Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: «Интернет дает нам безграничные возможности для проповеди»

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: 'Интернет дает нам безграничные возможности для проповеди'
Версия для печати
20 октября 2006 г. 17:23

Интервью епископа Саратовского и Вольского Лонгина, для второго издания справочника-путеводителя «Православный Интернет». Справочник готовится к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (автор-составитель Ксения Лученко).

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: 'Интернет дает нам безграничные возможности для проповеди'— Ваше Преосвященство, один из самых заметных для общества и Церкви шагов, который Вы предприняли, вступив на Саратовскую кафедру — создание интернет-портала «Православие и современность». Чем объясняется сегодня необходимость столь активного присутствия православных в Интернете?

— В первую очередь, это исполнение благословения Святейшего Патриарха, который, обращаясь к духовенству, постоянно говорит о том, что нам — Церкви — необходимо как можно активнее вести свою проповедь в миру, используя для этого все самые современные средства, в том числе и Интернет. Присутствие в сети — это действительно уникальная возможность обратиться к постоянно растущей и наиболее активной части нашего общества — ведь, по всем данным, две трети пользователей Интернета — это молодые работающие люди с высшим образованием. Интернет в прямом смысле дает нам безграничные возможности для проповеди: 40% посетителей нашего портала — зарубежные пользователи, 60% — из различных регионов России.

— В чем состоит концепция Вашего портала? По содержанию и стилистике он похож на сайт Московского Сретенского монастыря «Православие.ru». Какие отличия заставляют читателя обращаться к Вашему порталу, на чем Вы делаете акцент?

— Создавая свой сайт (в течение первого года своего существования он функционировал просто как официальный сайт Саратовской епархии), мы знали только то, что он должен быть: а) интересным, б) информативным. Прежде всего, мы рассчитывали на людей, которые живут в нашем регионе. Хотелось дать им возможность почти в режиме реального времени узнавать обо всех событиях, которые происходят в жизни епархии.

Но, кроме того, мы всегда осознавали, что не менее важно дать людям представление о церковной жизни вообще. Ведь современному человеку по многим причинам очень трудно прийти в Церковь. Часто его первым шагом к храму становится вопрос, заданный через Интернет. Раздел «Вопрос священнику» появился на нашем сайте одним из первых, сейчас ежедневно по электронной почте к нам поступает до трех десятков вопросов, часто от людей, которые оказались в крайне тяжелых жизненных ситуациях. Ежемесячно регистрируется не менее 110 000 просмотров страниц этого раздела. Это — свидетельство того, что люди, говоря современным языком, испытывают «информационный голод»: стараясь разобраться в своей собственной жизни, они пытаются найти ответы на свои вопросы в Церкви, и мы не имеем права отнестись к ним холодно, формально.

Мы всегда старались также, чтобы на нашем сайте присутствовали аналитические материалы, публицистика, обзоры прессы — все то, что заставляет человека думать, сравнивать и уже сознательно выбирать для себя путь воцерковления, путь православного христианина. В конечном итоге именно это помогло нам выйти за рамки епархиального сайта и провести его преобразование в информационно-аналитический портал «Православие и современность».

— В последнее время много говорят о нехватке в православном Интернете (и вообще в православных СМИ) серьезной, качественной аналитики по острым, актуальным вопросам. Получается, что почти вся аналитика на церковные и церковно-общественные темы попадает в информационное пространство из недоброжелательных по отношению к Церкви источников. Какие факторы, на Ваш взгляд, затрудняют развитие этого направления информационной деятельности?

— Я не совсем согласен с таким мнением. Я, например, встречаю в Интернете достаточно много хорошей и качественной аналитики по актуальным вопросам современной церковной и общественной жизни. Первое место, конечно, занимает портал «Православие.ru», который очень активно работает в этом плане. Качественные изменения с точки зрения и стиля, и содержания произошли на официальном сайте Московской Патриархии «Патриархия.ru» .

Однако действия наших недоброжелателей действительно иногда более заметны. На мой взгляд, причина этому только одна — мощная финансовая поддержка. Ведь не сам собой, не на пустом месте взял и открылся, скажем, портал «Кредо.ru»? Он возник усилиями тех политиков, которые заинтересованы в ослаблении, раздроблении, уничижении Русской Православной Церкви, для которых нестерпимо ее влияние в обществе. Разработчики подобных порталов (кстати, их немного: в основном, встречаются одни и те же 5-8 имен) трудятся с утра до вечера только в одном направлении и получают за это немалые деньги, в то время как большинство православных сайтов — дело рук энтузиастов-бессребреников, желающих просто поделиться людьми радостью своей веры.

Для Церкви информационная работа все-таки пока не может считаться основной. У каждой епархии, каждого прихода, монастыря, у каждой духовной школы — огромное поле деятельности. Сегодня и священники, и активные миряне, которые трудятся на церковном поприще— это люди, которые буквально не имеют свободной минуты, делая по нескольку десятков дел одновременно. Именно такое — неравнодушное — отношение к своему служению и привело к тому, что мы сегодня называем возрождением Русской Церкви.

— Интернет оказывает серьезное влияние на философию общения, несет ли он в связи с этим угрозы религиозной идентичности? Или все прогнозы исследователей об изменении моделей коммуникации в современном обществе и, отчасти, в Церкви, не оправдались?

— Когда в Интернет приходит человек с уже установившимся мировоззрением, угроза для него не столь высока. Однако если пользователь — молодой человек с неустойчивыми представлениями о себе и мире, и информацию обо всем на свете, начиная от бытовых товаров и заканчивая онтологическими вопросами, он получает из Интернета, возникает угроза утраты не только религиозной, но и любой другой идентичности — культурной, национальной и т.д. Это очень опасно. Конечно же, Интернет не должен становиться тем миром, в котором человек пребывает постоянно.

— Для большинства пользователей Интернет — это, прежде всего, способ получения новостей в режиме реального времени. Постоянное присутствие верующего человека в пространстве электронных СМИ, громадный поток новостей, распространяемых ежедневно, — не угроза ли это личной жизни, в том числе и духовной?

— Полагаю, что для верующего человека, как, впрочем, и для любого другого, постоянное присутствие в пространстве электронных СМИ отнюдь не является насущной необходимостью. Повторяю: безусловно, это угроза — и личной, и тем более, духовной жизни, которая требует сосредоточенности.

И погружение в «виртуальную реальность», и постоянно работающий телевизор — все это разные формы одной и той же зависимости. Информация стала одним из основных товаров, одним из «продуктов потребления», а, как известно, чем более ненужным является товар,тем более сил и средств тратится на его раскрутку. Да, это одна из угроз так называемой информационной цивилизации. Но таких опасностей сейчас очень и очень много, и современному человеку необходимо научиться им противостоять.

— Существуют устоявшиеся выражения «виртуальный мир», «виртуальная реальность». Приемлемы ли эти выражения с богословской точки зрения?

— Роль Церкви — свидетельствовать миру о единственной и самой реальной реальности — бытии Божием. Любое удаление от нее — гибельно.

— Нужны ли Церкви документы, регламентирующие ее информационную и, шире, коммуникативную деятельность? Если да, то какие, на Ваш взгляд, богословские и практические положения должны быть в них отражены? Есть ли необходимость регламентировать использование новых коммуникационных технологий? Например, официально констатировать невозможность исповеди по Интернету?

— Возможно, со временем такая необходимость появится, и встанет вопрос об общецерковной концепции использования новых коммуникационных технологий. Однако те «религиозные» сайты, которые предлагают ту же исповедь по Интернету и содержат множество других недостойных вещей (экстремистские высказывания, осуждение священноначалия, призывы к расколу) — на самом деле не имеют никакого отношения к Православной Церкви. Будут ли руководствоваться «новыми» документами те, кто сегодня полностью игнорирует каноны и Устав Церкви? Не уверен.

Вернемся к Вашему примеру. Возможна ли исповедь по Интернету — церковному человеку понятно: однозначно, нет, так же, как невозможны «дистанционное» причастие или венчание. Но для многих наших современников, даже искренне интересующихся церковной жизнью, характерно привычное желание получить, ничего не отдавая взамен. Так, в Церкви им хотелось бы «получить благодать», но к духовной работе, труду над собой они не готовы. Им хотелось бы «облегчить совесть», но избежав при этом стыда за совершенные поступки без которого невозможно истинное покаяние. Это и приводит к тому, что вместо храма человек заходит на сайт с весьма сомнительным содержанием...

Бороться с этим можно только одним способом — развивая просветительскую деятельность Церкви. Новоначальным для работы в Интернете можно посоветовать тот же принцип, который используется при выборе книг для чтения: посещать только те сайты, которые работают по благословению Святейшего Патриарха или правящего архиерея.

— В последнее время в связи с развитием различных интернет-сообществ появились случаи неадекватного поведения некоторых клириков в Интернете. Своими резкими, сделанными без учета аудитории высказываниями они вводят в смущение людей внешних и затрудняют проповедь в Интернете для православных. Есть примеры прещений, наложенных на таких клириков правящим архиереем именно за поведение в Интернете. Можно ли, на Ваш взгляд, отрегулировать эту проблему?

— Я думаю, в каждом случае эта проблема должна решаться правящим архиереем. Потому что Интернет — это некая трибуна, обращение к внешней аудитории. Священник, позволяющий себе неадекватное поведение в Интернете, так же неправ, как тот, кто ведет себя подобным образом в храме, проповедуя с церковного амвона, в теле— или радиоэфире. Архиерей обязан реагировать на это, вести все ту же воспитательную и просветительскую работу среди духовенства. Но, к сожалению, урегулировать эту проблему быстро, раз и навсегда, не получится.

— Как Вы оцениваете перспективы развития православного сегмента Интернета?

— Безусловно, он будет развиваться. Церковь должна присутствовать в Интернете настолько активно, насколько у нее для этого хватает собственных сил. Это абсолютный императив нашего времени.

Опубликовано на сайте Саратовской епархии

Материалы по теме

Состоялись заседания редакционных советов портала Богослов.ru и электронного научного журнала «Богослов»

Начал работу обновленный портал Богослов.ru

Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Врио председателя Синодального миссионерского отдела провел онлайн-совещание с руководителями миссионерских отделов епархий Южного и Северо-Кавказского федеральных округов

Врио председателя Синодального миссионерского отдела провел онлайн-совещание с руководителями миссионерских отделов епархий Уральского федерального округа

Врио председателя Синодального миссионерского отдела провел совещание с руководителями миссионерских отделов епархий Сибирского федерального округа

Председатель ОВЦС возглавил работу круглого стола, посвященного соработничеству Русской Православной Церкви и соотечественников, проживающих в странах Азии и Австралии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова: Политика невозможна без нравственности

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Делай по силе и не считай своих добродетелей

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета