Заведующий Иконописной школы Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков) в интервью сайту Академии рассказал о деятельности школы.
— Отец Лука, закончились вступительные экзамены в Московскую духовную академию и семинарию. Как Вы можете охарактеризовать сегодняшний уровень абитуриента?
— В этом году абитуриенты, поступавшие в Иконописную школу, были достаточно подготовленные. Мужская группа даже была подготовлена лучше, чем обычно, поэтому на первый курс было набрано больше студентов. В школе стабильный конкурс и пока никаких тенденций к изменению этой ситуации нет.
— Кого бы Вы хотели видеть на первом курсе Иконописной школы?
— В связи с высоким уровнем подготовки поступающих, мы ориентируемся на то, что поступать будут к нам в первую очередь выпускники художественных училищ или художественных студий, имеющие уровень близкий по подготовке к тем, кто заканчивал училища. Это оптимальный вариант абитуриента, который достаточно много умеет и ему не нужно объяснять какие-то азы работы с композицией, с рисунком, а нужно лишь изучать особенности иконописания, особенности канонической живописи, особенности технологии работы с материалом — весь спектр проблем живописи православной. (...)
— Тяжело ли поступить в Иконописную школу, не имея художественного образования?
— Кто-то поступает с первого раза, кто-то не с первого раза. Мы советуем тем, кто недостаточно подготовлен, позаниматься с художниками, может быть поучиться в художественной школе или в училище. И это помогает. Те, кто при первом поступлении не имел реальных шансов, при второй попытке часто кардинально меняются. У нас достаточно много поступивших из числа поступавших повторно.
Художественную составляющую приемная комиссия оценивает по двум параметрам. Абитуриенты выполняют за шесть часов фрагмент иконы. Также педагоги просматривают домашние работы. И то и другое важно. Здесь педсовет видит, как поступающий работает, что он выполняет, какой результат у него получился за шесть часов, как он понимает икону на сегодняшний день, насколько может ее воспринять. С другой стороны, просмотр домашних работ, в том числе и светских, дает понимание художественного уровня абитуриента — как он работает с композицией, с цветом, насколько интересный он художник, насколько красиво он работает с цветом, приобрел ли он какие-то навыки или глубоко художественно мыслит. Оба экзамена важны для того, чтобы увидеть перспективного и талантливого иконописца и принять его в школу.
— Не мешает ли учащимся их художественное образование, не нужно ли их переучивать?
— Крайне редко возникает с этим проблема, хотя примеры были. И это в большей степени касается ребят. Юноши с высшим художественным образованием и поступают реже. Те, кто хочет заниматься иконой, имея высшее художественное образование, обычно самостоятельно или работая в бригаде иконописцев, изучают икону и крайне редко поступают к нам. Но был случай, когда действительно один из учащихся не смог перестроиться и ушел из школы. Потому что этим багажом знаний нужно еще владеть, а может, в каком-то смысле, отказаться от него. Конечно же, знания помогают, они убыстряют процесс усвоения техники иконописания, но в тоже время нужно понять, что икона — это несколько другое искусство. У него есть особенности, которые можно понять, принять, прочувствовать. И не всегда это сразу получается. Подобных примеров с девушками у нас не было, может быть связано с особенностью характера. Они легче перестраиваются. Конечно, некоторым студентам нужно преодолевать что-то в специфике понимания, но все-таки это рабочие моменты, которые большими проблемами не являлись, по крайней мере, у нас в школе.
Это может быть проблемой для иконописца, который и не пытается учиться у профессионалов, не пытается воспринять традицию, а с точки зрения своего образования пробует сам понять икону. Достаточно часто можно видеть, что художник недопонимает древнюю икону, делает ее материальнее, объемнее, тяжелее. Тот, кто поступает к нам в школу, понимает, и преподаватели, конечно, помогают ему в этом — прочувствовать и глубину, и высоту, и профессионализм иконописцев древности.
— Уделяется ли внимание воцерковленности абитуриента?
— Безусловно, это вторая важная составляющая для абитуриента. Конечно же, поступающий и будущий иконописец должен быть подготовленным художественно, но очень важно, чтобы он был человеком церковным, работающим над собой, который будет примером для окружающих в христианской жизни. Он должен быть помощником священника во всех отношениях, в том числе и как добрый пример христианина. И на это обращается очень серьезное внимание. Был случай, когда на приемных экзаменах девушка показала очень хорошие работы. Преподаватели оценили ее домашние художественные работы лучше, чем кого бы то ни было в том году, но ее не взяли, потому что пока ее шаги в Церкви были очень неуверенные. Вера была, но шаги в Церкви были самые первые.
— Существуют ли какие-то курсы при Иконописной школе?
— Подготовительных курсов у нас нет, и в ближайшие годы они не предвидятся. Самое большое, что может сделать школа для поступающих, это разовая консультация — что-то подсказать, какие-то пожелания дать по работам.
Для тех, кто не может или не собирается поступать, но уже работает иконописцем при епархиальных, монастырских мастерских, может быть даже преподает иконописание в училищах, школах, мы проводим стажировки, но они индивидуального плана. Это даже не группа, а индивидуальная работа. Такие стажировки проводятся по согласованию правящего архиерея и ректора Московской духовной академии. После официального запроса, когда ректор в письме видит реальную просьбу епархиального архиерея и потребность епархии и видит то, что этот человек, может быть, будет действительно полезным епархии, тогда принимается решение о том, чтобы провести стажировку этого человека. Далее со школой согласовывается срок пребывания, потому что у нас возможности по помещениям ограничены.
Стажировки в школе проходят регулярно в течение года. Вот сейчас приехала монахиня из Иерусалима из русского Горненского монастыря. Там организуется иконописная мастерская. Она в миру была художником и имела небольшой иконописный опыт. Чтобы становление мастерской было более профессиональным, насельница обители проходит стажировку.
— Преподаватели, студенты и сотрудники Московских духовных школ готовятся к торжествам, посвященным 325-летию академии. Какое участие примут студенты Иконописной школы?
— В связи с юбилеем у нас проходит ряд мероприятий. Во-первых, мы будем праздновать не только 325-летний юбилей МДА, но и 20-летний юбилей Иконописной школы. В связи с этим готовится и альбом работ школы. К Покрову он должен выйти. Если говорить о юбилее академии, то в мастерской Иконописной школы пишется икона святых, учивших и учившихся в Московской духовной академии. Работа большая, но, надеюсь, что она будет завершена к празднику. На этой иконе 65 святых изображаются на фоне Лавры, академии.
Если говорить о других моментах подготовки, то в течение весны, лета этого года проходил ремонт в Покровском академическом храме — замена отопления и электрики. После этого ремонта в храме участки росписей необходимо было поправить. Нижний ярус росписей студенты где-то промывали, местами тонировали. Завершали учащиеся работы по написанию композиций святых на верхней площадке перед входом в храм. Кроме того, под руководством реставраторов учащиеся промыли всю позолоту иконостаса и киотов в храме, были ликвидированы утраты фона и он обновлен. Всю эту работу в течение весенней практики проделывала Иконописная школа. Сейчас продолжается ремонт и школа должна завершать работы в Покровском храме к юбилею.
— Ваши пожелания студентам Иконописной школы.
— Нужно быть достойными этих стен, в которых великие подвижники учились, с любовью прибегали к преподобному Сергию, к опыту жизни в обители преподобного Сергия, его учеников. Пример их жизни должен вдохновлять на подражание, как и, конечно же, пример иконописцев, трудившихся в Лавре и, в первую очередь, монахини Иулиании — подвижницы, всю жизнь отдавшую Христу, Церкви, иконописанию, служению Господу, Церкви и служению, Лавре и академии.