Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Журнал Московской Патриархии» — новый формат

«Журнал Московской Патриархии» — новый формат
Версия для печати
10 февраля 2010 г. 14:00

О новой концепции старейшего официального издания Русской Православной Церкви в интервью порталу Богослов.ru рассказал ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин.

― Сергей Валерьевич, в этом году «Журнал Московской Патриархии» вышел в новом дизайне, у него изменился формат. С чем это связано? Перемены коснулись только внешнего вида или содержание тоже меняется?

― Весной прошлого года, когда Святейший Патриарх Кирилл принял решение о назначении нового ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», был поставлен вопрос о приведении содержания и внешнего вида журнала в соответствие с теми задачами, которые сегодня стоят перед Русской Православной Церковью. Очевидно, что это масштабные задачи, и потому изменения, в том числе, и журнала, не могут ограничиться только внешними формами.

Переход на новый макет ― это свидетельство серьезных внутренних перемен. Если говорить о формате, то мы сознательно пошли на его увеличение, так как прежний воспринимался «сниженно» ― как бюллетень или брошюра, но никак не официальное издание. Обилие дизайнерских решений, которыми был перегружен журнал ранее, также визуально принижало его статус.

В целом же изменение внешнего вида ― это естественный процесс: за годы своего существования «Журнал Московской Патриархии» не раз и не два менялся. Дизайн и формат ― это не самые сложные вопросы, хотя при оценке результата не избежать субъективных оценок. Кому-то новый журнал понравится, кто-то будет критиковать, но это профессионально и качественно сделанный макет. Немногие церковные издания имеют детально разработанные шаблоны полос и таблицы стилей. Это сложный и кропотливый процесс. У нас эта работа еще не закончена: мы видим свои недоработки, анализируем полученные замечания, и нам необходимо еще несколько месяцев, чтобы макет окончательно устоялся. Это одна сторона проблемы.

Другая заключается в том, что необходимо определить и сформулировать направления, по которым должны произойти перемены во внутренней структуре журнала, и это очень непростой вопрос.

Работая над новой концепцией издания, мы исходили из того, что журнал должен быть не только интересным и полезным чтением, но и реальным помощником в решении широкого круга церковно-практических вопросов.

― Предлагаемые вами изменения нацелены в первую очередь на увеличение тиража, или вы также планируете расширение своей адресной аудитории?

― Как руководитель периодического издания, я, безусловно, заинтересован в увеличении тиража и числа подписчиков. Однако увеличение аудитории может идти разными путями. Не вижу первостепенной необходимости в привлечении тех читателей, которые сегодня не знают о «Журнале Московской Патриархии». Такая задача потребовала бы от нас другой концепции, ориентированной на массового читателя, с соответствующей тематикой публикаций и внешним видом.

Наша целевая аудитория ― это прежде всего православное духовенство, и наш потенциальный читатель охвачен далеко не полностью. Наша первоочередная задача сделать так, чтобы официальный журнал Русской Православной Церкви дошел до каждого прихода.

Это сложная задача. Многие священники подписку на ЖМП считают обузой, ненужной повинностью, пустой тратой денег. И в этом есть доля истины ― долгие годы издание не отвечало на нужды и потребности аудитории. У нас один путь привлечь читателя ― сделать журнал интересным и полезным.

Должен признаться, что отклик на январский номер меня не только порадовал, но и удивил. Оказывается, что читателей, сочувствующих нашим задачам и поддержавших нас, значительно больше, чем казалось. Для нашего будущего это имеет громадное значение. Нам необходимо создать ситуацию, при которой и активные миряне, и духовенство, и епископат будут чувствовать свою личную ответственность за судьбу журнала. Это наш общий журнал, и формировать его надо также общими силами: предлагать темы и писать статьи, откликаться на публикации, поддерживать авторов и критиковать их ― все это будет свидетельством по-настоящему общецерковного журнала.

― Ваша основная работа ― это выпуск журнала. Будет ли редакция проводить «сопутствующие» мероприятия ― круглые столы, семинары по темам, которые могут быть полезны духовенству?

― Да, безусловно. Есть немало вопросов, которые нуждаются в обсуждении. И это касается не только конкретных публикаций. Например, есть важный и серьезный вопрос о том, какой будет программа богословских публикаций в журнале. Учитывая, что статьи не должны быть академическими (это, скорее, богословская публицистика), мы стремимся сформировать круг авторов и приоритетных тем. Полагаю, что только встреча в рамках проектного семинара позволит решить эти задачи.

В феврале мы планируем провести круглый стол по проблемам строительства и реставрации храмов, на который уже приглашены ведущие специалисты в области реставрационных работ.

Здесь следует сказать, что мы рассчитываем черпать темы из материалов Межсоборного присутствия. Если его работа будет продуктивной, то часть рабочих материалов и дискуссий вполне может стать основой для публикаций в журнале.

― Какой будет интернет-версия журнала? Все ли статьи будут публиковаться в Интернете?

― Вопрос об интернет-версии стоит на повестке дня, однако мы будем решать его позже, сегодня силы сосредоточены на организации выпуска печатной версии.