В опубликованном 31 августа 2011 года в сербской газете «Политика» интервью председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона были затронуты вопросы межправославных и межхристианских отношений, тема свидетельства Церкви современному миру, ситуация в Косовском крае.
― В чем Вам видится решение проблем в отношениях между Сербской Православной Церковью и правительством Черногории?
― Роль Православия в жизни черногорского общества всегда была очень велика. Сегодня Черногория является независимым государством, 80% жителей которого исповедуют Православие.
Черногорское Православие связано тесными духовными узами с историческим Печским Патриархатом, в составе которого оно было представлено Зетской митрополией. И ныне оно составляет очень важную часть Сербского Патриархата, каноническая территория которого охватывает несколько независимых государств. То же можно сказать о большинстве Патриархатов: Константинопольском, Александрийском, Иерусалимском, Московском. Александрийский Патриархат, в частности, охватывает весь Африканский континент.
Очевидно, что проблемы, накопившиеся в церковно-государственных отношениях в стране, должны решаться в ходе терпеливого, внимательного и уважительного диалога властей суверенного Черногорского государства с представителями Сербской Православной Церкви. Решение данных вопросов немыслимо без серьезного внимания к каноническим основам Православной Церкви, имеющим многовековую давность, отражающим ее духовную природу и соответствующим ее высокому призванию. Вместе с тем, канонический строй Православной Церкви обладает достаточной гибкостью и позволяет, при наличии доброй воли, находить компромиссные варианты при решении самых острых вопросов.
В ходе недавних встреч с представителями государственного руководства Черногории я не раз слышал о том, что курс на создание единой черногорской Православной Церкви не предполагает вмешательства в канонические вопросы. Однако следует признать, что реальный успех в осуществлении такого рода реформ может быть достигнут только с учетом мнения Сербского Патриархата, в компетенции которого исторически находятся вопросы церковной жизни православных христиан на территории Черногории.
― После Вашего визита в Сербию в начале апреля этого года сербская пресса писала, что в ходе состоявшихся встреч Вами было донесено негативное отношение Русской Православной Церкви к возможному приглашению Папы Римского в Сербию в 2013 году. Обсуждался ли Вами этот вопрос с представителями Сербской Православной Церкви?
― В ходе встреч с иерархами Сербской Православной Церкви эта тема специально не обсуждалась. Это ― внутреннее дело Сербского Патриархата. Насколько мне известно из СМИ, среди архипастырей Сербской Православной Церкви нет единого мнения по вопросу приглашения Папы.
Пока характер предстоящих торжеств по случаю 1700-летия Миланского эдикта остается не вполне ясным ― задумываются ли они как свидетельство значимости этого исторического юбилея для представителей различных христианских конфессий или же как возможность выражения братского единства Поместных Православных Церквей.
― Опасение, что Европа теряет свой христианский характер, неоднократно подчеркивалось со стороны православных и католических церковных чиновников. Вы подчеркивали, что православные с католиками должны вместе встать на защиту традиционных христианских ценностей в Европе. Каким способом две христианские Церкви могли бы совместно выполнить эту большую задачу и считаете ли Вы, что такое сотрудничество может иметь и пагубные последствия для одной из двух Церквей, как и опасаются некоторые в определенных церковных кругах, воспринимающие такой диалог как способ унии?
― В последнее время становится все более очевидной необходимость сотрудничества православных и католиков в деле отстаивания традиционных христианских ценностей в современном секулярном обществе. Позиции наших Церквей близки по многим темам, которые мир сегодня ставит перед христианством ― это процессы либеральной секуляризации, глобализация, размывание семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали. Наши Церкви вместе выступают против абортов, эвтаназии, медико-биологических экспериментов, несовместимых с нравственным принципом уважения человеческой личности и т.п.
Все более актуальной становится проблема христианофобии ― ущемления прав христиан из-за их религиозной принадлежности. К сожалению, проявления откровенно антирелигиозной позиции мы наблюдаем и в современной Европе, где определенные политические силы стараются вытеснить религию из общественной в исключительно индивидуальную сферу жизни. И здесь согласованная позиция двух Церквей может иметь важное значение.
Православно-католическое сотрудничество может развиваться в различных формах. Это могут быть совместные культурные проекты, общественные акции, активное взаимодействие на уровне представительств при международных организациях. Положительные примеры такого сотрудничества уже есть. Благодаря согласованным и последовательным действиям православных и католиков удалось, например, добиться положительного решения Европейского суда по правам человека по делу «Лаутси против Италии» о распятиях в итальянских государственных школах.
При этом совершенно необоснованны опасения, что подобное сотрудничество может привести к какой-то унии. Уния ― это объединение на основе компромисса в вопросах веры. В то время как сотрудничество, о котором я говорю, не затрагивает области вероучения. Православная и Римско-Католическая Церкви, не находясь в полном вероучительном и каноническом единстве, могут взаимодействовать в сфере социальной проблематики, в которой позиции двух Церквей очень близки.
― Борьба за выживание Сербской Церкви в Косово не останавливается, и ее миссия по-прежнему находится под угрозой. Вами была озвучена идея направить в обители Косова и Метохии монахов из Русской Православной Церкви для усиления православного присутствия в крае. Какова судьба этого замысла?
― Данный вопрос находится в стадии изучения, а его окончательное решение будет определяться пожеланиями и потребностями наших сербских братьев. По благословению Священноначалия Сербской Православной Церкви мы обсуждаем нашу возможную помощь с Преосвященным епископом Рашско-Призренским Феодосием. Мы также положительно оцениваем тот факт, что российское государство в рамках участия в программе UNESCO оказало существенную финансовую поддержку в деле реставрации православных святынь Косовского края.
― Определением Священного Синода от 5 мая 2003 года Вы были назначены представителем Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе и занимали эту должность до 2009 года. Насколько важно православным иметь своего представителя в этих учреждениях и выгодно ли это для Русской Православной Церкви?
― По решению Священного Синода моя деятельность в качестве представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях началась еще в июле 2002 года и продолжалась вплоть до 2009-го, когда я возглавил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. В этот период Представительство вело активную работу с институтами Европейского союза по обширному кругу вопросов, участвуя в обсуждении проблем, представляющих интерес для христиан Европы. Тогда же сформировалась традиция ежегодных встреч религиозных лидеров Европы с руководством ЕС. Встречи стали продуктивной формой диалога религиозных общин с этим интеграционным объединением, позволив представлять интересы верующих на высоком политическом уровне. Диалог с ЕС является одним из доказательств важности функционирования представительств Русской Православной Церкви за рубежом.
Что касается содержания церковной дипломатической работы, то, как и века назад, сейчас в ее основе лежит, прежде всего, свидетельство о непреходящей Истине Христовой. Выражением этого призвания в наши дни является забота о сохранении нравственных ориентиров в международном сотрудничестве. Это особенно важно для диалога с международными организациями, занимающимися вопросами прав человека и межкультурного диалога. Церковь, предлагая пути решения общественных проблем, опирается на многовековой опыт человечества и на духовное наследие Европы, которые дают человеку и социуму в целом убедительные мотивы для добродетельной жизни. Для большинства народов Европы подобные мотивы немыслимы вне христианской веры, об идеалах которой мы свидетельствуем во всей нашей внешнецерковной работе.
Беседовала Елена Чалия
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru