Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Слово пастыря». Выпуск от 15 октября 2011 года

«Слово пастыря». Выпуск от 15 октября 2011 года
Версия для печати
19 октября 2011 г. 19:38

Почему наши соотечественники, номинально принадлежа к Церкви, по-прежнему далеки от веры? Почему многие атеисты в наши дни предпочитают называть себя агностиками? Таковы основные темы очередного выпуска телепрограммы «Слово пастыря», вышедшего в эфир 15 октября 2011 года.

Доброе утро, дорогие телезрители!

В адрес передачи продолжают поступать ваши многочисленные письма с вопросами. Так, Елена Васильевна Горина из Перми пишет: «Хочу спросить у Вашего Святейшества. Мы теперь празднуем как всенародный праздник День Крещения Руси. Но народ-то в большинстве своем по-прежнему остается совершенно далеким от веры, не зная и не понимая заповедей христианства и в лучшем случае усваивая чисто внешние его проявления. Как с этим быть и что же нужно делать, чтобы христианство вошло в сердце и руководило поведением человека?»

Вы совершенно правы, Елена Васильевна. Значительная часть народа, формально православного, реально никак не связывает себя с христианским учением, с посланием Христовым миру. Есть множество причин, почему нынешнее поколение живет именно так, а не иначе. Одно объяснение хорошо известно: практически четыре поколения людей жили в стране, где религия была если не прямо запрещена, то не поощрялась и где в качестве официальной проповедовалась идеология, исключавшая всякое положительное значение религии. Несмотря на то, что в 90-е годы значительная часть людей развернулась в сторону веры, этот разворот до конца не был осуществлен, потому что инерция в жизни человека слишком сильна. Невозможно в одночасье, во мгновение ока изменить образ мыслей, привычки, некие стереотипы. Я однажды спросил женщину, которая ходила в храм: «Почему вы каждое утро начинаете с того, что включаете радио?» (Я слышал эти звуки, потому что жил в доме, где стенки были не слишком капитальными.) Она ответила просто: «Я так привыкла. А как же иначе?» Я ей сказал, что вообще-то иначе — это начинать день с молитвы: вначале лоб перекрестить, помолиться, ну а потом уже можно и радио, и телевидение включить, если есть такая потребность. И что вы думаете? Согласившись со мной, эта женщина продолжала включать утром радио. Разве можно ее за это судить? Просто эта привычка вошла в плоть и кровь.

Вот и многие другие привычки вошли так же глубоко. Для некоторых прийти в храм в воскресенье — значит порвать с определенными привычками, с обычаем проводить воскресенье совсем иначе; то же самое касается и субботнего вечера. Быть может, перечень признаков того, что разворот не может произойти одномоментно (хотя он и происходит реально в жизни нашего народа), поможет Вам понять, что, собственно говоря, является, пожалуй, основной причиной того, что люди, даже называя себя верующими, будучи крещеными, не живут так, как следовало бы жить в соответствии с христианской ответственностью.

Но есть и иная причина. Не все можно и нужно списывать на прошлое. Ведь прошло 20 лет с тех пор, как закончилась атеистическая эпоха. За это время выросло поколение молодых людей, которые той жизни не помнят. Они не знают, что такое закрытые, поруганные храмы, что такое притеснение верующих, что такое скрытый, но реальный запрет на посещение храма. Им даже представить это невозможно. Они видели храмы с уже позолоченными куполами — красивые, восстановленные. Они привыкли видеть священников в их одеждах, в том числе в общественном пространстве, слышать голос священников по телевидению, по радио. Они читают какие-то статьи в газетах, в Интернете. Так почему нередко и в этой молодежной среде не происходит разворота к христианским ценностям — не на теоретическом уровне (теоретически большинство людей согласны), а чисто практически? Да потому, что наша жизнь формируется не только высокими идеями и не только мировоззрением, но еще и плотью нашей.

И современная цивилизация, которая все больше и больше становится цивилизацией именно плотского начала, диктует иной образ жизни. Исчезает понятие греха, понятие личной ответственности. Грех становится привлекательным, для чего употребляются колоссальные усилия. Если все это перевести в денежный эквивалент, то трудно даже представить себе объем материальных средств, которые вкладываются в то, чтобы человек жил по закону плоти. Одна наша реклама чего стоит, но ведь речь не только о рекламе.

Как же противостоять всему этому? Иногда говорят, что Церковь недорабатывает, и в каком-то смысле это правильно. Но давайте задумаемся: как Церковь может «дорабатывать», если в среднем россиянин проводит у экрана телевизора пять-шесть часов и за эти пять-шесть часов не получает прививки к этим христианским ценностям? Благодарение Богу, что на нашем телевидении существуют и другие передачи, но пропорционально они несоизмеримы с тем информационным потоком, который обрушивается на современного человека и который не несет в себе никаких указаний на христианскую или, шире, религиозную ответственность.

Тем не менее количество верующих в нашей стране не сокращается, а, напротив, увеличивается, и, что особенно радостно, среди молодежи. Я владею цифрами и озвучиваю эту картину вопреки пессимистическим утверждениям о том, что количество верующих якобы сокращается, — это ложь. Сам факт обращения современного человека к Богу, значительное рост числа верующих в нашей стране — это явление я и называю Божиим чудом, потому что ни церковная проповедь в том масштабе, в котором она предлагается ныне обществу, ни церковные благотворительные или образовательные проекты не могут сбалансировать и уравновесить и сотой доли того информационного потока, который не несет в себе религиозного послания. А если все-таки происходит некое влияние христианства на душу современного человека, то это следует отнести в первую очередь за счет силы Божией, которая в немощи человеческой совершается (см. 2 Кор. 12:9). Ну и, конечно, следует с благодарностью отметить жертвенный подвиг священнослужителей, монашествующих, огромного количества мирян, вовлеченных сегодня в просветительскую, благотворительную, миссионерскую работу.

И вот в связи с этим Ваше упоминание о Дне Крещения Руси. Слава Богу, что сегодня этот день стал государственным праздником. Это дает возможность людям, которые редко задумываются о душе, поразмышлять о своей истории, задаться вопросом: «А почему история страны практически начинается с крещения народа? Что это означает для нашего национального самосознания, для нашего мировоззрения?» А ведь ответы на этот вопрос могут кого-то настроить на тот самый лад, о котором мы с вами сейчас говорим, — с ответственностью воспринять не только внешние проявления, но и внутреннее содержание христианской культуры, которое определяется Божественным словом — Евангельским посланием.

Врата адовы не одолеют Церковь, сказано в Священном Писании (Мф. 16:18). Никакие потуги разрушить в глобальном масштабе нравственную основу человеческой жизни не возымеют успеха до тех пор, пока Церковь будет нести людям свидетельство о Христе Распятом и Воскресшем, свидетельство о спасении. И дай Бог, чтобы это свидетельство привлекало к себе все большее и большее количество людей, чтобы возвращение к духовным истокам действительно стало главным направлением нашего духовного и даже культурного делания не только в масштабах России, но и, дай Бог, в масштабах всего рода человеческого.

И еще один вопрос, который содержится в письме Людмилы Николаевны Самсоновой, проживающей в городе Москве. «Ваше Святейшество! Сейчас некоторые неверующие называют себя агностиками — это стало модным словечком. Чем они отличаются от простых атеистов?»

В буквальном смысле агностик — это человек незнающий, не имеющий знания. В свое время так себя именовали люди, которые не считали возможным ни мировоззренчески, ни тем более практически, в жизни своей, ответить на вопрос, существует Бог или нет. Чаще всего таких людей эта тема просто не интересовала, или, по крайней мере если говорить о философах или ученых-агностиках, они не видели возможности ответить на этот вопрос ни положительно, ни отрицательно. Атеист — это тот, кто не признает Бога, существования Бога. То есть он занимает позицию совершенно конкретную — он полностью исключает Бога из жизни. Мы знаем, что атеизм существовал и на философском уровне, и на практическом, на бытовом, на политическом уровнях, когда речь шла не только о непризнании Божественного бытия, но и о борьбе с теми, кто в Бога верил и Божественное бытие признавал.

В этом смысле мы можем говорить о большом различии между агностиком и атеистом. Но Вы в своем письме прозреваете нечто очень существенное, что имеет отношение к нашему времени. Атеизм, классический воинствующий атеизм, поддерживавшийся всей мощью государства, действительно был отвергнут народом, и это очевидно. Политический выбор большинства людей предполагает отказ от такого атеизма, но атеисты-то остались! И нередко для того, чтобы не отождествлять себя с тем самым атеизмом, который принес так много страданий, на счету которого тысячи и тысячи человеческих жертв, эти люди, будучи атеистами, стремятся смягчить негативное отношение к своей мировоззренческой позиции и поэтому называют себя агностиками. Я знал одного человека, которого и Вы знаете по причине его частых выступлений на телевидении. Когда мы с ним встретились в первый раз, он назвал себя агностиком, а потом стал называть себя атеистом. Наверное, атеистом он всегда и был.

Мы с уважением относимся к мировоззренческому выбору людей, если этот выбор не сопровождается непримиримым отношением к носителям другого мировоззренческого выбора. Верующий человек не испытывает ненависти к атеистам — чаще всего атеисты испытывают ненависть к Церкви; а там, где ненависть, там злое начало. Дай Бог, чтобы любые мировоззренческие различия в нашем Отечестве не сопровождались проявлениями ненависти, злобы, клеветы и разжиганием межрелигиозных конфликтов.

На этом я заканчиваю нашу передачу, и Божие благословение пусть пребывает со всеми вами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами