Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью руководителя Службы коммуникации ОВЦС священника Георгия Завершинского газете «НГ-Религии»

Интервью руководителя Службы коммуникации ОВЦС священника Георгия Завершинского газете «НГ-Религии»
Версия для печати
28 декабря 2009 г. 15:56

В интервью газете «НГ-Религии» доктор философии, магистр богословия священник Георгий Завершинский рассказывает о работе возглавляемой им Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

— Что изменилось в работе Службы коммуникации в связи с созданием Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви?

— В связи с тем, что прежний председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл стал Патриархом, а Отдел возглавил архиепископ Иларион, изменился круг задач Отдела. На данный момент ОВЦС освещает деятельность Патриарха, связанную с зарубежными поездками и контактами, и весь объем внешнецерковной деятельности. А служение Святейшего внутри России находится в ведении недавно созданного Синодального информационного отдела. Хотя до этого Отдел занимался освещением всей, а не только зарубежной деятельности Святейшего Патриарха, нельзя сказать, что сейчас функции Отдела сократились. Скорее, они изменились, поскольку добавились новые направления работы, в частности, в связи с развитием информационных технологий и необходимостью расширения присутствия Церкви не только в русскоязычном, но и в иноязычном информационном пространстве. Это свидетельство о Русской Православной Церкви, свидетельство о Православии во всем мире, на многих языках. Одной из первых перед нами была поставлена задача разработать и поддерживать в оперативном режиме разделы веб-сайта ОВЦС на английском, греческом и итальянском языках. Сейчас уже действуют русскоязычная, англоязычная и грекоязычная версии всего сайта. Буквально на днях мы планируем запустить итальянскую версию. Это серьезная работа, связанная с переводом и редактированием текстов, взаимодействие с читателями иноязычных разделов сайта, осуществление контактов, ответы на вопросы, организация встреч, аккредитация журналистов и так далее…

— Вы сказали, что на сайт заходят люди из разных стран. Вы ведете какую-то статистику?

— За один месяц англоязычную версию сайта посетили около 18 тысяч человек, а греческую — 13 тысяч. Это в первый месяц существования новых разделов. Я думаю, что в дальнейшем количество посетителей будет расти, и мы будем делать для этого все необходимое.

— Что вы думаете о состоянии православных СМИ в России и за рубежом?

— Главное требование для СМИ — успевать за временем. И, как правило, это самое трудное. Оперативность реакции на события оставляет желать лучшего и зависит от многих факторов. Технических возможностей с каждым днем становится больше, но новости с мест, «живое» освещение событий требуют человеческого присутствия, поездок. Часто случается так, что издания берут одну и ту же новость друг у друга и, слегка подредактировав, выдают за оригинальный текст. А это не очень интересно, людям важен первоисточник. Кстати, наш сайт и другие издания ОВЦС — это новостной первоисточник о важнейших событиях церковной жизни в России.

Если говорить о западных странах, где доминирует не Православие, а иные конфессии, то православные СМИ, если они там вообще есть, освещают, как правило, внутреннюю деятельность епархий или приходов. Во время моего служения в Ирландии, например, мы разработали и поддерживали веб-сайт, печатали приходские бюллетени и давали регулярный материал для русскоязычной газеты.

— Что вы думаете о работе западных христианских СМИ? Есть чему у них поучиться?

— Западные христианские СМИ, мне кажется, более открыты в настоящее время для обсуждения многих вопросов, которые у нас пока принято не обсуждать, а просто высказывать одностороннее мнение. Но нужно учитывать различие в ментальности и культуре общения в разных странах и регионах. То, о чем можно и должно говорить открыто в одной стране, лучше оставить внутренним делом Церкви в другой. Как и где решать вопрос об открытости, может судить только сама Церковь, которой лучше всего известно состояние общества и то, принесет ли пользу подобная открытость или нет. Например, Католическая Церковь в Ирландии невольно оказалась втянутой в серию скандалов, связанных с давно прошедшим временем и событиями, которые могли и не иметь места или быть представленными не так, как они происходили в реальности. Я говорю о судебных разбирательствах по поводу насилия священнослужителей над воспитанниками или воспитанницами закрытых церковных школ и пансионов. Прошло, может быть, около 50 лет, и теперь пожилой уже человек вспоминает о том, как священник или епископ когда-то проявлял к нему или к ней особое внимание, которое можно расценить как сексуальное домогательство. Было ли это в действительности, теперь уже решает светский суд. В результате такой открытости Церковь в Ирландии невольно оказалась в очень сложной ситуации, но, к счастью, не отказалась от открытого обсуждения и ответа обществу. В результате от общего обвинения в адрес всей Церкви СМИ переключились на рассмотрение частных исков. Это в целом сняло напряженность в обществе по отношению к Церкви и позволило ей продолжить выполнение своей миссии.

Задачи у всех христианских СМИ общие. Информационное пространство сейчас формируется так, что христианству в Европе отводится место на задворках общественной жизни. Основной идеей является то, что все религии равны между собой и по отношению к атеизму. В этом видится отход западной цивилизации от своих истоков. Церковь не должна мириться с этим положением вещей и искать формы и способы такого свидетельства миру, чтобы оно находило отклик в самых различных сферах общества.

Христианские СМИ, находя свое место в общем информационном пространстве, должны постоянно реагировать на события, связанные прямо или косвенно с Церковью, причем реагировать особым образом. Приведу слова апостола Павла, как мне кажется, адекватно отображающие эту ситуацию: Духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 2:15). Церковь может выносить суждения обо всех событиях, происходящих вне и внутри нее, но внешние оценки Церкви не всегда соответствуют действительности просто хотя бы в связи с отсутствием понимания реалий церковной жизни светскими людьми.

Должна быть открытость, соработничество православных, католических, протестантских СМИ в вопросах нравственности, взаимодействия с обществом на основе общих христианских ценностей и вопросов христианской проповеди в широком смысле этого слова.

— Христианские СМИ на Западе пишут на совершенно разные темы: социальные, политические, экономические, но авторы этих материалов — журналисты-христиане, и они дают именно христианскую оценку происходящему.

— Такого рода публицистика есть уже и в наших православных изданиях, и ее становится все больше. Тон задал Патриарх Кирилл, который идет на обсуждение многих вопросов, которые до этого Церковью практически не обсуждались и не освещались. Важно, что Патриарх идет к молодежной аудитории, которой, чтобы затронуть сердце молодого человека, необходимо сказать что-то искреннее, нефальшивое и ненадменное, без нарочитого «патернализма». Так что импульс дан.

— На Западе существует новое направление христианской миссии, которое называют «радикальная ортодоксия». Что это такое?

— Это очень интересное направление в западном христианстве, которое поражает тем, как живо, интересно, объективно и научно можно подавать «просто христианство». Для Англии — это своего рода традиция: проповедники и миссионеры, рассказывающие о христианстве вообще. Здесь достаточно вспомнить Клайва Льюиса. Конечно, есть определенная специфика, когда речь идет о представлениях англиканского сообщества. Но интересна сама манера, подход к изложению информации, проникновение в аудиторию, ее организация. Представителям радикальной ортодоксии удается, что называется, держать зал. Об этом свидетельствует эфир на национальном телевидении: ВВС каждую неделю в прайм-тайм дает программу одного из представителей радикальнй ортодоксии — Конора Каннингэма.

Особенность проповеди этого движения заключается в том, чтобы те явления общечеловеческой мысли, практики, науки, которые обычно свидетельствуют против веры, понять и увидеть так, чтобы это стало свидетельством за веру. К этому добавляются блестящие ораторские способности и харизма личности выступающих. Все это привлекает внимание общества и дает возможность достучаться до людей, рассказать им то, что они хотели бы знать. Возможно, стоит поучиться такому подходу.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Даниловом монастыре в Москве совершено отпевание заслуженного профессора Московской духовной академии Б.А. Нелюбова

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной заслуженного профессора Московской духовной академии Б.А. Нелюбова [Патриарх : Послания]

Заместитель председателя ОВЦC совершил Литургию в престольный праздник Петропавловского храма — Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехия)

Преставился ко Господу старейший сотрудник ОВЦС, заслуженный профессор Московской духовной академии Борис Нелюбов

Расшифрованы новые материалы Петроградского процесса 1922 года «Об изъятии церковных ценностей»

Открылась виртуальная выставка, посвященная 500-летию Новодевичьего ставропигиального монастыря

Уникальный исторический ресурс по истории Православия в Америке опубликован в свободном онлайн-доступе

Обновлены медиаресурсы Синодального отдела по тюремному служению