Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Слово пастыря». Выпуск от 25 июня 2011 года

«Слово пастыря». Выпуск от 25 июня 2011 года
Версия для печати
25 июня 2011 г. 11:00

Темой очередного выпуска программы «Слово пастыря» от 25 июня 2011 года стала проблема нравственности в современном обществе.

Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей передачи продолжают поступать письма с вашими вопросами. И вот один из них: «Хочу спросить у Вашего Святейшества, как нам следует смотреть на современное состояние общества и человечества. Ведь существует два взгляда на это. Один — это тот, что человек за века истории облагораживается и изменяется к лучшему. Другой — происходит деградация человеческой личности, примитивизация, оскудение чувств, и это сказывается на современном обществе в целом. Какой взгляд Церковь считает более верным?» Из письма Хализева Владимира Петровича, город Пенза.

Владимир Петрович! И тот, и другой взгляд нужно принимать во внимание. Было бы совершенно несправедливым утверждать, что за столетия, тысячелетия все то, что происходит в общественных отношениях, деградирует и становится менее значимым — по крайней мере, с церковной точки зрения. Это не так. Человечество прошло и проходит сложным путем. На этом пути — пробы, ошибки, страдания, конфликты, но и достижения тоже. Люди многому учатся, ведь каждый из нас знает по собственному опыту, как то или иное событие, происшедшее в нашей жизни, запечатлевается в памяти и помогает в случае столкновения с аналогичными проблемами более мудро решать проблемные вопросы. Вот то же самое происходит в жизни всего человеческого рода. Люди становятся обладателями опыта, и этот опыт запечатлевается, в том числе, в сфере общественных отношений. Совершенно очевидно: то, что было вполне допустимым еще 100-200 лет тому назад в плане межличностных отношений, сегодня невозможно — даже с точки зрения законодательства.

По-разному можно относиться к тому, что сейчас происходит. Но вот лишь один пример из нашей сегодняшней жизни, свидетельствующий, что многое из того, что внедряется, улучшает общественные отношения. Всем хорошо известна история с техосмотром. Мучились люди, не могли в машину сесть. Но президент принял решение изменить практику, и все понимают, что это к лучшему, что у людей огромный груз будет снят с плеч благодаря новым законам, новым постановлениям. Так что многое в жизни, особенно с точки зрения законодательной, становится более правильным, направленным на то, чтобы помогать людям в решении их вопросов.

Но, с другой стороны, очевидно, что количество зла в мире не уменьшается, а многим даже кажется, что увеличивается. Острота конфликтов возрастает. Количество людей, вовлекающихся в общественные конфликты, несоизмеримо возрастает по сравнению с прошлым. Что же это означает? А это означает, что никакой общественный прогресс — будь то технический, который налицо, социальный, законодательный — неспособен радикально изменить жизнь людей к лучшему. Можно ее изменить в одной сфере бытия — например, обеспечить человека бОльшим комфортом, дать ему более скоростные и комфортные средства передвижения, предоставить ему еще более продвинутые средства связи… Но что же происходит с человеческой душой? Человек становится от этого более счастливым? У него больше мира, покоя, внутреннего благополучия? У него появляется больше сил для того, чтобы правильно устроять отношения с окружающими его людьми? И вот здесь в лучшем случае вопрос, а в худшем — отрицательный ответ. И то, что Вы говорите о деградации, — это не только Ваши слова. Очень многие сегодня говорят о деградации — в том числе общественных отношений. Люди становятся жестокими, холодными, безразличными.

Совсем недавно мы праздновали трагическую дату — 70-летие начала Великой Отечественной войны. Сколько людей отдало свою жизнь для спасения страны! При всем том, что не всегда только героизм и патриотизм толкали людей на защиту Отечества — мы знаем и темные страницы в истории, — тем не менее, массовый героизм — это реальность. Возникает вопрос: способны ли мы сегодня к массовому героизму? На этот вопрос, к счастью, в жизни нет ответа, и не дай Бог, чтобы он когда-то появился. Но общество должно чувствовать свою способность и готовность встретить общие трудности общими усилиями.

Отчего же мы имеем столь неблагоприятную тенденцию в развитии и общественных отношений, и внутреннего состояния человека? Отчего мы наблюдаем сегодня кризис семьи, кризис в отношениях поколений, многие другие кризисы? А потому, что кризис переживает человеческая личность. Вы можете погрузить человека в идеальные материальные условия, поместить его во дворец, максимально обеспечить удовлетворение его потребностей — а внутри человека будет ад. И есть огромное количество примеров того, как самые благополучные, самые продвинутые люди живут в аду.

Мы прикасаемся к тайне человеческой души, к тайне внутренней жизни человека. Я неоднократно цитировал и сейчас еще раз приведу замечательные слова из Священного Писания: «Из сердца человека исходят злые помыслы» (Мф. 15:19). А если злые помыслы исходят, то за ними следуют и злые дела, и никакая, даже самая отточенная правовая система, никакая самая развитая и гуманизированная система общественных отношений неспособна повлиять на внутреннее состояние человека. Вот почему то, чем занимается Церковь, — человеческая душа — есть самая главная проблема современности. И не только современности — это самая главная проблема человеческого бытия; и чем быстрее это поймет большее количество людей, тем меньше злых помыслов реализуется в злые дела.

Сегодня мои слова многим очень тяжело понять. Одним — потому что условия жизни тяжелые: нехватка денег, проживание в тяжелейших условиях, часто в домах, которые домами назвать невозможно, без должного уровня материального обеспечения. Конечно, для многих из этих людей в первую очередь стоит вопрос жилья, денег, устройства детей, образования — где уж тут о душе думать? А у других все есть, но они хотят все больше и больше — где же здесь о душе думать?

А потом мы спрашиваем: «Почему страна задыхается от коррупции? Почему у нас огромное количество людей воруют друг у друга? Почему мы не можем наладить деловые отношения? Почему главной проблемой развития страны является проблема коррупции и криминала?» Конечно, социологи тут же скажут, почему, но это будет неправильный ответ. А правильный ответ тот, который мы с вами сейчас пытаемся сформулировать: из сердца человеческого исходят злые помыслы, которые облекаются в плоть и кровь преступных деяний.

Общество с крокодиловыми слезами на глазах возмущается результатами ЕГЭ: «Какое огромное количество детей списали! Как много людей на этом нечестно заработали!» Но кто-то делает правильные выводы, отчего это происходит? Конечно, можно еще раз сказать: «Неправильно министерство образования что-то сделало! Неправильно инструкции спустили!» Да не в инструкциях дело — дело в мировоззрении человека, в убеждениях, в чести, в достоинстве.

Я не хочу защищать ЕГЭ, хотя и не хочу огульно его отвергать. Тема ЕГЭ особая, и, может быть, когда-нибудь мы об этом поговорим. Но сегодня ЕГЭ — как лакмусовая бумажка нравственного состояния молодежи и народа нашего. А ведь этот печальный перечень можно продолжать и продолжать...

Пока мы все вместе, всем народом — Церковь, интеллигенция, средства массовой информации — не поймем, что нельзя игнорировать внутреннюю жизнь человека, что забота о душе — это главная задача общества, мы не справимся с нашими проблемами. Нельзя совершенствовать образование и не совершенствовать воспитание. Нельзя внедрять современную технологию в интеллектуальное развитие человека — технологию, которая действительно способна помочь людям получать более высокий уровень образования, — одновременно не сохраняя идеалы нравственные. Человек без нравственного идеала жить не может.

В чем заслуга нашей классической русской литературы? В том, что она подхватила нравственный идеал христианства, облекла этот идеал в образ положительного героя, и образ этот предлагался в школе, дома, в кино, в театре. Сегодня нет идеала, нет положительного героя. Для кого-то положительным героем становится человек, который всеми силами стремится загребать деньги, не останавливаясь ни перед чем. Но это страшный герой. Это нежизнеспособный герой, потому что нежизнеспособно то общество, в центре которого — эта безудержная потребительская философия.

И дело, конечно, не только в философии. Дело в первую очередь в том, что происходит в нашей жизни. Но и от сознания людей, как я уже говорил, зависит многое. И поэтому сегодня все те, кто может оказывать влияние на человеческое сознание — и Церковь, и школа, и интеллигенция, и средства массовой информации — должны не ссориться и не перетягивать канат, а вместе работать для того, чтобы менялось мироощущение современного человека, чтобы появлялись идеалы, способные устроять жизнь личности и общества ко благу.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами, и пусть те размышления, которые мы с вами совместно ведем в телевизионном эфире, в какой-то степени помогают нам в решении тех задач и проблем, которые сегодня стоят и перед народом нашим, и перед Отечеством. До следующей встречи.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами