Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в газете «Русь державная» (№ 10, 2012).
Заканчивается обсуждение документов, подготовленных Межсоборным присутствием в связи с приближающимся Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Ожидается, что уже в ноябре проекты этих документов рассмотрит редакционная комиссия Присутствия под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. А в конце того же месяца состоятся президиум и пленум Межсоборного присутствия.
Среди документов, которые предложены для самого широкого обсуждения и корректировки на сайтах Msobor.ru и Bogoslov.ru, есть три текста, поднимающие вопросы, широко обсуждаемые в обществе и в церковной среде. Первый из них — «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности». На упомянутых сайтах уже высказываются многие критические замечания, как со стороны консервативной части верующих людей, так и со стороны либеральной их части. Некоторые люди призывают не принимать вообще этот документ, потому что в принципе отрицают необходимость новых идентификационных технологий и убеждены, что все эти технологии должны быть Церковью решительно отвергнуты. Одновременно поступает немало писем в поддержку этого документа. Впрочем, самым конструктивным видится внесение поправок, новых идей, альтернативных формулировок.
Известно, что данная тема всерьез волнует значительное число граждан постсоветских стран, и не только их. Люди обеспокоены опасностью тотального сбора информации о них и использования ее не только в целях борьбы с преступностью и иными нарушениями закона, но и в целях тотального контроля над человеческой личностью, над частной жизнью человека, над его убеждениями. Контроля, который легко позволит власти, национальной или международной, ставить человека в такие условия, в том числе идеологические и мировоззренческие, которые он просто побоится не выполнить, понимая, что исключение его из системы электронных взаимоотношений для него может означать потерю работы, общественного статуса, социальной помощи, а в перспективе — голодную смерть.
Проект другого документа называется «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции». Он так же обсуждается довольно активно. С одной стороны выступают люди, которые возмущены случаями насилия в семьях, сексуального злоупотребления несовершеннолетними, пренебрежения родителей своими обязанностями до такой степени, что это создает опасность для жизни и здоровья детей. С другой стороны, люди — и, наверное, таких в православной среде большинство — высказывают опасения в связи с тем, что чиновники и общественники смогут получить право беспардонно вмешиваться в жизнь любой семьи, диктовать ей условия относительно того как воспитывать детей, какие их капризы удовлетворять, а какие нет, как можно сдерживать их, особенно малолетних, от поступков, приносящих вред их физическому и моральному здоровью. Уже были случаи, когда детей изымали из семьи только за то, что в холодильнике не было тех продуктов, которые чиновник считает необходимыми. Если, например, проходит Великий пост и родители сорок дней не дают великовозрастному чаду ни мяса, ни молока, что — это тоже должно быть поводом для разрушения семьи?
В проекте документа предлагается защитить права родителей на воспитание детей, на определение их мировоззрения, на их религиозное просвещение, на то, чтобы формировать их образ жизни, включая режим питания, общение с противоположным полом, получение информации, участие в тех или иных событиях вне дома.
Третий документ — это «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви». Его проект скоро будет обсуждаться в Общественной палате Российской Федерации. Некоторые предложения к нему поступают не только от отдельных людей, но и от природоохранных организаций, бизнеса, который стремиться придавать экологическое направление своей деятельности. Известно, что состояние окружающей среды, прекрасного созданного Богом мира, сегодня оставляет желать лучшего, и виной тому обычно деятельность человека. Осознать нравственное направление природоохранной деятельности — значит помочь разрешить стоящие перед страной и миром экологические проблемы.
Искренне надеюсь, что все пастыри и чада нашей Церкви ознакомятся с проектами этих документов. Они будут иметь, в случае если их примет Архиерейский Собор, не просто церковно-общественное, но и вероучительное значение, им будет придан высший церковный авторитет. Именно поэтому очень важно, чтобы свою лепту в их разработку вносили пастыри, монашествующие и миряне, чтобы эти документы были в полной мере голосом Церкви. Все предложения и поправки будут внимательно изучены, даже анонимные. Впрочем, хотелось бы, чтобы люди, высказывающие свое мнение, называли себя. Это позволит отличить их голос от шума заказных кампаний, производимого одним-двумя людьми, выдающими себя за сотни и тысячи.
Общецерковное обсуждение проектов важнейших соборных решений, инициированное Святейшим Патриархом, дает каждому православному христианину возможность участвовать в выработке церковной позиции. Дай Бог, чтобы максимальное количество людей воспользовалось этой возможностью.