Соглашение, подписанное Московским государственным университетом и Московской Духовной академией, открывает новый этап продуктивных отношений светского и духовного образования в рамках российской традиции. Об этом в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал один из разработчиков документа, профессор МДА, настоятель домового храма св. мц. Татьяны при МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов.
— Чем обусловлена необходимость в принятии такого документа? Ведь научные связи, обмен преподавателями между МГУ и МДА осуществлялся и раньше, почему возникла нужда формализовать эти отношения?
— На мой взгляд, принятое соглашение открывает собой новый этап в отношениях академии и университета, подразумевающий переход от связей между отдельными факультетами и персоналиями обоих вузов к взаимопризнанию двух систем образования. Именно в этом смысле данное соглашение кажется мне очень важным.
По сути дела, это соглашение, которое предполагает дальнейшую детализацию развития отношений Московского университета и Духовной академии, есть первый документ, где постулируется то, что два старейших центральных российских высших учебных заведения светской и духовной систем образования воспринимают друг друга как равных. И не просто констатируют это, но свидетельствуют, что им для полноценной работы необходимо привлечение ресурсов друг друга, будь то преподавательские кадры, библиотечные фонды или студенческие обмены.
Соглашение между МГУ и МДА — это первый документ такого рода в постсоветской России. То, что имело место до этого, например, отношения Московского государственного университета и Свято-Тихоновского института (теперь — гуманитарного университета), было скорее таким патронатом, поддержкой со стороны университета. Но эти отношения не могли быть на тот момент отношениями равных партнеров.
— Не является ли принятый документ определенным шагом к реставрации дореволюционной традиции отношений светского университета и духовных школ?
— Действительно, это в самом хорошем смысле возврат к системе дореволюционного образования. Тогда при отсутствии в университете богословского факультета роль данного факультета, центра духовного образования выполняли духовные академии, и это было особенностью именно российской системы образования. В известной степени это параллельно системе богословских факультетов, самостоятельных и автономных по отношению к самому университету, в системе западного, католического и протестантского, университетского образования.
Думаю, утвержденная декларация демонстрирует еще и понимание того, что специфика богословского образования достаточно велика, что превращение академии в теологический факультет было бы неполезно ни для нее самой, ни для Московского университета. Найденная форма сотрудничества действительно традиционна по отношению к прошлому и наиболее продуктивна по отношению к будущему.
— Можно ли рассматривать это соглашение как свидетельство нового этапа более тесного сотрудничества друг с другом Церкви и светской школы?
— Здесь необходимо учитывать все вместе: и возросший уровень богословского образования и научной деятельности духовных школ России, и успешную деятельность церковно-научного центра «Православная энциклопедия», который, с одной стороны, уже явился образцом такого сотрудничества церковной науки и светских ученых, а с другой — явил пример очень высокого научного ценза тех публикаций, которые выходят от его имени. Это и накопленный опыт в отношении стандарта теологии и во введении общего поля богословских дисциплин в университетские программы, предположим, таких, как византинистика на филологическом факультете.
Соответственно, это сотрудничество дает нам надежду, что сфера такого рода дисциплин в светских вузах, прежде всего, в Московском университете, будет расширяться. Что недалек тот день, когда мы, скажем, будем иметь специализации по церковно-государственным отношениям на юридическом факультете или кафедру истории Русской Православной Церкви на историческом факультете. И это, наверное, было бы очень правильным.
— Каковы вкратце основные положения соглашения? Привносит ли оно какие-то новшества? Кто выступил его разработчиком?
— Это именно декларация, а не юридический документ, в котором расписаны все существующие сегодня области взаимного сотрудничества двух учебных заведений. Скорее, подписание соглашения явилось выражением твердого намерения со стороны Московского государственного университета и Московской Духовной академии в лице их ректоров углублять и развивать отношения.
Более детальные документы будут составлены в ближайшее время — по всей видимости, для их подготовки будет сформирована специальная рабочая группа. Разработчиками же самого соглашения выступили прежде всего представители обоих ректоратов, а также тех факультетов МГУ, хорошие отношения академии с которыми уже успели стать традицией, в первую очередь философского и исторического факультетов.
Процесс дальнейшего развития отношений между МГУ и МДА начнется с обмена лекционными курсами. В ближайших планах стоит организация публичных лекций профессоров университета в академии и академии — в университете. Остается надеяться, что это будет возможно организовать уже в наступающем семестре.