Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Духовное образование по лучшим образцам

Духовное образование по лучшим образцам
Версия для печати
16 мая 2011 г. 12:22

В марте 2011 года Священный Синод принял ряд решений о реформировании системы духовного образования. В интервью порталу «Татьянин день» первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун) ответил на вопросы об изменениях в системе ученых степеней и о том, когда начнутся перемены в духовных школах.

― Отец Кирилл, в чем заключаются принципиальные отличия сложившейся в послевоенный период системы богословских ученых степеней Русской Православной Церкви от принимаемой сегодня Болонской системы?

― Необходимо сказать, что послевоенная система ученых степеней ― кандидатская степень, магистерская и докторская ― формировалась под влиянием светской системы образования, но с достаточной степенью спонтанности, так как в нее включались какие-то дореволюционные элементы, присущие духовным школам. То есть система была достаточно эклектичной, ей не доставало определенной целостности. Главная ее проблема ― отсутствие признания со стороны государства, хотя эта сложившаяся система в значительной степени имитировала государственную образовательную систему.

При формировании новой системы ученых степеней мы ориентировались на два фактора. Во-первых, на систему ученых степеней, существующих в странах СНГ. Во-вторых, на международные ученые степени. Для нас главной проблемой было то, что между ними нет полного соответствия. В частности, между кандидатской и докторской диссертациями и западной диссертацией РhD (степень доктора философии). Единственный уровень соответствия ― это уровень магистерских диссертаций. И то потому, что в государственной системе этот уровень был введен фактически с нуля, его не существовало в советское время.

В новой системе духовного образования останутся кандидатские и докторские степени, но требования к ним будут соответствовать требованиям, предъявляемым ВАКом. С одним «но»: требования к степеням в России касаются главным образом процедуры защиты диссертаций ― именно это мы и сохраняем. В европейской системе больше внимания уделяется тем компетенциям, которые студент должен приобрести и продемонстрировать в итоге, написав диссертацию. В этом аспекте мы ориентируемся на основы Болонского процесса. Другими словами, мы фактически разводим два аспекта: процедуру защиты и компетенции, получаемые в результате. В первом аспекте, процедурном, мы ориентируемся на российские светские требования. А во втором аспекте ориентируемся на западные стандарты.

Также в Общецерковной аспирантуре и докторантуре мы вводим полноценные диссертации научной степени PhD, доктора философии. Осуществляться это будет в партнерстве с некоторыми западными университетами: мы готовы подписать договоры о совместных магистерских и докторских диссертациях, которые полностью будут соответствовать западным требованиям. Мы будем выдавать дипломы европейского образца.

Вот в общих чертах та система, которую мы собираемся в скором будущем внедрять.

― Насколько Болонская система образования эффективнее сложившейся? Какие положительные результаты может принести адаптация под нее духовных школ Русской Православной Церкви?

― Мы не говорим о том, что мы применяем у себя принципы Болонского процесса. Мы только в некоторой степени ориентируемся на них ― так же, как и светская система образования в России. Мы берем лучшее и это лучшее пытаемся синтезировать с нашими установками, нашими традициями. Собственно говоря, та системы, которую мы будем осуществлять, носит характер синтетический. В ней соединены элементы светской российской системы, европейской системы образования и лучшее, что есть у нас самих. Безусловно, заимствуя что-то в Европе, мы ориентируемся на то, что нам полезно, то, что нужно нашей духовной системе образования.

Европейская система не является идеальной, но в ней есть много полезных и важных элементов, которые мы хотели бы у себя воплотить, при этом не отказываясь от того хорошего, что есть у нас.

― Как будут соотноситься между собой Общецерковная аспирантура и духовные академии, в чем специфика каждого из этих путей?

― Все эти учебные заведения являются частью единой системы духовного образования. Тем не менее, у каждого учебного заведения, входящего в эту систему, может быть собственная специфика. В частности, Общецерковная аспирантура и докторантура уделяет особое внимание подготовке специалистов в области внешних церковных связей. Особенностью аспирантуры является также то, что пока только тут будут осуществляться магистерские и докторские программы совместно с западными университетами. Общецерковная аспирантура в этом смысле строится по примеру лучших западных европейских университетов.

Мы надеемся, что опыт Общецерковной аспирантуры будет полезен и для других школ, которые входят в систему духовного образования и которым тяжело меняться быстро. Мы рассматриваем Общецерковную аспирантуру как некий питомник, лабораторию, в которой мы в полной мере и в ускоренном темпе намереваемся осуществлять положения новой системы духовного образования с тем, чтобы затем применять приобретенный опыт в других духовных учебных заведениях.

― Как скоро будет внедрена новая система?

― Решение Священного Синода по этому вопросу принято. Мы надеемся, что уже со следующего учебного года некоторые элементы новой системы будут применяться на практике. В частности, Московская духовная академия и семинария сейчас активно разрабатывает новые бакалаврские программы, а мы в Общецерковной аспирантуре и докторантуре планируем уже со следующего учебного года запустить полноценную магистерскую программу. Что касается диссертаций, то мы начнем уже со следующего года повышать требования к ним во всех учебных заведениях, где пишутся научные работы.

Также мы будем переходить на штатную оплату труда преподавателей духовных школ. До сих пор у нас практически все педагоги получали вознаграждение в зависимости от прочитанных лекций. При штатной же системе оплаты труда они будут полностью вовлечены в жизнь духовного учебного заведения. За этим последуют и иные перемены. Однако когда новая система полностью заработает ― я говорить не берусь.

«Татьянин день»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета

Состоялось рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл поручил разработать документацию для реализации сетевого взаимодействия между МДА и Сретенской духовной семинарией

Саратовская духовная семинария получила государственную аккредитацию программы магистратуры

Опубликован рейтинг духовных школ 2024 года

Состоялось первая защита кандидатской диссертации выпускника аспирантуры Сретенской духовной академии

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий совершил литию на могиле протоиерея Николая Гундяева

В Общецерковной аспирантуре пройдет день открытых дверей

Вышел в свет новый номер журнала «Церковь и время»

В Москве прошла презентация двух новых учебных пособий для студентов государственных и духовных учебных заведений, обучающихся по направлению «Теология»

В 2025 году в Русской Церкви пройдут празднования в честь 1700-летия I Вселенского Собора

Опубликован рейтинг духовных школ 2024 года

В день памяти священномученика Илариона (Троицкого) председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Сретенском ставропигиальном монастыре

В МГУ состоялась защита митрополитом Симферопольским Тихоном диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Другие интервью

Время для настоящей жизни

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»