Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архиепископ Верейский Евгений: Задача Церкви — противостоять вызовам современности

Архиепископ Верейский Евгений: Задача Церкви — противостоять вызовам современности
Версия для печати
29 декабря 2010 г. 12:47

О задачах, стоящих перед духовными школами Русской Православной Церкви в связи с Болонским процессом, в интервью корреспонденту сайта Санкт-Петербургской духовной академии рассказал председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений.

— Ваше Высокопреосвященство, какие первоочередные задачи в связи с интеграцией духовных учебных заведений в Болонский процесс стоят перед Учебным комитетом Русской Православной Церкви? В чем на данный момент заключается главная задача текущих реформ?

— Вступая в Болонский процесс, мы входим в образовательное пространство не только нашей страны, но и европейского сообщества в целом. Долгие годы Церковь жила в условиях притеснений со стороны государства, и наша система духовного образования не была исключением. В конце 80-х — начале 90-х годов, получив свободу, мы стали самостоятельно разрабатывать образовательные программы, учебные планы. Но на определенном историческом этапе мы поняли, что можем многое извлечь от общения со светской системой. Поднимая свой уровень, мы в то же время в качестве миссии влияем на светскую систему образования. Сейчас идет дискуссия, насколько это нужно и полезно. Нет ни одной идеальной системы. Есть определенная данность, и она такова, что Россия вошла в Болонский процесс, и вся система отечественного образования будет переходить на новые рельсы. Мы не должны отставать.

Иногда путают схему образования с его содержанием. Согласно схеме выполненного учебного стандарта, мы сможем быть аккредитованными и получить диплом государственного образца. А вот внутреннее содержание — вопрос, решение которого зависит от нас. Поэтому стоит задача сохранить те традиции, которые сложились в нашей системе образования и в Церкви в целом, и преподнести их современному миру. Это своего рода миссия.

— Нет ли опасности в связи с Болонским процессом потери наработанного веками потенциала нашей системы духовного образования?

— Такая опасность существовала всегда. Почему мы думаем, что застрахованы от нее сегодня? Опасность не в системе, понимаемой как схема, как некий скелет образования. Опасность исходит от вызовов современного общества, которые мы можем наблюдать: размывание нравственных корней, влияние средств массовой информации на душу молодого человека, оказывающее разлагающее действие на его нравственное состояние. Задача Церкви — противостоять подобным вызовам современности.

В данном случае, если бы Болонский процесс по своей сути противоречил Православию, мы бы не согласились участвовать в нем. Если на определенном этапе мы поймем, что аккредитация для нас неполезна, можно просто от нее отказаться, и государство не будет выдавать диплом государственного образца. При этом мы не окажемся за бортом законодательного поля нашей страны, поскольку без лицензии мы не имеем права жить, а без аккредитации можем.

— В высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви сложились свои традиции в преподавании тех или иных богословских дисциплин, в воспитании будущих пастырей Церкви. Предусматривает ли Болонский процесс сохранение данных традиций? В какой форме, на Ваш взгляд, сочетаются традиция богословского образования и образовательные западноевропейские принципы Болонского процесса?

— Болонский процесс не ставит целью отмену системы образования того или иного государства. Он лишь унифицирует все системы образования, дает ориентир, понимание того, какому уровню соответствует то или иное учебное заведение. При такой унификации мы сможем более широко пользоваться интеллектуальным потенциалом европейских православных учебных заведений. Нельзя полностью перечеркивать западный опыт. Например, богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов готовы, но не могут принять наших студентов до тех пор, пока нас не признает государство.

— Болонский процесс, так или иначе, подразумевает идею о единстве научного исследования и учебного процесса. Не приведет ли это к «уравниванию» образования богословских учебных заведений Русской Церкви?

— Я думаю, не приведет, а, наоборот, подтолкнет учебные заведения, качество образования в которых уступает другим, стремиться к тем, которые стоят на более высоком уровне. Здесь действует соревновательный принцип в хорошем смысле этого слова. После десятилетий советского режима мы до сих пор не восстановили приходскую жизнь, систему образования. Когда в начале 90-х годов открывались первые духовные учебные заведения, мы не задумывались о том, существует ли для этого необходимая учебно-методическая база, есть ли столовая, жилье для студентов. Сейчас система другая: прежде всего подготовка, а потом открытие. Если в системе духовного образования не будет никакой централизации, мы рискуем «вариться в собственном соку», оказаться самодостаточными. Я считаю, что вхождение в единое пространство Болонского процесса позволит нам не успокаиваться, а постоянно стремиться к улучшению ситуации.

Беседовал Вадим Лозовский

Материалы по теме

Рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета

Состоялось рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл поручил разработать документацию для реализации сетевого взаимодействия между МДА и Сретенской духовной семинарией

В Минской духовной академии прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященная проблематике духовного образования

Состоялось заседание Объединенного докторского диссертационного совета

Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Состоялся XIV ежегодный совместный семинар Учебного комитета и Федерального учебно-методического объединения по теологии

В Учебном комитете прошло очередное заседание номинационной комиссии

При поддержке Учебного комитета в Воронежской духовной семинарии прошел круглый стол Сообщества преподавателей литургики

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения