Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

О проекте документа «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления молодых послушников»

О проекте документа «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления молодых послушников»
Версия для печати
23 марта 2020 г. 12:39

Доклад наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы епископа Солнечногорского Алексия на региональном круглом столе «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих» (Пятигорская и Черкесская епархия, Георгиевский женский монастырь г. Ессентуки, 12-13 марта 2020 года).

Ваши Высокопреосвященства, Ваше Преосвященство, всечестные отцы игумены и матушки игумении!

Так как с принятия в монастырь и окормления новоначальных начинается созидание каждой обители и тема эта очень важна, мне поручили вновь рассказать о проекте документа «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления молодых послушников». Работа нашей группы над документом осуществлялась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и проходила в рамках деятельности комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.

Тема была предложена Священноначалием с учетом насущных нужд монастырей, чтобы желающие стать членами братства или сестричества могли бы вступить в обитель как в монашескую семью и в дальнейшем с любовью и благодарением Богу совершать путь монашества.

В работе учитывались и те вопросы, которые поднимались на различных монашеских форумах и были заданы не только игуменами или игумениями, но звучали и из уст монашествующих, послушников и тех, кто еще только желает поступить в обитель.

Тема принятия в монастырь многогранна: она имеет много сторон и аспектов. Каждый игумен и игумения имеют личный практический опыт принятия в обитель и заботы о новоначальных. На этом пути у каждого есть свои открытия, наблюдения, преуспеяния и ошибки, из чего складываются собственные убеждения и видение вопроса. Кто-то, возрождая монастырь и сталкиваясь с нехваткой рабочих рук, принимает всех, кого только можно; кто-то действует так же, ссылаясь на слова Господа: Грядущего ко Мне не изжену вон (Ин. 6:37). Некоторые предъявляют к поступающим слишком высокие требования и ждут от них того, чего они еще не могут дать — беспрекословного во всем послушания, смирения и кротости, а если человек — «не ангел», то он оказывается за монастырскими воротами. Кто-то очень осторожно принимает в обитель, боясь разрушить дух братства и благодатную атмосферу монастыря. В каждом суждении есть свое разумное зерно, что мы старались использовать в работе, сличая наш опыт с опытом святоотеческим и опираясь на проверенные источники, каноны Церкви, поучения святых отцов, древние монашеские уставы и принятое нашей Церковью «Положение о монастырях и монашествующих».

Все высказанные в процессе работы мнения, пожелания и замечания наших собратьев были очень ценными. Обсуждения показали, насколько актуален вопрос и индивидуальны каждый человек и каждая обитель. И мы очень благодарны всем членам рабочей группы и каждому из участников обсуждения, оказавших нам помощь.

Нам хотелось бы, чтобы документ был не просто сводом правил, который остается где-то за рамками реальной жизни. Мы желаем, чтобы он принес пользу практическими советами, стал пособием и помощью в жизненных обстоятельствах и встречающихся трудных ситуациях.

Проект документа уже неоднократно обсуждался на заседаниях комиссии Межсоборного присутствия, последний раз такое обсуждение проходило в Сарове. Текст документа зачитывался на конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации», прошедшей в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 24-25 сентября прошлого года. Обсуждение документа продолжается, и мы рады выслушать и принять к сведению все пожелания и поправки.

По своему стилю и форме документ должен быть четким и лаконичным, и иметь определенную конкретику, поэтому мы пытались обобщить в нем все вышесказанное, чтобы определить действия игумена и кандидата в братство. Но в документе имеются и ссылки на канонические и святоотеческие источники, если кому-то интересно ознакомиться с вопросом подробнее.

В начале документа рассматриваются условия для принятия и препятствия к поступлению в монастырь, что важно знать и настоятелю, и кандидатам в братство. Затем даются рекомендации относительно испытательного периода: как принять трудника и организовать его пребывание в обители; что необходимо делать игумену, чтобы помочь труднику глубже проникнуться монастырской жизнью и понять, как она протекает. Нам хотелось бы подчеркнуть, что это очень кропотливый, требующий терпения и внимания, но необходимый труд, если игумен желает, чтобы его братство пополнялось людьми благонамеренными, верными и действительно стремящимися к монашескому житию.

Не все трудники остаются в монастыре, и это правильно. Хорошо, что и игумен вовремя понял, что человек не сможет ему довериться и находиться в братстве, и трудник на предварительном этапе определился и избрал то, что считает для себя лучшим.

Многомилостивый Господь действительно никого не отвергает. Но в Церкви есть много спасительных путей, и монашеский путь не единственный. Поэтому принимать в братство или сестричество нужно с большим вниманием и рассуждением.

Необходимо помочь поступающему в монастырь определиться, раскрыть и проявить себя. Игумен призван отнестись к нему с терпением и разумным доверием, найти подход, узнать не только о его положительных качествах, но и о недостатках. И как можно подробнее расспросить этого человека о прошлой жизни в миру, пытаясь понять, чем он живет, сможет ли он остаться в братстве и понести монашеский крест. Конечно же, при недостатке времени и большой занятости настоятель может частично поручить заботу о новоначальном старшим и наиболее опытным насельникам, но основное попечение о душе поступающего в монастырь возложено на игумена или игумению — как на отца или мать братства или сестричества.

Если принятие в монастырь осуществляется внимательно, с постепенностью и наблюдением за внутренней жизнью кандидата, то мы, игумены и игумении, сможем понять, останется ли этот человек в обители или нет. А понять это мы сможем только тогда, когда будем молиться о человеке, с любовью отнесемся к нему и найдем возможность для личной беседы с ним, делая все от нас зависящее для того, чтобы поступающий в обитель раскрыл душу и доверился Богу.

Бывает, что новоначальный ощущает особенную благодать и сладость монашеской жизни, но так будет не всегда. Приснопамятный архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил о выборе монашеского пути: «Выбор должно делать не в парении духа, и отдавая себе отчет, к какому кресту протягиваешь руки»[1]. Поэтому не нужно никого привлекать в монастырь какими-то обещаниями или еще чем бы то ни было. Нужно предоставить человеку свободу выбора. Однако можно ненавязчиво рассказывать о красоте монашеской жизни, о радости пребывания с Богом. Но и в то же время о трудностях монашеского пути, который есть крестоношение. Нужно проявить деликатность и любовь к ближнему, ставя спасение его души выше интересов обители.

Трудник имеет возможность для себя взвесить все «за» и «против» и принять решение. В обители он не должен быть предоставлен сам себе, но жить согласно уставу данного монастыря, знакомиться с его правилами, участвовать в общих послушаниях. По словам епископа Лидрского Епифания, делавшего доклад на тему принятия новоначальных на проходившей на Кипре в прошлом году монашеской конференции, «в этих послушаниях есть свой смысл. Через это маленькое усилие и реакцию на него кандидата проявляются черты его внутреннего мира»[2].

Именно на эти «черты внутреннего мира», на то, будет ли человек созидать в себе Царствие Божие, мы более всего должны обращать внимание. Все же остальное — то, насколько трудник знает свое ремесло и полезен ли его труд для монастыря, — приложится нам. Если же главное и второстепенное меняются местами, если для нас главное — приобрести для монастыря специалиста в той или иной области, а не монаха, — впоследствии произойдет катастрофа и в жизни человека, и в жизни обители. Если в течение испытательного срока трудник покажет послушание и твердость своего намерения вести монашескую жизнь, он может быть принят в число послушников. И мы сами должны понять, близок ли он по духу нашему братству, сможет ли с ним сродниться, и примет ли его братство.

Далее в проекте документа описывается прием в число послушников и обязательная беседа с игуменом, который должен задать поступающему все необходимые вопросы, чтобы знать о нем как можно больше и иметь возможность ему помочь.

Беседуя с новоначальным, игумен обязан его предупредить о трудностях монашеского пути и о том, что, несмотря ни на что, задача монаха — остаться верным своему призванию, сохранить ревность по Богу. Такое напутствие становится своего рода стартовой страничкой, к которой человека всегда можно будет возвратить, если его образ мыслей и поведение изменятся к худшему.

После того как человек принял окончательное решение о монашеском пути, и игумен и братство согласны его принять, он должен обязательно уладить все свои житейские дела, выполнить или перепоручить те обязательства, которыми он связан в миру, и сделать это либо до поступления в обитель или хотя бы на стадии послушничества. Если он что-то оставит незавершенным, такая связь может стать препятствием к монашеской жизни, причинит страдания или даже заставит покинуть монастырь и возвратиться в мир. Принимая решение идти в монастырь, человек умирает для мирской жизни. Все это мы и стремились отразить в нашем документе.

Немаловажна глава о качествах новоначального послушника, которые проявляются на практике с течением времени, такие как: послушание, готовность отречься от мирских привязанностей, доверие игумену, исполнение устава, готовность исполнять любые, в том числе и самые простые труды, носить тяготы и немощи братии, стойкость в искушениях, усердие к молитве и другие. Все мы знаем простые духовные истины, но бывает, что в трудностях и искушениях об этом забываем. Поэтому хорошо, когда и у наставника, и у послушника есть некая памятка, которую он может время от времени просматривать или напоминать себе.

Нужно учитывать и то, что человек, пришедший в монастырь со своими многолетними греховными навыками и страстями, не может в один миг измениться. Но направление его воли проявится в том, насколько он будет менять жизнь, прислушиваться к советам и замечаниям и оказывать послушание игумену. Все это можно увидеть в процессе духовного окормления, и этой теме посвящена завершающая глава документа. Мы попытались написать лишь о некоторых составляющих такого сложного и творческого делания как духовное руководство, воспитание человеческой души для вечности, в котором игумен отдает душевные силы и проявляет жертвенность, а послушник являет доверие и послушание.

«По мере доверия, — говорит епископ Лидрский Епифаний, — следует мера любви. Какой мерой мерите, такой и вам будут мерить (см. Мф. 7:2; Мк. 4:24; Лк. 6:38). За любовью следует мера Благодати»[3]. Встречается такой неправильный стереотип: некоторые считают, что если брат подходит к игумену, то игумен как-то его выделяет, больше любит и выслушивает от него жалобы на других братий. Это неверное представление создает враг нашего спасения. Виной таких мыслей иногда бывает и неправильное поведение игумена, но не так часто, как это кажется. На самом деле никто и никому не мешает проявлять доверие к наставнику, и это касается не только новоначальных, но и давно подвизающихся в обители. Есть многовековой опыт, свидетельствующий о пользе и благодати, которую получают те, кто постоянно обращаются к духовному наставнику и исполняют его наставления.

Избежать так называемого «выгорания» помогает именно доверие и сердечное послушание игумену, живая связь с духовным наставником, основанная не на пристрастии и привязанности, а на духовной пользе и стремлении к Богу обеих сторон.

Бог вчера, днесь Той же и во веки (Евр. 13:8). И Он всегда готов поддержать подвизающегося, было бы желание и решимость подвизаться. Но Бог — это и Учитель, ведущий душу к высшему совершенству. Это значит, что не нужно отступать перед трудностями, а следует, с Божией помощью, идти дальше. Если в чем-то совершил ошибку, упал, необходимо вставать и исправляться. В этом духовном труде необходимо терпение как для новоначального, так и для его наставника. Новоначальному нужно также исполнять устав и оказывать послушание и братству в том, что касается дел и распорядка обители.

Духовное окормление — это соединение послушника со Христом посредством доверия духовному наставнику. В области духовного воспитания многое индивидуально, но есть некоторые общие моменты, такие как проведение личных бесед с послушником, воспитание в нем послушания, усердия к богослужению, молитвенному правилу, исполнению устава обители, и, конечно же, обучение правильным отношениям с ближними.

Послушник призван учиться любви и чуткости, к ближнему через любовь ко Христу, а также и отношению к Богу через ближних. Ему нужно разобраться и в том, как к кому из окружающих следует относиться; как сохранять со всеми мир и быть доброжелательным; как научиться евангельской простоте и в то же время не открывать душу всем и каждому и не опустошать себя многословием и тщеславием. «Если мы войдем в море искушений с верой, как у Петра, мы будем шагать по волнам и преодолеем их без сложностей. Если у нас появятся сомнения, мы начнем опускаться ко дну. Если мы позовем на помощь Того, Кто способен спасти, Он нас спасет. Если мы не закричим, то, без сомнения, пойдем ко дну, — говорит владыка Лидрский Епифаний[4]. И здесь необходимо уметь слушать — игумену услышать свое чадо, брату — научиться слушать и исполнять то, что говорит игумен, а не поток своих (а чаще не своих) мыслей, которые не позволяют услышать не только игумена, но и ближних вообще.

В заключение хотелось бы сказать, что документ не является некоторым предписанием, но показывает то, к чему мы призваны стремиться. Часто мы встречаемся и с таким явлением, когда за внешними благочестивыми действиями человека, который вроде бы стремится к монашеству, скрывается стремление к карьерному росту, власти, славе, почету. Преподобный Макарий Оптинский с сожалением отмечал: «Иногда случается, что некоторые… принимают мантию, даже и добиваются оной из тщеславия и честолюбия, а мантия есть образ смирения, и если без сего последнего ее носим, то она бывает уже не полезным бременем и не благим игом, но сопротивным»[5]. Если человек действительно желает монашеского жития, он ставит перед собой иную цель — Христа, сказавшего: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29). Ни о каком движении по карьерной лестнице и подобных вещах в монастыре не может быть и речи. Если человек будет этого искать в обители, то он будет постоянно впадать в ропот и недовольство, смущая остальную братию, а впоследствии разочаруется и уйдет. Лучше, предвидя подобный исход, стремиться к тому, чтобы новоначальный изменил свои взгляды и цель и начал приобретать дух Христов. Если же он этого не желает, то пребывание в монастыре не будет для него полезным, а тем более монашество, которое есть путь внутреннего делания и нелегких трудов, направленных на обновление и созидание внутреннего человека.

Хотелось бы поблагодарить Его Святейшество, Святейшего Патриарха Кирилла, всегда помогающего молитвой и советом и вдохновляющего в создании жизненно важных церковных документов, а также председателя комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, направлявшего нашу работу в нужное русло, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Каширского Феогноста за всестороннюю поддержку и всех, кто принимал участие в работе над документом и внес свой вклад в его создание.

Наш документ разрабатывался для того, чтобы игумен, имея даже небольшой опыт управления обителью, а также поступающий в монастырь смогли избежать хотя бы некоторых ошибок и воодушевиться красотой той жизни в Боге, которую реально созидать и в обители, и в человеческой душе по слову Господню: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21).

Если у кого-то есть вопросы, предложения и замечания, мы рады выслушать всех, кто готов высказаться, и учесть все сказанное.

Благодарю за внимание.


[1] Цит. по: Никон (Горохов), иерод. Вступление в монашество и выход из него. Часть 9. Святые отцы и современные подвижники благочестия о монашестве [Эл. ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/31019.html.

[2] Епифаний, епископ Лидрский (Кипрская Православная Церковь). Прием и духовное воспитание начинающих монахов в монастырях сегодня. [Эл. ресурс] URL: https://monasterium.ru/doklady/mezhdunarodnaya-konferentsiya-monashestvo-i-sovremennyy-mir-nikosiya-respublika-kipr-28-29-noyabrya-/priem-i-dukhovnoe-vospitanie-nachinayushchikh-monakhov-v-monastyryakh-segodnya/.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Макарий Оптинский, прп. Душеполезные поучения. М., 2006. С. 334.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Материалы по теме

Представитель Антиохийской и Русской Православных Церкви присутствовал на мероприятии в честь 80-летия дипломатических отношений между Россией и Сирией

Наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры совершил отпевание игумена Варнавы (Столбикова)

7-12 июля состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургскую митрополию и на Валаам

В Калужской области проходят мероприятия духовно-просветительского проекта «Дни Достоевского в Оптиной пустыни»

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил торжества престольного праздника в храме Ризоположения Московского Кремля

В Ивановской митрополии состоялась итоговая аттестация слушателей курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих

В Пятигорске состоялся круглый стол монашествующих из епархий, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа

В день памяти всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, митрополит Каширский Феогност совершил Литургию на московском подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря

Другие статьи

Опыт деятельности Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества за последний период (2016-2022 гг.). Актуальные вопросы

Мораль для робота. Евангельский взгляд на этические проблемы технологических инноваций

О проекте документа «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления молодых послушников»

Работа и служение. О церковно-общественной дискуссии по проекту документа Межсоборного присутствия «Профессии, совместимые и не совместимые со священством»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний о развитии религиозного образования и духовного просвещения на Украине

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на заседании круглого стола, посвященного вопросам оказания помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения

Монашество как Таинство Церкви. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

Обсуждение соборных решений Церкви

Церковная социальная деятельность будет систематизирована

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: Решить проблему бедности можно только воспитав в людях желание помогать другим