающих против введения Основ православной культуры, — это не отражает реальную картину всего мусульманского мира.
Моя епархия включает в себя много республик, которые по преимуществу мусульманские, и, поверьте, я не сталкивался с проблемой, о которой говорит муфтий Равиль Гайнутдин. В республиках Северного Кавказа нет этой проблемы! Ни руководство, ни население северо-кавказских республик не обвиняют Русскую Православную Церковь в претензиях на государственную гегемонию. У нас нет этих разногласий. Поэтому я думаю, что эта политика отдельных мусульманских лидеров, эти выступления — неконструктивны. Ведь мы должны понять одно: зная духовную традицию, религию друг друга, мы будем уважительно относиться к тем, кто живет рядом с нами. И, кстати, речь не идет о том, что преподаваться должны только Основы православной культуры, — там, где будет необходимо, будут преподаваться основы традиционных культур.
Более того: иногда к священникам из наших православных приходов обращаются мусульмане с просьбой принять их детей в те классы, где преподают Основы православной культуры.
В целом, я считаю, встреча важна еще и тем, что на ней прозвучало: Кавказ — это не только конфликтный регион, это также регион, где происходит созидательный процесс— программа возвращения беженцев, программа ввода жилья и другие. Есть, конечно, проблемы. Но подход к их решению может быть различен. Отрадно видеть то, что отношение к этим вопросам президента М. Зязикова — конструктивное; он не делит людей на конфессии, на национальности. Такая позиция государственных властей несомненно послужит достижению мира и согласия в регионе. В конечном итоге, мы должны понимать, что у нас единая история, у нас одна родина.
Пресс-служба Московской Патриархии