Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью представителя Русской Православной Церкви при Совете Европы игумена Филиппа (Рябых) РИА «Новости»

Интервью представителя Русской Православной Церкви при Совете Европы игумена Филиппа (Рябых) РИА «Новости»
Версия для печати
23 июня 2011 г. 13:51

С проведением в Страсбурге летней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы на этой неделе в СМИ и интернет-пространстве вновь активизировалась дискуссия о признании нормой однополых союзов в Европе, о гей-парадах и санкциях против несогласных с этими явлениями. Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы опубликовало на официальном сайте доклад российских экспертов-юристов «О праве на критическую оценку гомосексуализма и о законных ограничениях навязывания гомосексуализма». О своем видении ситуации в интервью корреспонденту РИА «Новости» Ольге Липич рассказал глава Представительства игумен Филипп (Рябых).

― Отец Филипп, на этой неделе группа депутатов ПАСЕ (39 из 318 человек) выступила с декларацией, осуждающей запрет гей-парада в Москве. В прошлую пятницу Совет по правам человека ООН принял резолюцию о правах человека и сексуальной ориентации, в которой говорится о подготовке к декабрю этого года доклада Верховного комиссара ООН по правам человека в защиту сексуальных меньшинств. Ожидается также представление в Страсбурге доклада комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга «Дискриминация на почве сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Европе». Что Вы думаете о сложившейся тенденции?

― К тому, что Вы сказали, добавлю еще одну важную информацию. Когда 17 мая генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд сообщил о докладе в Совете Европы, он также сказал, что на его основании эта международная организация планирует разработать во второй половине года программу помощи европейским странам под названием «Борьба с дискриминацией на основе сексуальной ориентации и гендерной идентичности». Эта программа будет иметь свой бюджет и механизмы реализации, а значит, может затронуть права очень многих людей в европейских странах.

Все уже привыкли, что, когда говорят о дискриминации на почве сексуальной ориентации, то имеется в виду нарушение прав только людей, практикующих однополые отношения. Однако дискриминация может касаться и тех людей, которые считают нормой гетеросексуальную ориентацию, а гомосексуализм отклонением от нее. Насколько я понимаю: права человека для всех, а не только для одной группы людей.

Именно на проведение объективной дискуссии по этой теме направлен доклад российских экспертов-юристов «О праве на критическую оценку гомосексуализма и законных ограничениях навязывания гомосексуализма», который поступил в распоряжение представительства Московского Патриархата при Совете Европы и который был опубликован на его сайте.

― Чем нарушаются права людей, не приемлющих гомосексуализм?

― Сторонники признания гомосексуализма нормальным явлением, как правило, совсем отвергают право других людей критически оценивать гомосексуальную ориентацию и ее практику. А такое право гарантирует свобода мысли и слова.

Критическое отношение к гомосексуализму особенно распространено среди религиозных людей. Например, христианство, ислам и иудаизм, и другие религии определяют гомосексуализм как грех. Причем критическое отношение к гомосексуализму нередко имеет не только подавляющее большинство людей гетеросексуальной ориентации, но и значительное число людей, испытывающих гомосексуальное влечение. Так, во многих странах существуют общественные организации людей с гомосексуальным влечением, которые добровольно хотели бы от него избавиться. Многие из них строят традиционную семью, а другие выбирают аскетический образ жизни.

Проблема заключается в том, что большинство предлагаемых мер по защите прав сексуальных меньшинств, в том числе уже осуществляющихся в некоторых странах, приводит к тому, что люди не только не могут публично сказать о своей негативной оценке гомосексуализма в СМИ и на различных публичных площадках, но их права ущемляются или к ним применяются санкции.

Так, в Великобритании и США католические неправительственные организации, занимающиеся помощью в усыновлении детей, подвергаются санкциям и давлению за отказ работать с однополыми парами, желающими усыновить детей. Вспомним известную историю с лютеранским пастором Грином в Швеции, который получил тюремный срок за то, что назвал гомосексуализм грехом в своей проповеди. Наконец, итальянец Буттильоне, который в свое время не был принят на пост комиссара Европейской Комиссии, высказав аналогичную позицию.

Хотелось бы, чтобы международные организации перестали принимать документы, в которых для людей, придерживающихся критической позиции в отношении гомосексуализма, использовались слова-ярлыки «гомофобы», а для их взглядов ― «стереотипы» или «предрассудки».

Кроме того, надо прекратить разрабатывать и закреплять в международном и национальном праве различного рода санкции и ограничения, применяемые к людям, не согласным признавать однополые связи нормой.

― А разве критическая оценка гомосексуализма не ведет к агрессии и неприятию людей, имеющих соответствующую сексуальную ориентацию?

― Понятие греха в христианстве служит не для того, чтобы заклеймить какого-либо грешника, а для того, чтобы указать, в каких поступках и образе жизни заключается вред для самого человека. Если Церковь перестанет это делать, то она уже не будет служить правде, а будет проповедовать ложь.

Кроме того, христианство никогда не утверждало, что какой-либо грех исправляется с помощью насилия или злобы. Например, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви ясно говорится о необходимости относиться «с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности». На этом пути Церковь предлагает действовать не дубиной, а с помощью христианских Таинств, молитвы, поста, покаяния, духовного чтения и доброделания.

Нам всем хотелось бы, чтобы в мире не осталось никакого греха и зла. Как известно, зло будет окончательно побеждено только в конце времен. А сейчас надо терпеливо противостоять любому греху, прежде всего в себе, но также и в обществе.

Священникам время от времени приходится сталкиваться с исповедями людей, имеющих гомосексуальное влечение и желающих его преодолеть. Никто таких людей из Церкви не гонит и не устраивает им публичные выволочки, а им помогают бороться с этим, как и с любым другим грехом. Полагаю, что такие методы вполне вписываются в рамки демократического правопорядка.

― Как же тогда объяснить действия православных активистов во время несакционированного гей-парада в Москве в мае этого года?

― Противодействуют таким акциям не только православные, но люди других конфессий и вер, а также и неверующие.

Конечно, нельзя оправдывать насилие над человеком по какому бы то ни было признаку. Но надо помнить: столкновения между различными группами общества возникают тогда, когда одна часть граждан перестает уважать другую и стремиться навязать ей свои убеждения. Возможно, как раз и не стоит доводить общество до той точки кипения, когда люди примутся за самозащиту нарушенных прав.

― В докладе, размещенном на сайте Представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге, как раз много говорится о навязывании обществу положительного отношения к гомосексуализму. Нет ли здесь переоценки масштабов происходящего?

― То, что этой темой занимаются такие уважаемые организации как ООН, Совет Европы и другие, говорит уже само за себя.

Несмотря на широкую распространенность критической оценки гомосексуализма в обществе, тем не менее, его положительная оценка уже продвигается как единственно верная в школьных программах, в средствах массовой информации, законодательстве некоторых стран. Такая же положительная оценка гомосексуализма внедряется в культуру.

При этом нередко подчеркивается превосходство гомосексуалистов над гетеросексуалами и неполноценность гетеросексуалов в сравнении с гомосексуалистами.

Эта позиция навязывается порой агрессивными методами, неприемлемыми для демократического общества. Есть множество случаев оскорбления, издевательства тех, кто даже вполне толерантно и мирно высказывает свою критическую позицию в адрес гомосексуализма. Есть немало, например, карикатур, информационных и телевизионных продуктов, сделанных с использованием зоосемантических, генитальных и иных оскорбительных метафор в отношении людей, критически оценивающих гомосексуализм.

Получается, что, даже если в семье ребенку стараются привить понимание того, что нормой половых отношений является гетеросексуальность, то из школы и СМИ он может вынести иное. В результате родители, желающие дождаться от своих детей внуков и правнуков, рискуют столкнуться с выбором своим чадом однополых отношений. Кстати, вопрос о гей-парадах, из той же области.

― Но разве гей-парады не являются проявлением свободы собраний?

― На факты реальной дискриминации, например, увольнение с работы, государство обязано реагировать (правда, если речь не идет об учителе, навязывающем гомосексуализм детям, так как здесь затрагиваются права детей и их родителей). Для этого сегодня есть все необходимые правовые инструментарии. Полагаю, что вполне допустимо, чтобы в законном порядке граждане любой сексуальной ориентации вышли на улицу для протеста против конкретных случаев нарушения своих гражданских, социальных или культурных прав.

Но во время гей-парадов люди выходят на улицы не для того, чтобы защитить свои права, а чтобы продемонстрировать свою сексуальность. Получается, что гей-парады ― это публичное шоу, которое направлено на демонстрацию сексуальной ориентации и утверждение положительного образа гомосексуализма в обществе. Вопрос проведения шоу не имеет никакого отношения к правозащите. Конечно, чтобы пробить его разрешения, можно прикрываться политическими лозунгами.

Было бы также неправильно по нравственным соображениям разрешать публичные шествия по центральным улицам городов для демонстрации гетеросексуальности. А если завтра нам захотят продемонстрировать свой сексуальный выбор зоофилы или другие любители острых ощущений? Проявление любой сексуальности ― это вопрос сугубо частного выбора. Не надо его выносить на всеобщее обозрение. Здесь и гомосексуалисты, и гетерсексуалы должны быть равны.

― Такое ощущение, что Вы говорите с организаторами «гей-парадов» в России на разных языках, ― они утверждают, что никто не собирается устраивать разнузданной непристойности…

― Это только слова, а есть факты. Например, факты вандализма и унижения человеческого достоинства верующих католиков при проведении несколько лет назад «гей-фестиваля» в Санкт-Петербурге, когда его участники намеренно испражнялись у католического храма. Есть факты проведения «гей-парада» в Екатеринбурге. И мы все видели, во что это выливается на самом деле.

С другой стороны, даже и без таких крайних проявлений, верующие христиане выступают против публичной пропаганды гомосексуализма. Настойчивое стремление отдельных лиц проводить публичные пропагандистские мероприятия с навязыванием положительной оценки гомосексуализма российскому обществу ничем иным как разжиганием вражды и конфликтов не назовешь.

Эти публичные мероприятия вредят самим гомосексуалистам и намеренно обостряют социальные конфликты. Потребителям иностранных «правозащитных грантов», которые сопряжены с необходимостью отчетности по проеденным деньгам, такие конфликты крайне нужны, так как они определяют повторение финансовых траншей.

― Теперь России придется разрешить «гей-парады» ― после того, как Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял сторону их организаторов в решении от 21.10.2010, и при отклонении жалобы в Большую Палату ЕСПЧ в апреле?

― Не все так просто. Например, Германия уже несколько раз заявляла, что не станет исполнять ряд решений Европейского суда по правам человека, вступающих в противоречие с публичным порядком этого государства. Как суверенное государство Российская Федерация может поступать так же. Уверен, что общество поддержит в этом свое правительство.

Между прочим, Межрелигиозный совет России, состоящий из православных, мусульман, иудеев и буддистов, в апреле этого года однозначно высказался, что проведение гей-парадов будет нарушать права других людей, не приемлющих гомосексуализм.

Кстати, что касается предвзятости некоторых решений Европейского суда по правам человека, то очень характерным примером явился протест некоторых стран Европы, в том числе и России, по делу «Лаутси против Италии», когда нетерпимость всего лишь одного индивида к христианскому распятию была положена в основу требования удалить из итальянского публичного пространства всю христианскую символику. При этом никто не спросил мнения итальянского народа. Несогласие с позицией Европейского суда по правам человека со стороны Италии, Австрии, России и еще ряда европейских государств, которые не побоялись выступить в защиту традиционных ценностей, привела к тому, что Европейский суд по правам человека был вынужден изменить свое решение.

РИА «Новости»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви

В ОБСЕ следят за ситуацией с правами верующих на Украине

Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи с вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» [Интервью]

Опубликован документ «О православном отношении к новой практике благословения "пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар" в Римско-Католической Церкви»

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии

Вышел в свет очередной номер журнала «Церковь и время»

Суд оставил наместника Святогорской лавры митрополита Арсения под стражей еще на два месяца

Международный правозащитный альянс назвал дискриминационным запрет на въезд Сербского Патриарха в Косово

Святейшему Патриарху Порфирию и группе архиереев Сербской Православной Церкви запретили въезд на территорию Косово и Метохии

Правозащитный альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» призвал к освобождению арестованного митрополита Святогорского Арсения

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви