Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на заседании круглого стола, посвященного вопросам оказания помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на заседании круглого стола, посвященного вопросам оказания помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения
Версия для печати
4 октября 2013 г. 12:31

1 октября 2013 года в Воронеже, в зале собраний Благовещенского кафедрального собора Воронежской и Борисоглебской епархии, прошло заседание круглого стола, посвященного обсуждению вопросов оказания помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения. Собрание возглавил председатель Комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, обратившийся к собравшимся с приветственным словом.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Сергий! Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас, собравшихся на круглый стол, посвященный вопросам церковной помощи малоимущим и социально незащищенным людям.

Наша встреча проводится Комиссией Межсоборного присутствия по организации церковной социальной деятельности и благотворительности по приглашению и при поддержке Воронежской епархии Русской Православной Церкви. И я хочу поблагодарить митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия за организацию этого круглого стола в Богоспасаемом граде Воронеже. Воронежская епархия проводит активную работу по оказанию помощи малоимущим, ваш опыт ценен для нас, и поэтому наш круглый стол организован здесь.

Проблема бедности сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Критерии бедности, соотношение бедных и богатых в обществе, отношение к малоимущим в различные эпохи были разными. Так, известные законы о бедных в средневековой Англии предписывали решать проблемы, создаваемые маргинальными слоями городского общества, даже с помощью самых жестких мер. И вместе с тем мы знаем о широкой благотворительной деятельности многих европейских монастырей в тот же период, которые в неурожайные годы кормили сотни крестьян.

На Руси сострадательное отношение к бедным и нищим широко стало распространяться с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков монастыри оставались средоточием социальной помощи бедным, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру.

Не буду вдаваться в историю этого вопроса, но хотел бы отметить несколько его аспектов.

Помощь нуждающимся является выполнением заповеди о любви к ближним. Увидеть нуждающегося — это нравственный долг каждого христианина. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Или в другом месте Христос говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Мы помним, что в образе нуждающихся к нам приходит и Сам Христос.

Почему же есть на земле бедные и богатые?

Богатые должны через бедных развивать в себе любовь к ближним, бедные через бедность должны учиться не осуждать, не завидовать, не роптать, а за все благодарить Бога.

Материальный достаток сам по себе не является греховным, ведущим к погибели, не открывает двери спасения. Грехом является неправильное отношение к нему. Безумный богач был осужден не за урожай, а за отношение к тому, что дал Господь. Мы помним, собрав большой урожай, он сказал: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Все земное имеет земную (временную) ценность для человека и должно послужить стяжанию вечных непреходящих ценностей, т.е. пробуждать в человеке любовь к ближнему. Еще в Ветхом Завете Господь сказал: «Люби ближнего твоего как самого себя» (Лев. 19:18). Избыток материальных благ для христианина должен рассматриваться как данная Богом возможность помогать другим, увидеть в бедном, нуждающемся человеке своего ближнего и развивать в своем сердце любовь к нему.

Неправильное отношение к материальным благам мы видим и у юноши, спросившего Христа, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. На слово Христа о необходимости выполнять заповеди, он самодовольно ответил, что все выполняет от юности своей. Но когда Господь, указав на нищих, сказал: «Вот твои ближние, помоги им», — то он ушел опечаленным. Любовь к земному, материальному, временному у этого молодого человека была больше, чем любовь к ближнему. Нельзя быть христианином, не имея любви к тому, кто рядом с тобой пребывает в нужде, и оценивая тленное материальное богатство выше, чем человека.

Бедные, видя богатых, должны научиться преодолевать трудности, не осуждая кого-то, не завидуя другим. Евангельский Лазарь благодарил Бога за крохи, которые доставались ему со стола богача и не роптал. А святой блаженный Алексий, Христа ради юродивый, добровольно повторил этот подвиг, будучи наследником уважаемых и богатых родителей.

Каково положение сегодня? Начиная с 90-х годов, произошло сильное расслоение общества на богатых и бедных. И это произошло не только в России, но и во всех странах на всей территории постсоветского пространства. Значительная часть людей живет ниже официальной черты бедности. Население не было готово к произошедшим социальным переменам. То же касается государства. Постоянный рост цен, экономический кризис, увеличение числа безработных — вот с чем столкнулись мы в то время.

И хотя сейчас государственная организация социальной защиты населения в России представляет собой многофункциональную систему, которая постоянно совершенствует инструментарий и находит новые формы реализации законодательства адресной поддержки нуждающихся граждан, людей нуждающихся очень много, и их число растет.

Социологи считают, что сегодня в России преодолена проблема нищеты, т.е. если исходить из установленного Всемирным банком порога нищеты в 2 доллара в день, то в нашей стране нищих не осталось. Однако по-прежнему остается проблема бедности. Бедными в России официально признаются те, чьи доходы ниже прожиточного минимума. В 2013 году (1 квартал) прожиточный минимум составил 7095 рублей (в расчете на душу населения). А количество людей, живущих за чертой бедности — 19 млн.

Больше всего в нашей стране рискуют оказаться за чертой бедности молодые люди до 30 лет с детьми. 60 % семей с тремя и более детьми живут ниже порога бедности. Пособия и социальные выплаты для содержания детей у нас крайне скудные. Государство позиционирует их как помощь, но, как говорят сами родители, вряд ли эти выплаты можно рассматривать как реальную финансовую поддержку; на них нельзя приобрести предметы первой необходимости и обеспечить полноценное питание. Индексация государством пособий не успевает за резкими скачками инфляции и ростом цен.

Льготы для социально незащищенных категорий граждан ограничиваются, переводятся в разряд гос- или муниципальных услуг, которые осуществляются только по запросу и обрастают целым ворохом бюрократических процедур и получения справок.

Кардинальные социальные перемены, произошедшие в постсоветской России, привели к тому, что в группу социально уязвимой категории населения, кроме пенсионеров, студентов, безработных и инвалидов, теперь включены семьи с низким уровнем дохода, семьи, потерявшие кормильца, матери, воспитывающие детей в одиночку, лица, освободившиеся из заключения и нуждающиеся в ресоциализации, пострадавшие от незаконного преследования, жители регионов, пострадавшие от стихийных бедствий (Краснодарский край, Дальний Восток), трудовые мигранты; временно нетрудоспособные; жители городов, где градообразующие предприятие находится в состоянии банкротства.

На сегодняшний день в социальную деятельность по оказанию помощи разным категориям малоимущих в той или иной мере вовлечено большое количество церковных приходов, монастырей и организаций. В ряде епархий действуют благотворительные столовые, раздаются продуктовые наборы, одежда и обувь, проводятся благотворительные акции, к участию в которых привлекаются люди разного имущественного положения и возраста. Малоимущим требуется не только материальная поддержка, но и юридические консультации, помощь в поиске временной или постоянной работы, и, конечно, особая духовная поддержка со стороны Церкви.

Церковь должна воспитывать правильное отношение к материальным благам, богатству, которое не может быть абсолютным критерием в оценке человека.

Мы помним библейский рассказ о бедной вдове, принесшей в храм две лепты — все, что у нее было. И помним, как высоко Спаситель оценил ее приношение: выше всех других состоятельных жертвователей. Эта история учит нас тому, что самые скромные и незаметные по мирским меркам люди обладают огромной ценностью в глазах Спасителя.

Не должны мы равнодушно проходить мимо нуждающихся людей и просящих милостыню. Наша помощь поможет попавшим в трудную материальную ситуацию людям почувствовать, что они не одиноки в своей беде, найти в себе силы для достойной жизни и предпринять попытки изменить ситуацию.

В годы моего детства, хотя мы жили очень скромно, мама всегда, когда мы шли в храм, давала мне и братьям монеты по 2 или 3 копейки для раздачи нищим. На мой недоуменный вопрос, хватит ли этих денег им, мама сказала: «Главное — участие в судьбе ближнего, чтобы он почувствовал с твоей стороны внимание и что он не одинок». Однако следует сказать, что подходить к этому вопросу надо с рассуждением и стараться дать человеку то, в чем он действительно нуждается.

Сейчас в обществе укореняется дух потребительства, растет социальное и имущественное расслоение граждан, поляризация по уровню благосостояния. Задача Церкви в этой непростой ситуации — поддержать тех, кому трудно.

Я следил за проходящей сейчас акцией «Всем миром» — по сбору помощи для пострадавших от наводнения в Хабаровском крае. Было радостно наблюдать, сколько людей откликнулись на беду других людей. Церковь, конечно, тоже не осталась в стороне: и в наших храмах собирались пожертвования для пострадавших. Именно таким должно быть отношение к нуждающимся: слышать нужды ближнего каждый день, и не от акции к акции.

Конкретные формы проявления церковной заботы о малоимущих весьма разнообразны. И наш круглый стол, я надеюсь, позволит нам познакомиться с некоторыми видами этого служения.

Сегодня нам предстоит обсудить вопрос: какова роль Церкви в оказании поддержки малоимущим? Каковы ожидания в адрес Церкви со стороны прежде всего самих малоимущих, но и общества в целом? Какие первоочередные задачи необходимо решить для улучшения и расширения церковного служения в этой сфере?

Результаты дискуссии, наши предложения лягут в основу общецерковного концептуального документа о церковной заботе о малоимущих, который по поручению Священноначалия нашей Церкви будет подготовлен Социальной комиссией Межсоборного присутствия.

Должен сказать, что наша комиссия уже проводила круглые столы по отдельным проблемам малоимущих. Эти обсуждения позволяют услышать широкий спектр мнений и учесть их в документе. Результаты обсуждения были учтены при разработке нынешнего проекта документа. Надеюсь, что идеи и мысли, которые появятся в результате нашей конструктивной беседы, станут основой для дальнейшей работы над документом.

Ваше Высокопреосвященство, дорогие друзья! Разрешите еще раз сердечно приветствовать вас и пожелать вам успешной работы, которая, хочется верить, принесет добрые плоды на благо всего нашего общества.

Издательский Совет/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Опыт деятельности Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества за последний период (2016-2022 гг.). Актуальные вопросы

Мораль для робота. Евангельский взгляд на этические проблемы технологических инноваций

О проекте документа «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления молодых послушников»

Работа и служение. О церковно-общественной дискуссии по проекту документа Межсоборного присутствия «Профессии, совместимые и не совместимые со священством»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний о развитии религиозного образования и духовного просвещения на Украине

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на заседании круглого стола, посвященного вопросам оказания помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения

Монашество как Таинство Церкви. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

Обсуждение соборных решений Церкви

Церковная социальная деятельность будет систематизирована

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: Решить проблему бедности можно только воспитав в людях желание помогать другим