Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архимандрит Лука (Головков): Будущий иконописец должен быть примером христианской жизни

Архимандрит Лука (Головков): Будущий иконописец должен быть примером христианской жизни
Версия для печати
7 октября 2010 г. 16:20

Заведующий Иконописной школы Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков) в интервью сайту Академии рассказал о деятельности школы. 

— Отец Лука, закончились вступительные экзамены в Московскую духовную академию и семинарию. Как Вы можете охарактеризовать сегодняшний уровень абитуриента?

— В этом году абитуриенты, поступавшие в Иконописную школу, были достаточно подготовленные. Мужская группа даже была подготовлена лучше, чем обычно, поэтому на первый курс было набрано больше студентов. В школе стабильный конкурс и пока никаких тенденций к изменению этой ситуации нет.

— Кого бы Вы хотели видеть на первом курсе Иконописной школы?

— В связи с высоким уровнем подготовки поступающих, мы ориентируемся на то, что поступать будут к нам в первую очередь выпускники художественных училищ или художественных студий, имеющие уровень близкий по подготовке к тем, кто заканчивал училища. Это оптимальный вариант абитуриента, который достаточно много умеет и ему не нужно объяснять какие-то азы работы с композицией, с рисунком, а нужно лишь изучать особенности иконописания, особенности канонической живописи, особенности технологии работы с материалом — весь спектр проблем живописи православной. (...)

— Тяжело ли поступить в Иконописную школу, не имея художественного образования?

— Кто-то поступает с первого раза, кто-то не с первого раза. Мы советуем тем, кто недостаточно подготовлен, позаниматься с художниками, может быть поучиться в художественной школе или в училище. И это помогает. Те, кто при первом поступлении не имел реальных шансов, при второй попытке часто кардинально меняются. У нас достаточно много поступивших из числа поступавших повторно.

Художественную составляющую приемная комиссия оценивает по двум параметрам. Абитуриенты выполняют за шесть часов фрагмент иконы. Также педагоги просматривают домашние работы. И то и другое важно. Здесь педсовет видит, как поступающий работает, что он выполняет, какой результат у него получился за шесть часов, как он понимает икону на сегодняшний день, насколько может ее воспринять. С другой стороны, просмотр домашних работ, в том числе и светских, дает понимание художественного уровня абитуриента — как он работает с композицией, с цветом, насколько интересный он художник, насколько красиво он работает с цветом, приобрел ли он какие-то навыки или глубоко художественно мыслит. Оба экзамена важны для того, чтобы увидеть перспективного и талантливого иконописца и принять его в школу.

— Не мешает ли учащимся их художественное образование, не нужно ли их переучивать?

— Крайне редко возникает с этим проблема, хотя примеры были. И это в большей степени касается ребят. Юноши с высшим художественным образованием и поступают реже. Те, кто хочет заниматься иконой, имея высшее художественное образование, обычно самостоятельно или работая в бригаде иконописцев, изучают икону и крайне редко поступают к нам. Но был случай, когда действительно один из учащихся не смог перестроиться и ушел из школы. Потому что этим багажом знаний нужно еще владеть, а может, в каком-то смысле, отказаться от него. Конечно же, знания помогают, они убыстряют процесс усвоения техники иконописания, но в тоже время нужно понять, что икона — это несколько другое искусство. У него есть особенности, которые можно понять, принять, прочувствовать. И не всегда это сразу получается. Подобных примеров с девушками у нас не было, может быть связано с особенностью характера. Они легче перестраиваются. Конечно, некоторым студентам нужно преодолевать что-то в специфике понимания, но все-таки это рабочие моменты, которые большими проблемами не являлись, по крайней мере, у нас в школе.

Это может быть проблемой для иконописца, который и не пытается учиться у профессионалов, не пытается воспринять традицию, а с точки зрения своего образования пробует сам понять икону. Достаточно часто можно видеть, что художник недопонимает древнюю икону, делает ее материальнее, объемнее, тяжелее. Тот, кто поступает к нам в школу, понимает, и преподаватели, конечно, помогают ему в этом — прочувствовать и глубину, и высоту, и профессионализм иконописцев древности.

— Уделяется ли внимание воцерковленности абитуриента?

— Безусловно, это вторая важная составляющая для абитуриента. Конечно же, поступающий и будущий иконописец должен быть подготовленным художественно, но очень важно, чтобы он был человеком церковным, работающим над собой, который будет примером для окружающих в христианской жизни. Он должен быть помощником священника во всех отношениях, в том числе и как добрый пример христианина. И на это обращается очень серьезное внимание. Был случай, когда на приемных экзаменах девушка показала очень хорошие работы. Преподаватели оценили ее домашние художественные работы лучше, чем кого бы то ни было в том году, но ее не взяли, потому что пока ее шаги в Церкви были очень неуверенные. Вера была, но шаги в Церкви были самые первые.

— Существуют ли какие-то курсы при Иконописной школе?

— Подготовительных курсов у нас нет, и в ближайшие годы они не предвидятся. Самое большое, что может сделать школа для поступающих, это разовая консультация — что-то подсказать, какие-то пожелания дать по работам.

Для тех, кто не может или не собирается поступать, но уже работает иконописцем при епархиальных, монастырских мастерских, может быть даже преподает иконописание в училищах, школах, мы проводим стажировки, но они индивидуального плана. Это даже не группа, а индивидуальная работа. Такие стажировки проводятся по согласованию правящего архиерея и ректора Московской духовной академии. После официального запроса, когда ректор в письме видит реальную просьбу епархиального архиерея и потребность епархии и видит то, что этот человек, может быть, будет действительно полезным епархии, тогда принимается решение о том, чтобы провести стажировку этого человека. Далее со школой согласовывается срок пребывания, потому что у нас возможности по помещениям ограничены.

Стажировки в школе проходят регулярно в течение года. Вот сейчас приехала монахиня из Иерусалима из русского Горненского монастыря. Там организуется иконописная мастерская. Она в миру была художником и имела небольшой иконописный опыт. Чтобы становление мастерской было более профессиональным, насельница обители проходит стажировку.

— Преподаватели, студенты и сотрудники Московских духовных школ готовятся к торжествам, посвященным 325-летию академии. Какое участие примут студенты Иконописной школы?

— В связи с юбилеем у нас проходит ряд мероприятий. Во-первых, мы будем праздновать не только 325-летний юбилей МДА, но и 20-летний юбилей Иконописной школы. В связи с этим готовится и альбом работ школы. К Покрову он должен выйти. Если говорить о юбилее академии, то в мастерской Иконописной школы пишется икона святых, учивших и учившихся в Московской духовной академии. Работа большая, но, надеюсь, что она будет завершена к празднику. На этой иконе 65 святых изображаются на фоне Лавры, академии.

Если говорить о других моментах подготовки, то в течение весны, лета этого года проходил ремонт в Покровском академическом храме — замена отопления и электрики. После этого ремонта в храме участки росписей необходимо было поправить. Нижний ярус росписей студенты где-то промывали, местами тонировали. Завершали учащиеся работы по написанию композиций святых на верхней площадке перед входом в храм. Кроме того, под руководством реставраторов учащиеся промыли всю позолоту иконостаса и киотов в храме, были ликвидированы утраты фона и он обновлен. Всю эту работу в течение весенней практики проделывала Иконописная школа. Сейчас продолжается ремонт и школа должна завершать работы в Покровском храме к юбилею.

— Ваши пожелания студентам Иконописной школы.

— Нужно быть достойными этих стен, в которых великие подвижники учились, с любовью прибегали к преподобному Сергию, к опыту жизни в обители преподобного Сергия, его учеников. Пример их жизни должен вдохновлять на подражание, как и, конечно же, пример иконописцев, трудившихся в Лавре и, в первую очередь, монахини Иулиании — подвижницы, всю жизнь отдавшую Христу, Церкви, иконописанию, служению Господу, Церкви и служению, Лавре и академии.

Материалы по теме

Образы святой семьи в религиозном искусстве ХI-ХХ веков [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии передачи Церкви старинных икон, вывезенных из России

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии передачи Церкви старинных икон, вывезенных из России

Передача Русской Православной Церкви старинных икон, вывезенных из России

Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим посетил Коломенскую духовную семинарию

Для представителей всех духовных школ проведен вебинар по особенностям проведения процедуры независимой оценки качества

В Казанской духовной семинарии обсудили вопросы проведения IV Всероссийского хорового фестиваля для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви

Богослов.ru запускает онлайн-площадку для проведения научных мероприятий

Все материалы с ключевыми словами