Предстоятель Православной Церкви Молдовы митрополит Кишиневский Владимир дал интервью газете «Русь державная».
— Глубокоуважаемый владыка, мы только что прибыли из прекрасной паломнической поездки по Молдове, побывали в разных уголках страны, посетили многие храмы и монастыри, и были удивлены: как много в храмах людей и особенно молодежи. Везде было торжественно и радостно. Службы велись на молдавском, церковнославянском языках. Это были братья и сестры. Владыка, как развивается сегодня духовная жизнь в Молдавии?
— Молдавия — православная страна, история которой уходит в далекое прошлое. Как у нас говорят, семя, посеянное на молдавской земле апостолом Андреем Первозванным, дало щедрые плоды. Несмотря на то, что были тяжелейшие времена турецкого ига, когда земли Молдовы были оккупированы, вера сохранялась.
Но при древности православной традиции собственно молдавская епархия совсем молодая. В 2013 г. исполнится 200 лет с того дня, когда Святейший Синод принял решение о создании Молдовлахийского экзархата. После 1812 г., когда по условиям мирного договора к России отошла восточная часть Молдавии — Бессарабия — экзарху Молдавии, Валахии и Бессарабии Гавриилу (Банулеску-Бодони), было поручено организовать ее церковную жизнь. В 1813 г. последовало официальное учреждение Кишиневской епархии, которой были присвоены титулы митрополии и экзархии. Бессарабия с 1918 по 1940 гг. опять была под властью Румынии. Советская власть пришла в Молдавию после Второй Мировой войны.
Молдаване оставались всегда православными, в какие бы сложные времена они ни жили. Церковная жизнь народа никогда не прекращалась. И только начиная с хрущевских реформ наступили тяжелые времена. Еще при возврате Бессарабии в 1940 г. от нее была оторвана северная часть, вошедшая в Черновицкую область, а южная, с выходом к Черному морю, вошла в состав Одесской области. От Молдовы осталась только небольшая часть, которая и является сегодня территориально Республикой Молдова.
В начале 50-х годов в Молдове было 924 храма и 24 монастыря. Самые тяжелые времена наступили с 1957 по 1962 год. Закрывались и разрушались храмы, монастыри. В 1988 г. осталось 194 прихода и 1 обитель — Жабский женский монастырь.
Несмотря на все репрессии, православная вера жила в душах молдаван, русских, украинцев, белорусов, болгар, гагаузов — всех верующих, которые жили и живут в нашей стране. И даже в те времена люди выполняли церковные требы и Таинства — крещения, венчания, отпевания. Люди продолжали воспитывать своих детей в вере. Оставшиеся священники не боялись проповедовать и служить Богу и пастве. И любовь к православной вере сохранилась в Молдове до сих пор.
С 1988 г., тысячелетнего юбилея Крещения Киевской Руси (а для Молдовы это произошло еще раньше), начали открываться духовные школы, монастыри, храмы. В течение двух лет (с 1987 по 1989 гг.) ею управлял митрополит Серапион (Фадеев). Владыка успел открыть около 150 храмов и 1 монастырь.
Мне посчастливилось возглавить в 1989 г. Кишиневскую епархию, предо мной стояла задача открыть все храмы и монастыри, восстановить книгопечатание церковной литературы. Но прежде всего надо было открыть духовную школу. С помощью священнослужителей и прихожан к работающим уже 350 приходам мы добавили еще около 900. Сегодня в Молдове около 1 300 православных приходов. В 1989 г. было два действующих монастыря, а сегодня — 42 и 8 скитов.
Не было ни одной духовной школы, сегодня — 8. Мой предшественник начал восстанавливать духовное образование с создания пастырских курсов при Каприановском монастыре. И это была наша первая пастырская школа. Необходимость в пастырях в то время была так велика, что в 1990 г. я рукополагал студентов, которые после окончания училища назначались на приходы настоятелями. И этих студентов, а их было более 100, не хватило. Бывало, что в епархии в течение недели открывалось по 7, 10 и 15 приходов. Вскоре мы открыли и другие школы, семинарии, для девушек — лицеи, в которых они получали дипломы преподавателей и готовились к социальному служению.
Была открыта школа иконописцев и школа для псаломщиков. На сегодняшний день наши духовные школы полностью обеспечивают необходимость епархии в священнослужителях. В них получают духовное образование также семинаристы из близлежащих епархий Румынии, Украины и России.
Особое внимание у нас уделяется работе с молодежью. И посещение храмов для молодых людей не мода, а духовная необходимость. Особенно это видно во время Великого поста. Первая неделя, читается канон Андрея Критского — полные храмы молодежи. Страстная неделя — в храмах опять молодежь: и мальчики, и девочки, и их родители. Они принимают участие во всех церковных обрядах и Таинствах.
Мы стремились, чтобы и в светских учебных заведениях велось преподавание религии. Уже в 1994 г. я обратился к первому Президенту Молдовы Мирче Снегуру с просьбой разрешить преподавание религии в школах и в вузах. Специального правительственного разрешения не было, но с 1994 г. такое преподавание началось. Все священники, которые работали в школах, разработали свои программы по образцам программ румынских православных педагогов. Начинали просто с бесед, рассказов, не ставили и не ставим никаких оценок, чтобы никого не обидеть. Стараемся с молодежью говорить на понятном для нее языке. Они видят наше стремление, наше желание найти общий язык, видят, что наша Церковь живая, что Церковь заботится о своем народе.
В 2010 г. руководство страны рассматривало Закон о преподавании в учебных заведениях предмета «Основы православной культуры». К сожалению, его не приняли потому, что якобы этим мы ущемляем права получения образования по евростандартам. Но нам разрешили продолжать преподавание религии. В настоящее время изданы учебники на деньги государства, они раздаются детям бесплатно. К сожалению, изданного недостаточно. В своей работе с детьми и молодежью мы учитываем особенности возрастного восприятия. В старших классах особое внимание уделяем беседам, встречам. Такую же работу священники ведут и в вузах. На встречу с протоиереем Октавианом Мошиным, настоятелем Сретенского домового храма Молдавского государственного университета, приходят 700-800 студентов. Он находит доброе слово для каждого, как может, помогает всем, кто к нему обращается. При необходимости материально также поддерживает ребят. Помогает в учебе, даже организовал курсы английского языка. Проводит со студентами паломнические пешие ходы от одного монастыря к другому. Такая действенная работа приводит к хорошим результатам. Большинство ребят, которые встречаются с такими священниками, воцерковляются, венчаются в храмах, крестят своих первенцев и становятся членами православных общин.
— Сегодня в Молдавии около полутора тысяч храмов, почти в каждом городе и селе есть храм. На какие средства они построены?
— До 1995 г. храмы строились за счет верующих. Потом изменилась экономическая ситуация в стране, к сожалению. И тогда мы обратились к бизнесменам за поддержкой. Обратились к депутатам, состоятельным выходцам из сел, чтобы они помогли общинам построить или отремонтировать храмы на их малой родине. Многие откликнулись.
Последнее время помощь такая стала меньше. Это произошло, потому что из-за ухудшения международных отношений между Россией и Молдовой многие состоятельные люди среднего возраста из-за невозможности вести бизнес в стране уехали за границу. И, несмотря на то, что они оказались в результате кризиса в Италии, Испании, Португалии — продолжают жертвовать на Церковь и храмы, помогают содержать церковь в своем селе или в соседнем.
— Молдавия — зеленая и ухоженная земля. Мы видели возделанные поля, виноградники, огороды. Прекрасные храмы. Крепкие и красивые дома. Посещали городские и сельские магазины, кафе, столовые, где нас кормили дешевой и очень вкусной пищей. Были на шумном Кишиневском базаре. Нас тепло и радушно встречали на семейном празднике в простой молдавской семье, где все говорило о ее благополучии. И все же Молдавия — страна, из которой население уезжает в разные страны мира, и, прежде всего, в Россию. Очень много уезжает молодежи. Многие из уехавших не вернутся домой. В чем Вы видите решение этой проблемы?
— Для нас очень важным является вопрос улучшения отношений между нашими странами. Нынешнее состояние — результат ошибок с обеих сторон в области политики и межгосударственных отношений. Молдова — аграрная страна с прекрасной землей и климатом, в центре Европы. Раньше весь Советский Союз получал из Молдовы не только прекрасные вина и коньяки, но и отличные овощи, фрукты. Это можно наладить и сегодня.
Сохраняются братские отношения между людьми наших стран. Многие молдаване учились в Москве, Петербурге, Киеве. Раньше все были братья во Христе и просто братья по стране. С развалом Советского Союза, когда Украина стала самостоятельной державой, Молдова самостоятельной, многое изменилось. Для нас, людей среднего возраста, хотя мы и разделены границей, остаются сильные связи, дружеские, братские отношения.
Но для молодежи уже многое изменилось. Для новых поколений Украина, Белоруссия, Россия — чужие страны. Я думаю, в разрешении этого сложного вопроса наши политики должны сыграть положительную роль. Молдову, как лакомый кусочек, стараются приблизить к себе и Евросоюз, и Россия. И вот политики теряются и не знают часто, за какую сторону во взаимоотношениях наших стран браться. И до тех пор, пока они будут в растерянности, это будет губительно сказываться не только на них, но и на наших странах.
Я думаю, что можно жить в добрых отношениях и с Россией, и Евросоюзом. В Россию мы должны вернуться со своими продуктами — других богатств у нас нет. Но у нас, в Молдове, добрые и трудолюбивые люди и хорошие специалисты.
— Сейчас в Москве открывается Отдел внешних церковных связей Кишиневско-Молдавской митрополии. Какие задачи Вы ставите перед работниками этого отдела?
— Необходимость открытия такого отдела возникла давно. В свое время с этим вопросом я обратился к Президенту России Б.Н. Ельцину еще в 90-е годы. Уже тогда в Россию приехало много молдаван. Большинство жителей Молдовы — христиане, а каждый верующий христианин хотел бы присутствовать на церковных службах и молиться на своем родном языке, где бы он ни находился. В Москве проживают многие тысячи верующих молдаван, среди них постоянно живут такие известные всему миру люди, как писатель Ион Друце, режиссер Эмиль Лотяну, композитор Евгений Дога, певица Надежда Чепрага. Мою просьбу поддержал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 90-е годы рассматривался вопрос о передаче нам храма для организации подворья в районе Кузнецкого моста, недалеко от посольства Молдовы. Но по разным причинам этого не произошло.
В настоящее время нас поддержал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и пошел нам навстречу. Его Святейшество любит Молдову. Неоднократно бывал еще владыкой у нас.
Для Молдавского подворья определен храм Черниговских мучеников в Черниговском переулке. Это часть Патриаршего подворья. Этим летом состоится передача храма. Сам храм необходимо восстанавливать. В нем будет вестись служба на молдавском и церковнославянском языках.
Мы хотим как можно больше сделать для сближения людей. Откроем воскресную школу, катехизаторские курсы. Будем собирать по праздникам на братскую трапезу всех желающих. Нам бы хотелось, чтобы живущие в Москве, в России молдаване чувствовали себя как дома, на родной земле.
Сотрудники отдела будут заниматься социальной работой и социальной защитой. Значительное внимание нужно уделить тем людям, которые, приехав в Россию, столкнулись с недобросовестными работодателями; они часто остаются не только без куска хлеба, но даже и без паспорта. Планируем создать небольшую юридическую консультацию, открыть небольшую гостиницу или гостевой дом.
Мы хотим, чтобы каждый молдаванин, приезжающий в Россию, знал, где ему могут помочь, если он окажется в тяжелой ситуации. Мы начнем с оформления всей необходимой документации по храму, его ремонта. Будем вести богослужения и приглашаем в храм наших братьев-молдаван и всех желающих.
— К сожалению, сегодня мало что известно в России и других странах о духовной жизни Молдовы и ее героическом прошлом, в котором народ и его господари стояли не на жизнь, а на смерть за сохранение Православия. Расскажите о господаре Молдовы Стефане III Великом.
— Для Молдовы Стефан Великий (1429-1504) — выдающийся господарь, полководец, дипломат, политик, а самое главное — он великий христианин. Он правил в течение 47 лет страной в очень тяжелое время, боролся за укрепление Молдовы и ее независимость с Османской империей, Польшей, Венгрией, был защитником своего народа. Ему пришлось много сражаться. Господарь Стефан выиграл практически все сражения, после каждой победы закладывал и строил новый храм или монастырь. Их было 47 или 48. Многие из этих храмов и монастырей сохранились и сейчас. Святой Стефан также заботился и о других храмах, которые нуждались в его поддержке.
Особой заботой государя были святыни и монастыри Афона, для спасения которых от разрушения османами он использовал все свое влияние, использовал богатства Молдовы и свои личные, чтобы поддержать монастыри и восстановить святыни. Он предоставил молдавские земли взамен тех, что были захвачены турками.
Был взращен благочестивыми родителями. По преданию, однажды войско Стефана было разбито, и он вернулся домой, где был очень сурово встречен своей матерью, которая ему сказала: «Ты не мой сын, если проиграл битву!». Господарь вернулся на поле битвы с оставшимися в живых воинами и одержал победу. Как выдающийся полководец и христианин, многие битвы он выигрывал с гораздо меньшим войском, чем у противника. На знамени Стефана был изображен Георгий Победоносец — покровитель и защитник молдавского господаря. Знамя Стефана Великого, изготовленное его дочерью Еленой, — одна из святынь монастыря Зограф на Афоне, монашеская жизнь в котором в 1502 г. была им восстановлена.
В 1992 г. Румынская Православная Церковь канонизировала господаря Стефана III как святого Стефана Великого. Память его совершается 2 июля. Я принимал участие в этих торжествах. Сегодня Православная Церковь в Молдове почитает его как святого, а государство — как великого государственного деятеля.
— Каждый народ чтит своих святых. У народа Молдовы особенно почитается преподобный Паисий Величковский. Мы вступаем в 10-летие подготовки празднования 300-летия со дня его рождения, которое отметим в 2022 г. Что необходимо сделать в рамках этого юбилея?
— Молдавия почитает святых по обеим сторонам реки Прут, которая стала пограничной и разделила границей исторические земли Молдовы, часть которых за этой рекой теперь принадлежит Румынии. У нас есть прекрасная икона Собора молдавских святых. На ней изображен также и священномученик Серафим (Чичагов), который возглавлял епархию в течение шести лет (1908-1914 гг.). Очень почитается святая Параскева из Ясс.
Но особым почитанием пользуется великий старец Паисий Величковский. После Афона этот великий подвижник со своими учениками находился в Нямецком монастыре (ныне Румыния). Это была настоящая монашеская республика, где подвизалось более 10 000 человек разных национальностей. Велик его вклад в духовном просветительстве. В его переводе с греческого в Москве в издательстве Синодальной библиотеки в 1793 г. была издана всем известная великая книга «Добротолюбие».
Его ученики основали Ново-Нямецкую обитель, которая находится у нас в епархии. Это большой монастырь, который называют малой Молдавской лаврой. В состав монастыря входят 4 храма: Свято-Вознесенский собор, Успенская церковь, Никольский храм, Кресто-Воздвиженский. 65-метровую колокольню монастыря часто сравнивают с колокольней Троице-Сергиевой лавры. Великий старец Паисий очень почитается в нашей стране и считается народом покровителем страны.
В 1988 г. Русская Православная Церковь прославила в лике святых преподобного Паисия Величковского, которого еще при жизни почитали как святого. Этот святой объединяет не только два берега реки Прут — Молдавию и Румынию, но и Украину, где он родился, Россию, где первыми издавались его труды и почиталось его монашеское служение, взрастившее русское старчество в Оптиной, Софрониевой, Глинской пустынях и других монастырях; Афон, где он много лет подвизался и столько сделал для сохранения и распространения его духовного наследия.
Мы будем готовиться к юбилею, привлекать специалистов и богословов не только Молдовы, но просить поучаствовать и другие страны, Россию. Будем просить принять активное участие Патриархию. У нас прекрасные добрые отношения с Нямецким монастырем (Румыния), где пребывают святые мощи преподобного Паисия. В самые трудные времена, когда у нас не было еще семинарии, мы посылали по договоренности наших семинаристов к ним на учебу. И опять святой Паисий собирал возле себя учеников-молдаван.
Необходимо провести международные конференции, самым серьезным образом изучить его наследие и издать его. Восстановить православные святыни, связанные с его именем. Потому что Паисий Величковский и его подвиги, наставления и труды имели не только великое влияние на монастыри, но и в целом в укреплении всей Православной Церкви, с жизнью которой связаны судьбы народов и государств. Мы должны приложить все усилия, чтобы воздать должное этому великому святому.
— Дорогой владыка, 2012 год — юбилейный для Вас. В его преддверии журналисты будут расспрашивать Вас о многом. Мы бы хотели спросить Вас, почему, служа в рядах Советской Армии, Вы, уроженец Черновицкой лесной области, оказались на флоте и дослужились до высшего матросского звания — корабельного старшины?
— Начнем с того, что еще в детстве я решил, что буду служить в армии. Но я, как все мальчишки, хотел быть необычным. Подумав, решил, что буду моряком. И когда все, кто собирался служить в армии, хотели быть солдатами, я хотел быть моряком. На всех допризывных комиссиях я говорил, что хочу служить не в армии, а только на флоте. Меня спрашивали: «В армии надо служить два года, а на флоте три. Ты согласен?», я отвечал, что согласен. У меня с детства была любовь к военной строгости, послушанию. И когда я приехал на последнюю комиссию в свой районный центр, мне сказали, что я буду служить на флоте.
После призыва меня отправили в «учебку», которая находилась в Севастополе. С этим городом в нашей семье очень многое связано. В Севастополе в начале ХХ века воевал мой дед Николай, в честь которого я был назван, и до монашеского пострига я носил это святое имя. Дедушка меня очень любил. Во время Великой Отечественной войны в Севастополе воевал мой отец Василий, который прошел всю войну. И вот я все три года прослужил тоже в Севастополе и дослужился до звания главного корабельного старшины, что соответствует сейчас званию мичмана, практически младшего офицера.
Служил я в береговой службе, был миноторпедистом и ракетоартиллеристом. Отрабатывали мы свое мастерство на суше, а вот стреляли по целям во время учений — на море. С теплотой вспоминаю эти годы. Но, к сожалению, мои товарищи по службе теперь живут в разных странах.
— Когда Вы пришли первый раз в храм?
— В Церкви я столько, сколько себя помню. Родился в православной верующей семье. Отец и мама постоянно ходили в церковь. Мама с детства пела в церковном хоре; дед, бабушка постоянно посещали церковь, брат дедушки пел в церковном хоре, брат отца пел в хоре, сестра мамы тоже пела в церковном хоре, муж маминой сестры пел в церковном хоре. Хор нашей церкви состоял из моих родственников. Причем это были советские времена, церкви и монастыри были закрыты. К счастью, храм в нашем селе был открыт. Когда мне было 5 лет, дедушка решил поехать в действующий монастырь — в Почаевскую лавру и взял меня с собой. Через год он опять поехал со мной и с бабушкой в Почаев. Ездили, несмотря на то, что паломников пытались разгонять и выгонять из Лавры. Они молились, я молился, они исповедались, я тоже; причащались, я тоже причащался, правда, на ранних службах хотелось спать. Однажды вышел отец Амфилохий и нас благословил. И у меня есть от него с благословением его фотография с голубями. Украинская Православная Церковь причислила его к лику святых.
Дедушка старался, чтобы я как можно больше мог увидеть. И когда звонарь поднимался на колокольню, дедушка просил его взять нас с собой. В 5 лет я уже читал, писал, знал молитвы, твердо знал «Верую».
Мой отец был лесником, дедушка лесничим служил на лесном кордоне. Дом родительский стоял в 100 метрах от леса. В 1996 г. я выпросил этот лесной кордон и ныне там стоит Свято-Владимирский мужской монастырь. 21 августа 1997 г. монастырь был освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Владимиром и владыкой Онуфрием, ныне митрополитом Черновицким и Буковинским, в нашем присутствии. Там сейчас 7 монахов, построены большая церковь, двухэтажный настоятельский дом. Родительский дом сохранился до сих пор. Теперь он на земле монастыря.
— Дорогой владыка, что бы Вы хотели пожелать читателям «Руси державной», священнослужителям и молодежи?
— Нам, священнослужителям, прежде всего нельзя быть ленивыми. Надо не считаться со своим временем. Вести и воскресную школу, и катехизаторские беседы. Священник сегодня должен не только исполнять требы, он должен быть духовником, пастырем, отцом. Мы должны помнить ту истину, что как будем воспитывать и чему учить — то и получим. Если мы будем лениться, то наша молодежь уйдет к тем, кто приезжает из-за границы и ходит в белой рубашечке с галстучком и с Библией под мышкой — к сектантам.
А молодым людям хочу тоже пожелать: не лениться, побольше трудиться, научаться примерами высокой жизни и служения Отечеству, читать душеспасительные книги — такие, как труды великого старца и сердцеведа Паисия Величковского.
Беседовала Виктория Медунина