Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Слово пастыря». Выпуск от 29 октября 2016 года

«Слово пастыря». Выпуск от 29 октября 2016 года
Версия для печати
2 ноября 2016 г. 16:56

В очередном выпуске авторской программы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря», вышедшей в эфир 29 октября 2016 года, Предстоятель Русской Церкви отвечает на вопрос о физической природе Господа нашего Иисуса Христа, а также на вопрос о том, является ли нормальным чувство презрения и жалости в отношении некоторых людей. 

Доброе утро, дорогие телезрители! 

Нам поступил такой вопрос: «Ваше Святейшество, Вы в своих проповедях говорили, что Господь Иисус Христос был по плоти Человек, а когда воскрес и вознесся, имел уже преображенную плоть. Скажите, пожалуйста, что-то человеческое в Нем все же осталось? Может быть, это была душа? А ангелы имеют душу? А Господь Бог? Или это только "человеческое, слишком человеческое", как говорил Ницше?» Это из письма господина Никанорова, город Подольск Московской области. 

Господь Иисус Христос имел человеческую природу, точно такую, какая есть у каждого из нас, и отличался от нас только тем, что никакого греха не совершал. Он имел душу человеческую и человеческое тело. Если бы у Богочеловека Господа Иисуса Христа душа была Божественная, а тело человеческое, то это не было бы Божественное воплощение и принятие Богом человеческой природы. Тогда человек только видимым образом участвовал бы в тайне спасения. 

В Древней Церкви возникло еретическое направление, представители которого утверждали, что Христос на кресте не страдал, потому что по Своей Божественной природе страдать не мог. Церковь осудила это учение. Христос страдал и телом, и душой. Он имел человеческий разум, человеческую волю и человеческие чувства, но Христос человеческую природу уподобил природе Божественной. Мы говорим, на основании Священного Писания, что человек создан по образу и по подобию Божию (Быт. 1:26), и подобие является целью человеческой жизни. Человек должен так развивать Божественный образ, по которому он создан, свою человеческую природу, чтобы в этой природе отобразилось Божественное начало. Вот это — цель жизни, и по мере духовного возрастания человек приближается к этой цели. 

Мы знаем святых угодников Божиих, которые настолько приблизились в уподоблении Богу, что это повлияло даже на их физическое состояние. Преподобная Мария Египетская переходила реку Иордан как по суше. Ее физическое тело было уже на грани видимого и невидимого, человеческого и Божественного. И Господь, имея человеческую душу и человеческое тело, сохранил их после воскресения, но человеческое тело было преображено, потому что Господь победил смерть. Его тело имело те же свойства, какие будет иметь наше тело после конечного суда и всеобщего воскресения. 

А что же означает Воскресение Спасителя и восхождение Его, с человеческим телом и человеческой душой, в Божественное Царство? Это означает, что человек через Боговоплощение, через Господа Иисуса Христа восхищен в тайну Святой Троицы. Мы своим умом не можем до конца понять, как человек может пребывать в тайне Божественной Троицы, но он там пребывает через Господа Иисуса Христа. Человеческая природа там, в жизни Божественной. Святые отцы говорили, что через воплощение был восстановлен образ первозданного человека. Господь не только искупил нас от греха, не только освободил нас от вины за первородный грех, — Он восстановил в Самом Себе Божественный замысел о человеке, воссоздал, как говорят святые отцы, падшего Адама. Это, может быть, одно из самых важных откровений, которое дается нам через Господа Иисуса Христа, и мы уже не чужие, но свои Богу. В каком же смысле мы свои Богу? Через Господа и Спасителя. Человеческий мир, человеческая природа — свои Богу, и нет стены, разделяющей Бога и человека. Поэтому христианство есть великое откровение о спасении человека, о спасении человеческой природы, о воссоединении связи Бога и человека через воплощение Господа и Спасителя нашего. 

И еще такой вопрос, который поступил от Зои Николаевны Почкиной из города Москвы: «Ваше Святейшество, иногда сталкиваешься с тем, что людям просто неинтересны Бог, религия, высшие вопросы, жизнь и смерть, — им это просто смешно. Презирать таких людей или жалеть? Но они бывают весьма агрессивны…» 

Презирать вообще никого не надо, потому что даже в падшем человеке сохраняется этот самый образ Божий. Презрение — это плохое чувство. А жалость — это нормальное чувство. Мы жалеем больных людей, в том числе душевнобольных. То, о чем Вы говорите, — тоже отклонение от нормы. Человек не может не задавать себе вопросов о жизни и смерти. Если эта реальность для него не существует, то что существует? Интересы сиюминутные — поесть, попить, погулять, отдохнуть? Это пока ты здоров и силен, но ведь даже молодой и сильный может здоровье потерять и оказаться перед лицом смерти. 

Людям, которые бравируют подобным отношением к жизни и смерти, очень полезно посещать смертельно больных, например, место, которое Солженицын назвал «раковый корпус», или общаться с теми, кто выздоровел благодаря современной медицине, но прошел через состояние огромного риска, осознав, что его жизнь висит на волоске. У таких больных многое меняется в сознании, даже когда они возвращаются к полноценной жизни, не говоря уже о тех, кто прошел через опыт клинической смерти. 

Эта бравада, это отсутствие интереса к мировоззренческим вопросам, к вопросам сущностным, онтологическим связаны с отсутствием реального жизненного опыта. Ведь в этом опыте — не только радость, не только смех, не только развлечения, не только удовлетворение человеческой похоти, но и всегда боль, всегда болезнь, всегда страх смерти. И отвечать полноценно на вызовы, связанные со здоровьем, с работоспособностью, с тем, что человек сегодня здоров, а завтра болен, он может только тогда, когда верит в Бога. 

Мне приходится иногда вести очень тяжелые разговоры с людьми, потерявшими своих родных, близких. Это жертвы техногенных катастроф и аварий, мужья молодых женщин, погибшие в шахтах или на предприятиях, ни в чем не повинные дети, умершие по чьей-то оплошности... Какие слова найти для успокоения? Их не может быть без указания на то, что с физической смертью не исчезает человеческая личность. Если мы скажем, что после смерти ничего нет, лопух на могиле вырастет, как говорил тургеневский Базаров, то у человека нет никакой надежды. Что такое 60, 70 или даже 80 лет жизни? Мгновение. Это понимают те, кто приближается к этому возрасту. Жизнь пролетела. Десятилетия позади, уже чувствуется дыхание вечности. И какие чувства это дыхание вызовет в тебе — страх, ужас, цинизм или, наоборот, спокойное восприятие перспективы, потому что это перспектива не уничтожения твоего бытия, а вечной жизни? Жалеть таких людей надо, молиться и работать, чтобы их становилось все меньше и меньше. Люди обкрадывают себя, занимая такую жизненную позицию, о которой Вы пишете. 

Ну, а теперь об ангелах. Имеют ли душу ангелы? Ангелы — духи по природе. Если человек имеет душу и тело, то ангелы тела не имеют. Тем не менее, как считают многие святые отцы, некий уровень материализации существует и в ангельской природе. Мы не можем конкретизировать это понятие. Некоторые святые отцы называли это огненной природой, но данное понятие для нас сложновоспринимаемое. Может быть, лучше говорить о некой энергетической природе, но и это будет предположение. 

Абсолютным чистым Духом является только Бог, а божественное творение имеет определенный уровень материализации. Но, конечно, тело человека — это совсем не то, что присутствует в природе ангельской; а то, что присутствует в ангельской природе, от нас сокрыто. Поэтому мы ангелов именуем духами, но абсолютным Духом является Бог. Природа Бога от нас сокрыта, и Бог дает нам возможность увидеть Его, понять и по-человечески принять через Господа Иисуса Христа — воплощенного Бога, истинного Бога и истинного Человека.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами, пусть ангелы-хранители ограждают вас от искушений и от всякого зла, пусть сила Божественного Духа укрепляет наш человеческий дух. До новых встреч.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами