Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад митрополита Санкт-Петербургского Владимира на первом заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства

Доклад митрополита Санкт-Петербургского Владимира на первом заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства
Версия для печати
1 апреля 2010 г. 15:17

25 марта 2010 года на Троицком подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве состоялось первое заседание Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Свой доклад представил председатель Комиссии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Возлюбленные о Господе собратья архипастыри!

Дорогие отцы и братья!

Богослужение — это центр жизни Церкви. Церковь есть Тело Христово (Кол 1:24), созидаемое в Святой Евхаристии и других Таинствах. В каждом церковном священнодействий, где бы оно ни совершалось — в Патриаршем соборе или в малой часовне — благодать Святого Духа изливается на творение Божие, оживляя сердца верующих и освящая все вокруг.

Тем трепетнее сердце каждого верующего — и самых простых прихожан, и ученых богословов, и облеченных высоким саном иерархов — относится к порядку совершения богослужения, к обстановке, в которой оно проходит, к богослужебному пению; вообще, к каждому слову, звучащему за службой в храме. Поэтому различные особенности (а порой и злоупотребления) в совершении богослужения в тех или иных приходах, монастырях, епархиях; разночтения в богослужебных текстах и их толкованиях; проблемы церковного искусства и церковного пения с художественной и канонической сторон, — вызывают у верующих многие вопросы. Наша Комиссия, посвященная вопросам богослужения и церковного искусства, как раз и призвана обсуждать варианты решения соответствующих проблем — с тем, чтобы затем предлагать их Священному Синоду и Архиерейскому Собору нашей Церкви.

Исходя из списка тем, который был передан в нашу комиссию Президиумом Межсоборного Присутствия:

  • упорядочение практики совершения уставного богослужения;
  • литургические тексты и чинопоследования;
  • урегулирование практики совершения Таинств и обрядов;
  • эстетика богослужения;
  • церковная архитектура (строительство и реставрация), иконопись, церковное пение и колокольный звон;
  • богослужения в памятные исторические даты;
  • общецерковное богослужебное предание и местные богослужебные обычаи;
  • вопрос о молитве за самоубийц и некрещеных,

— а также из тех более конкретных пожеланий, которые высказывались на Президиуме Межсоборного Присутствия и которые и стоят за перечисленными темами, основные проблемы, которые предстоит решать нашей Комиссии, можно разбить на несколько групп. Первая — проблемы приходского богослужения, а также местных богослужебных особенностей. Вторая — проблемы интерпретации богослужебных текстов и их доступности для понимания Третья — проблемы церковного искусства. Четвертая — проблемы церковного пения. Кратко выскажусь по каждой из них.

Проблемы приходского богослужения и местных богослужебных особенностей

Ни для ни кого не секрет, что реальная богослужебная практика на приходах и указания Типикона расходятся; порой — весьма существенно.

Эти расхождения обусловлены, в том числе, историческими причинами. С одной стороны, церковная община, богослужение которой описывается в Типиконе, — это средневековый общежительный монастырь. К современным приходским условиям нельзя приспособить эти указания во всей их полноте.

С другой стороны, наш Типикон не правился с XVII века (точнее, с 1695 года). При этом в эпоху рукописей, то есть до XVI века, Типикон правился перманентно — прямо в процессе переписывания он часто подвергался редактуре, фиксирующей изменения в реальной богослужебной практике. Даже и с переходом от рукописей к стандартизованным печатным изданиям справа Типикона не прекратилась. До Патриарха Никона «Око Церковное» (т.е. Типикон) было издано в Москве трижды (точнее, четырежды, но одно из изданий фактически было просто допечаткой тиража), и все три версии дониконовского «Ока» отличаются друг от друга. Многие из этих отличий связаны именно с попыткой дать описание того, как служат на самом деле. Но после 1695 года изменившиеся условия церковно-государственных отношений, а также народные волнения из-за начатой Патриархом Никоном справы и проводимых Императором Петром I реформ не позволили продолжить многовековую традицию естественной и незаметной редактуры богослужебных книг. Никакие изменения литургической практики в XVIII–XX веках в Типиконе уже не фиксировались. А изменений было много — начиная хотя бы с повсеместного распространения к началу XX века обычая совершать утреню вечером накануне, чего до XVIII века не бывало (не считая всенощных бдений). Что особенно существенно, радикально изменились сами условия жизни людей и ее повседневный уклад. Поэтому совершение богослужения по Типикону стало уже в принципе невозможным — если только речь не идет о монастырях, где существует возможность наладить соответствующий уклад жизни.

Такая оторванность печатного устава от реальной практики может приводить — и, к сожалению, уже приводит — к опасным последствиям. У клириков и у думающих мирян может складываться ощущение безысходности: «по уставу не служит никто, поэтому духовная жизнь невозможна» — и так далее. Еще чаще сложившаяся ситуация ведет или к ревности не по разуму, когда, успокаивая свою совесть «законничеством», клирик оказывается неспособен подумать о пастырском аспекте богослужения и его пользе для прихожан, или к «богослужебному произволу», когда богослужение начинает подвергаться всевозможным перекраиваниям и самовольным искажениям — со ссылкой на то, что «все равно у всех не по уставу».

Наличие этих проблем было полностью осознано еще в синодальную эпоху. Доклад «Об упорядочении богослужения» звучал на Поместном Соборе 1918 года. Московский Патриарх свт. Тихон и митрополит Петроградский сщмч. Вениамин направляли своему духовенству соответствующие Обращения. Патриарший Местоблюститель митрополит сщмч. Петр издавал Указы, направленные на упорядочение богослужебной практики, аналогичный Цикруляр отправлялся благочинным московских приходов с благословения митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия. Но, разумеется, в советское время перед Церковью стояли гораздо более серьезные проблемы, чем количество стихир, кафизм и канонов на утрене. Не было возможности обратить внимание на вопросы приходского богослужения и в первое пятнадцатилетие после распада Советского Союза, когда основные усилия были брошены на восстановление разрушенных храмов и монастырей.

Но сейчас священноначалие поручает нам начать работу по упорядочению практики совершения уставного богослужения. В связи с этим я предлагаю создать рабочую группу, которая выработает пока еще не приходской устав как таковой — это непростое дело, требующее самой основательной подготовки, — и даже не общие рекомендации относительно совершения богослужения на приходах, а саму стратегию создания подобных рекомендаций, а затем — и устава. Наверное, было бы правильно начать с изучения существующей практики: посмотреть, как совершается та или иная служба в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, других крупных церковных центрах и монастырях; сопоставить и проанализировать эти практики — и так далее. Но выработку конкретного плана действий я предлагаю предоставить самой рабочей группе, с тем, чтобы она предоставила его на рассмотрение нашей Комиссии к его следующему заседанию. В состав рабочей группы я предлагаю включить как литургистов-теоретиков, так и практиков – священнослужителей, регентов церковных хоров и уставщиков.

Проблемы интерпретации богослужебных текстов и их доступности для понимания

Проблема непонимания клириками содержания литургических текстов обусловлена, главным образом, низким уровнем подготовки священнослужителей: недостаточным знанием многими из них церковнославянского языка и плохой подготовкой в области богословия таинств и истории формирования их чинопоследований. Поэтому ее решение во-многом зависит не от богослужебных комиссий, а от системы нашего духовного образования.

Однако, во-первых, клириками Церковь отнюдь не ограничивается — со стороны мирян также существует большой запрос относительно доступности богослужебных текстов для понимания. Во-вторых, мы уже имеем множество священнослужителей, чей уровень подготовки — в том числе, и в области знания церковнославянского языка — не всегда достаточен. В-третьих, подготовка новых клириков упирается в недостаток толковых объяснений богослужебных текстов и чинопоследований.

Поэтому мне казалось бы правильным создать рабочую группу, которая займется выработкой принципов подготовки учебных, или комментированных («толковых») богослужебных книг, с разъяснениями содержания чинопоследований и переводами текстов. В состав этой рабочей группы должны войти историки богослужения, а также филологи — знатоки греческого и церковнославянского языков. При этом необходимо акцентировать внимание и на изучении церковнославянского языка, а также на издании древнерусских литургических памятников.

Проблемы церковного искусства

В течение нескольких последних столетий церковное искусство на Руси пережило ряд серьезный изменений и кризисов: влияние барокко, торжество академизма и запрет традиционного иконописания, катастрофа 1917 года, возрождение в 1990-е годы. Все это  отразилось на современном состоянии церковного искусства. После начала церковного возрождения упор был сделан в основном на быстроту восстановления и строительства храмов, зачастую в ущерб их художественным качествам. Между тем, церковное искусство не только передает канонические установления и многовековой опыт Церкви, но и должно создавать правильную молитвенную атмосферу. К сожалению, много нареканий возникает сегодня из-за тех вещей, о недопустимости которых неоднократно говорило священноначалие: например, неканонических икон (в том числе, Ивана Грозного и Григория Распутина), бездумного уничтожения старых росписей, изготовления роскошного, но малохудожественного убранства.

На Епархиальном собрании г. Москвы в 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл сказал по этому поводу следующее:

«В условиях постоянно ведущегося строительства новых храмов и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с особым вниманием следить за благообразием возводимых строений… В условиях масштабного церковного строительства важно не упустить возможности воплотить в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства».

Контроль за строительством и благоукрашением храмов должен быть возложен, по мысли Святейшего Патриарха, на церковные комиссии, имеющие в своем составе квалифицированных экспертов.

Необходимым представляется не только локальная деятельность по контролю за выполняющимися работами, но и выработка общецерковных рекомендаций по указанным вопросам. Такие рекомендации должны быть основаны как на оценке современного состояния церковного искусства, так и на многовековом опыте Православной Церкви, с привлечением лучших образцов византийского и русского зодчества, росписей, иконописи и утвари. В дальнейшем представляется важным и перспективным создание общецерковной базы данных по христианскому искусству, включающей в себя лучшие образцы.

Поэтому я предлагаю создать рабочую группу по написанию общецерковных рекомендаций по вопросам церковного искусства, с привлечением в ее состав наиболее известных искусствоведов и специалистов.

Проблемы церковного пения

Проблемы церковного пения также достаточно многообразны. Существует несколько традиций в отношении даже самой манеры пения в храме. Музыкальная стилистика звучащих за богослужением произведений весьма различна и не всегда подчиняется каким-то ясным и понятным принципам. В отличие от дореволюционной ситуации, нет никакого центрального церковного органа, который служил бы цензором вновь сочиняемых церковно-певческих композиций. Идет острая полемика вокруг знаменного пения. Перечисление проблем можно продолжать. В связи с этим было бы правильным создать рабочую группу по вопросам церковного пения и предложить ей подумать над тем, какие существуют возможности по исправлению ситуации. Однако я полагаю, что в этом году, когда работа и нашей Комиссии, и Межсоборного Присутствия в целом только начинается, создание рабочей группы по вопросам церковного пения было бы преждевременным. Тем не менее, решение вопроса о ее создании я оставляю на усмотрение членов Комиссии.

***

В отличие перечисленных выше общих направлений, одна из тем, предложенных нашей Комиссии Президиумом Межсоборного Присутствия, представляет собой конкретную проблему — а именно, «вопрос о молитве за самоубийц и некрещеных». Эта проблема требует неотложного решения, поэтому по распоряжению Святейшего Патриарха она была не только адресована нашей Комиссии, но и направлена на рассмотрение Синодальной Богослужебной комиссии, которая уже подготовила свои предложения. Когда они будут должным образом рассмотрены, нашей Комиссии будет необходимо их учесть. А сейчас я обращаюсь к присутствующим с пожеланием сосредоточиться на остальных направлениях. Прошу всех участников заседания высказаться по обозначенным выше предложениям, а также по любым другим интересующим их вопросам, связанным с темами, переданными в нашу Комиссию Президиумом Межсоборного Присутствия.

Призываю благословение Божие на все наши труды.

Владимир

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Издательском Совете состоялось очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов

В Издательском Совете состоялось очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов

На базе Воронежской духовной семинарии прошел круглый стол Сообщества преподавателей литургики

Священный Синод утвердил ряд богослужебных текстов

Более ста вдов священнослужителей московских приходов и ставропигиальных монастырей получили материальную помощь во втором квартале 2024 года

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в Мещерском г. Москвы протоиерея Александра Тараканова [Патриарх : Послания]

Икона, спасенная из взорванного Храма Христа Спасителя в Москве, вернется на историческое место в возрожденном храме

В Москве проходят фотовыставки «Жизнь и социальная деятельность новых православных приходов»

Состоялся круглый стол, посвященный итогам апробации онлайн-курсов грантового проекта Общецерковной аспирантуры и докторантуры

Издательство Московской Патриархии выпустило каталог-ежегодник «Христианское искусство — 2024»

Святейший Патриарх Кирилл посетил выставку современного церковного искусства и архитектуры при храме равноапостольного князя Владимира в Тушине

Посещение выставки современного церковного искусства и архитектуры при храме равноапостольного князя Владимира в Тушине г. Москвы

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Опыт деятельности Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества за последний период (2016-2022 гг.). Актуальные вопросы

Мораль для робота. Евангельский взгляд на этические проблемы технологических инноваций

О проекте документа «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления молодых послушников»

Работа и служение. О церковно-общественной дискуссии по проекту документа Межсоборного присутствия «Профессии, совместимые и не совместимые со священством»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний о развитии религиозного образования и духовного просвещения на Украине

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на заседании круглого стола, посвященного вопросам оказания помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения

Монашество как Таинство Церкви. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

Обсуждение соборных решений Церкви

Церковная социальная деятельность будет систематизирована

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: Решить проблему бедности можно только воспитав в людях желание помогать другим