22 ноября в Московской Духовной академии открылась II Научно-богословская конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания», которая продлится два дня. Конференция организована кафедрой библеистики МДА.
Заведующий кафедрой доцент протоиерей Леонид Грилихес отметил, что вторая библейская конференция отличается от первой не только форматом, но и представительностью. Действительно, участниками богословской дискуссии стали специалисты РАН, МГУ, МДА, ПСТГУ, Института перевода Библии и других научных и учебных заведений.
В адрес конференции поступило приветствие Председателя Синодальной Богословской Комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета.
Первый доклад с темой «Истолкование (Ин. 1:30) в святоотеческой традиции (по свт. Фотию Константинопольскому)» сделал преподаватель МДАиС игумен Дионисий (Шлёнов). Участники конференции отметили высокий научный уровень доклада, о чем свидетельствовали многочисленные вопросы в специальных областях. Кроме серьезного патрологического и экзегетического исследования, доклад содержал интересные практические следствия относительно богословского диалога с армянами-монофизитами. Было отмечено, что несмотря на попытки современных армянских богословов сгладить ригоризм отношения к Халкидонскому Собору средневекового армянского богословия, между ними и православными остается камень преткновения — халкидонская христология. Было также показано, что распространенная идея «развития славы Христа» во время Его земной жизни имеет несторианские корни.
Далее выступил доцент Академии протоиерей Леонид Грилихес с сообщением «Евангельская проповедь и литература раннего иудаизма». На материале реконструкции еврейского текста некоторых книг Нового Завета отец Леонид показал, что вопреки сложившемуся мнению иврит был распространен как разговорный язык наряду с арамейским на территории Палестины во времена Спасителя (по некоторым данным — даже до II века). В ходе последовавшей дискуссии была отмечена гипотеза, согласно которой Евангелие от Матфея имело соответствующий текст на иврите, а Евангелие от Марка — на арамейском.
После перерыва последовали интересные и содержательные доклады доцента С.А. Степанцова (РАН, МДА) «Разрешение противоречий первого послания Иоанна в истолковании блаженного Августина» и консультанта Института перевода Библии А.С. Десницкого «Сыны Божии: люди или духи? (Быт. 6:1-4)», в ходе которых обсуждались различные подходы к экзегезе Священного Писания на конкретных примерах. Сообщения вызвали огромный интерес участников конференции и повлекли оживленное обсуждение.
Затем последовал доклад специалиста в области литургики диакона М. Желтова (ПСТГУ) «Библейские темы в молитвах православного чинопоследования Таинства брака». Это сообщение послужило ярким доказательством актуальности богословского исследования литургических чинов. Было показано, что вопреки распространенному мнению сложившийся чин Венчания уже существовал задолго до императора Льва Мудрого, о чем свидетельствуют древние рукописи и источники. Докладчик представил подробный анализ того, как библейское богословие брака определило содержание священнических молитв византийских чинов Обручения и Венчания.
Безусловным украшением конференции стало выступление Ю.А. Шичалина (Институт философии РАН, Греко-латинский кабинет) «Отклики на библейские тексты в позднеантичном платонизме». Именно благодаря Греко-латинскому кабинету, созданному усилиями Ю.А. Шичалина, в Академии стало возможным изучение классических языков на серьезном уровне, необходимом для любого богословского исследования. Основываясь на анализе позднеантичной философии, докладчик сделал поучительный вывод, что для христианства намного опаснее не серьезная открытая полемика с язычеством, а теплохладное игнорирование. Последние два доклада вызвали оживленную дискуссию, которую по причине выхода за рамки регламента пришлось перенести на послеобеденную сессию.
После перерыва состоялся семинар «Библия и иконография», где с искусствоведческими докладами выступили Дж. Парравичини («Библейские сюжеты в иконографии римских катакомб») и Е. Луковникова («Интерпретация некоторых ветхозаветных сюжетов в византийском искусстве»).
МДА/Патриархия.ru