Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Просветительское служение Церкви в современном мире: достижения и проблемы. Выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на пленарном заседании XIX Рождественских чтений

Просветительское служение Церкви в современном мире: достижения и проблемы. Выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на пленарном заседании XIX Рождественских чтений
Версия для печати
27 января 2011 г. 12:07

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступил с докладом «Просветительское служение Церкви в современном мире: достижения и проблемы» на пленарном заседании XIX Международных Рождественских образовательных чтений.

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры!

В рамках Международных Рождественских образовательных чтений этого года обсуждается взаимодействие между Церковью и государством в сфере образования. В этом контексте заслуживают внимательного рассмотрения достижения и проблемы церковного просветительства в России за минувшую четверть столетия.

Обращаясь к тому времени, когда начиналось православное возрождение ХХ века, а именно к периоду празднования 1000-летия Крещения Руси, вспоминаешь, насколько ограниченными были наши возможности и сколь грандиозны были задачи церковного строительства, подчас казавшиеся неохватными и трудноосуществимыми. Было необходимо преодолеть продолжавшуюся несколько десятилетий изоляцию от общества, возродить искусственно приостановленные традиционные формы социального служения, среди которых одним из важнейших является просветительское.

Ради достижения этой цели трудилась в буквальном смысле вся Церковь, начиная с епископата и кончая рядовыми священнослужителями и прихожанами.

Сегодня, в начале XXI века, когда Церковь живет в условиях свободы, будучи ничем не ограничена, мы можем уже говорить об имеющихся достижениях и в то же время различать существующие проблемы с тем, чтобы предпринимать шаги для их разрешения.

Факты свидетельствуют о том, что служение Церкви востребовано обществом. И в первую очередь это относится к таким сферам нашей деятельности как просвещение и воспитание. Для многих стало совершенно очевидным, что борьбу за будущее России надо начинать с духовно-нравственного формирования подрастающего поколения.

В настоящее время во многих регионах успешно развивается преподавание знаний о Православии, как для взрослых, так и для детей. На начальном этапе это взяли на себя и продолжают делать поныне церковно-приходские воскресные школы, организованные духовенством и верующими мирянами. Сегодня такая форма обучения носит практически повсеместный характер. Значительно расширился педагогический состав, отчасти благодаря профессионально подготовленным светским педагогам. Появились новые программы и учебные пособия. Приобрела высокую степень насыщенности и разнообразия сопровождающая учебный процесс культурно-досуговая составляющая. В результате на многих приходах и в значительном числе обителей такие школы стали настоящими православными образовательно-воспитательными центрами. Они являются добрыми примерами творческого развития православной педагогики, и их деятельность проходит именно в рамках церковного просветительства, не будучи подвержена какому-либо внешнему контролю или давлению. Все это не может не радовать. К примеру, в Московской епархии число таких школ перевалило за тысячу. Казалось бы много, но достаточно ли этого для такого региона с многомиллионным населением, как Московская область? Конечно, нет. Таким образом, мы видим первую сложность на пути религиозного образования, заключающуюся в численной ограниченности кадровых возможностей и наличия площадей. Иными словами, свидетельство о Православии в данном случае пока что ограничено относительно узким кругом лиц.

Если остановиться на недостатках, то ни для кого не секрет, что на некоторых приходах духовенство относится к образовательной деятельности формально, не проявляет интереса к катехизации детей и молодежи. Случается, что воскресные школы при храмах и монастырях вообще отсутствуют.

Есть проблема и с учебником «Закона Божия». Массово переиздаваемое пособие протоиерея Серафима Слободского, написанное для зарубежной аудитории и для условий совсем иного временного и социокультурного контекста, является малопригодным в современных обстоятельствах. Конечно, предпринимаются попытки создания новых книг, но они носят спорадический характер, и в общецерковном масштабе вопрос об апробированном вероучительном пособии для мирян, прежде всего детей, так и не решен. А это напрямую касается успеха просветительской деятельности. Когда сознание детей обременено разнородной и к тому же подчас совершенно ненужной информацией, стоит весьма сложная задача заинтересовать, увлечь рассказом о вере, сделав его доступным для понимания нашего современника. Думаю, что разработка нового учебника «Закона Божия» является сегодня просветительской задачей первостепенной важности.

Остановимся на обобщении того педагогического опыта, который накоплен в Церкви за прошедшие десятилетия. Издано множество литературы, создано немало авторских программ (мы в Московской епархии, к примеру, пользуемся учебниками профессора Московского государственного областного университета Людмилы Леонидовны Шевченко).

Разработаны разного рода сценарии для организации просветительской деятельности в рамках культурно-досугового времяпрепровождения. Свидетельство тому результаты Всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». Однако не все эти достижения оказываются доступными для широкой аудитории. Как преодолеть этот недостаток? Было бы целесообразно издавать такого рода материалы или, что еще проще, организовать соответствующую электронную библиотеку в интернете. Думается, что ведущую роль здесь может сыграть Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

Важной попыткой утвердить православное просветительство на почве начальных и средних образовательных учреждений стало, прежде всего, создание православных гимназий. Многие из них функционируют весьма успешно, давая обществу хорошо образованных и нравственно устойчивых выпускников. В то же время нельзя не отметить, что доля таких школ незначительна. Кроме того, случается, что так называемые гимназии не всегда отвечают своему названию по уровню преподавания и материально-технической базы. Что касается второго обстоятельства, то здесь трудно кого-либо винить, поскольку внешняя поддержка таких гимназий если и есть, то крайне незначительная. Надо признать, что держатся они фактически на подвижническом энтузиазме создавших их священнослужителей и работающих за символическую плату преподавателей. И вот мы видим вторую проблему: если признается партнерская роль Церкви в образовательном процессе, то назрел переход к государственному финансированию такой деятельности.

В условиях непрерывного роста численности воскресных школ очевидна потребность в увеличении преподавательского состава и повышения квалификации учителей. Ведь до сих пор во многих случаях в воскресных школах преподают верующие миряне-самоучки. Сама по себе такая жертвенность похвальна. Однако отсутствие профессионализма имеет следствием недостаточно высокий уровень обучения.

Во многих школах ученики не удерживаются, теряют интерес к обучению. Имело бы смысл готовить педагогов на создающихся ныне теологических факультетах, тем более что опыт такой имеется в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

До сих пор речь шла о внутрицерковной просветительской деятельности. Между тем и в светской школе на сегодня делается немало для обучения детей знаниям о Православии. Много лет велась дискуссия о целесообразности появления в школе вероучительных предметов. Для них предлагались разные названия. Большинство участников широкого общественного обсуждения соглашались в том, что без духовно-нравственных предметов обойтись нельзя. Настаивала на этом и Церковь.

В результате в епархиях, где условия были благоприятными, преподавание развивалось достаточно интенсивно. Не хочу много говорить о Московской епархии в границах Московской области, лишь отмечу, что курсы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» преподаются в 13 вузах, 629 школах, в ряде техникумов, колледжей и училищ Московской области. Специальную квалификационную переподготовку для этого прошли 1600 учителей. Духовно-просветительская работа в Московской епархии ведется в 903 различных светских учреждениях. Общее число учащихся, включенных в процесс православного образования ― 63 835 человек.

Нельзя не признать, что до сих пор в основе таких достижений на местах отчасти лежат субъективные по своему характеру обстоятельства, связанные с отношениями между Церковью и государством.

Схожий опыт имеется и в некоторых других епархиях. Кое-где уже второй год идет всем известный эксперимент. Однако, до сих пор в отдельных областях дело церковного просветительства по ряду причин, часто внешнего характера, так и не сдвинулось с места.

Важно отметить, что в современных условиях православное просветительство среди молодежи может осуществляться и через разного рода соревновательные мероприятия и олимпиады, через лагеря для детей и юношества, имеющие религиозно-патриотическое направление. Это подчас требует немалых средств. Мы в Подмосковье решаем эту проблему в сотрудничестве с министерствами областного правительства, что еще раз свидетельствует о совместной заинтересованности Церкви и государства в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Главным достижением проделанной в минувшие два десятилетия работы стало следующее.

Во-первых, молодые люди в определенной своей части получили знания о Православии. Многие из них уже создали свои семьи и привели их в храм. Во-вторых, значительная часть учителей приобрела личный духовный опыт, а также признает важность обучения знаниям о Православии не только для обеспечения полноты образовательного процесса в условиях России, но и для нравственного воспитания молодежи. В педагогической среде развернулась многообразная творческая деятельность, направленная на создание различных программ и пособий, призванных помочь учащимся усвоить православные ценности.

Нельзя оставить без внимания то, что иногда преподавание духовно-нравственных дисциплин берут на себя люди, по разным причинам враждебно относящиеся к Православию.

Они могут даже проходить курсы повышения квалификации, однако результат их участия в обучающем процессе является контрпродуктивным. Мне неоднократно доводилось в своих выступлениях говорить о том, что именно верующий учитель будет более всего успешен в своей педагогической деятельности по преподаванию знаний о Православии.

Не будем забывать и о том, что в минувшую эпоху общественно-исторического развития нашей страны школа стояла в авангарде атеистической борьбы. Сохранилось немало «ветеранов» в кавычках, которые считают своим долгом сопротивляться православному просветительству. Это в некоторых регионах ощущается до сих пор.

Служение Церкви на ниве просвещения в современной России находится на пороге нового этапа развития, который должен характеризоваться дальнейшей консолидацией усилий и четкой структуризацией процесса. Нельзя оставлять усилий, направленных на юридическое закрепление присутствия «Основ православной культуры» или аналогичных предметов в светской школе.

В заключение хочется выразить глубокую благодарность всем труженикам православного образования. Эта деятельность сложна, сопряжена с преодолением множества препятствий, но и благословенна. В Священном Писании есть страшные слова о народе, оставившем Бога: «Нечестивые… понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа. Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны» (Прем. 3:10-11). Пусть эти слова будут не про наш народ. Мы объединяем наши усилия для того, чтобы помочь людям преодолеть атеистическое наследие минувших десятилетий и, наконец, в молитвенном благоговении с благодарностью Богу сказать вслед за апостолом: все, что мы делаем, словом или делом, все делаем во имя Господа Иисуса Христа (см.: Кол. 3:17).

Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Санкт-Петербургская духовная академия выступила соорганизатором конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая победа: вклад педагога и священника»

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»