В праздник Рождества Христова председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент ответил на вопросы корреспондента «Российской газеты» («РГ», столичный выпуск № 5675 (2)).
— Вот уже 20 лет мы живем в новой стране — Российской Федерации. Но 20 лет назад от нас не оторвалась тысячелетняя история нашей страны, история России, конечно, глубже и древнее этих 20 лет?
— Я думаю, что, несмотря на все бурные геополитические изменения в мире, Россия всегда оставалась и остается Россией: будь то Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация. Это некая культурная, можно сказать, духовно-историческая константа. Что бы ни происходило с нашей страной и нами, для всего остального мира мы останемся Россией.
Современная Россия является наследницей и Советского Союза, и Российской империи, которая началась с Петра I. Но это еще и та Русь, которая восходит к победе на поле Куликовом, когда, по мнению ряда историков, из населения отдельных разрозненных княжеств сформировался русский народ. У нас непростая, трагическая история, но именно осознание необходимости единства и совместного противостояния злу сформировало нашу страну. Ее история началась со святого князя Владимира, и она существует с тех пор не просто как территория, а как культура, как народ, объединяемый героями отечества. Святые Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святитель Тихон Патриарх Всероссийский, новомученики, герои Великой Отечественной войны — они определяют российскую историю. Без этих и многих, многих других имен Россия не может существовать.
Сейчас мы живем в новых геополитических условиях, но нам всем важно понимать то, что это жизнь одной страны в разных исторических формах, то, что наша современная жизнь неразрывно связана с историей нашей страны, осознаем мы это или нет. Мы все причастны к ее истории, можно даже сказать, что мы все в ней находимся, что мы ее строим. Точно так же, как строили и защищали ее наши соотечественники при Ярославе Мудром, при святом князе Данииле Московском, при Александре Суворове, при Михаиле Кутузове, при маршале Жукове.
— Как Православная Церковь соединяет в своем видении древнюю и новую Россию?
— Церковь причастна к вечности и вводит в эту вечность всех верующих во Христа, делая их едиными, причем объединяя разные поколения. Поэтому для церковного человека историческая преемственность очевидна: у нас и сегодня те же храмы, те же святые, нас объединяет та же самая литургия, мы молимся практически теми же словами, которыми молились Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Нас соединяет Христос, Своей Кровью, проливаемой за наши грехи, нас соединяют святые, подвижники, мученики, пострадавшие за Правду и оставшиеся Ей верными, которые молятся за нас.
— Какой бы ответ Вы подсказали на вопрос «Что такое быть русским?» Наша Православная Церковь — «русская», но «святой Русью» внутри Церкви мы называем и американских православных и японских. В чем смысл церковной «русскости»?
— Нас объединяет вера, история и культура. Русский — это тот, кто любит и ценит Россию, кто принимает и живет ее историей и культурой, кто знает и ценит русский язык. Язык — это выражение внутреннего мира человека и всего общества. Чем выше и чище язык, то есть если он не засорен словесным мусором, тем выше культура нации. Наш русский язык развился из славянского языка, который одухотворен, высок и поэтичен. Он, как и славянский язык, часть нашей великой культуры. Быть русским — значит быть носителем этой культуры.
Бессмысленно искать «русскость» по крови. Россия, Русь изначальная, Киевская, Московская, соединила разные племена, жившие на больших территориях: кривичей, вятичей, древлян, полян, угро-финские народы и многих, многих других, посредством общего языка, общей культуры на основе православной веры. Это особая культура, сложившаяся под влиянием византийского православия.
«Русскость» — это еще и особое состояние духа, свойство души человека. Это хорошо понимали наши предки, помните, как у Пушкина: «Татьяна — русская душой». Русский — это человек с настолько глубоким сердцем, что в этом мире его ничего не может наполнить. Это человек, для которого понятие совесть является значимым. Это человек очень душевный и отзывчивый, для которого жизнь по правде и широта души выше интеллектуальных изысков и материальных благ. Это человек, который осознает ответственность за землю, на которой живет. Он любит ее и ни на что не променяет. Это человек, который готов защищать ее от неприятеля, и в то же время он гостеприимен и щедр, настолько, что отдаст свою последнюю рубашку ближнему.
Церковную «русскость» отличает стремление к праведности как к жизни по заповедям Божиим, по Божией правде, пламенная любовь к молитве, трепетное отношение к богослужению, тяга к паломничествам, монастырской жизни, покаянию. Посещая нашу страну, иностранцы, в том числе и православные греки, с удивлением отмечали раньше и отмечают сейчас особый дух молитвенности, покаяния, трепетность к богослужению. Вот понятие русскости.
— И что, по-Вашему, наполняет смыслом существование России?
— Добро, Истина и Красота — вне этих понятий, вне этих имен Бога, вне стремления к ним существование России бессмысленно. Тщетно искать еще что-то мирское, что сможет заполнить сердца наших соотечественников. Все это, как выразился Екклесиаст, «суета сует».
— Как Вы смотрите на последние 20 лет жизни Русской Православной Церкви?
— Самое главное — Церковь стала свободной. 20 лет назад были сняты ограничения на свободу вероисповедания. Церковь получила возможность проповедовать, заниматься просвещением, вести социальную работу в обществе, помогать людям, развивать приходскую и монашескую жизнь, иметь свою систему образования вне каких-либо идеологических и политических ограничений и вмешательств извне. И сейчас мы видим, что из страны атеистической Россия, по сути, стала страной христианской. Это с удивлением отмечают даже на Западе. В то время, как там храмы пустеют, в России, Украине, Белоруссии они переполняются.
Последние два десятилетия стали периодом серьезного духовного подъема. Например, недавно кончился Рождественский пост, какое большое количество людей приходило в храмы, готовясь к Празднику! А на сам праздник Рождества храмы были переполнены, и не только на рождественскую службу народ идет в храм, но и все Святки до Крещения Господня. А сколько людей придет за святой водой в праздник Богоявления. Воду берут даже те, кто не ходит в храм и не читает молитв. Это прямое свидетельство обращения народа к духовным истокам и культурным традициям Отечества.
Что важно сейчас для Церкви? Внимание к человеку, его проблемам. Не в общем, не к массе обращаться, а к каждому конкретному человеку
Причем нужно отметить, что возрождение Православия происходило в достаточно сложных социально-экономических условиях.
— Какие изменения, кроме открытия храмов и монастырей, считаете наиболее важными? Что сегодня нужно делать в Церкви, на чем сосредотачивать усилия и собирать внимание?
— Мы внутренне становимся более организованными. Мы все больше понимаем нашу ответственность за спасение людей, не только тех, кто приходит в храм, но и тех, кто еще не обратился к Богу. Поэтому епископов и священников мы видим в армии, на подводных лодках, посещающих больницы, тюрьмы и детские социальные учреждения. Правда, в этом направлении мы еще только учимся работать, создавая для этого необходимую базу, потому что 20 лет назад это было запрещено, да и сейчас решается не всегда легко. Мы много встречаем трудностей на этом пути.
Что важно сейчас для Церкви? Внимание к человеку, его проблемам. Не в общем, не к массе обращаться, а к каждому конкретному человеку. В наши дни важно, подобно евангельскому самарянину, увидеть ближнего и помочь ему. А людей, нуждающихся в нашей помощи, много. Это и одинокая мать, воспитывающая одного, двух и более детей, это и пенсионер, отработавший всю жизнь на заводе или в колхозе и живущий на пенсию в 5-7 тысяч рублей, это и подросток с девиантным поведением. У людей много проблем, и священнослужитель, и мирянин не должны находиться в стороне от них, а должны всячески помогать человеку.
Сейчас открыто много храмов, и в каждом должна начаться приходская жизнь. К этому призывает Святейший Патриарх. В каждом храме должна быть общинная жизнь, где все друг друга знают и при необходимости готовы оказать помощь. Важно в приходах поддерживать активных верующих прихожан, создавать приходскую культурную среду. Храм должен стать действительным центром духовной жизни человека. Особое внимание должно быть уделено молодежи. В этой связи в приходе должны быть разработаны разные внебогослужебные программы для разных категорий прихожан.
— Какие проблемы в жизни верующих и Церкви Вам сегодня кажутся наиболее очевидными? Что можно сделать?
— Основные проблемы — духовная расслабленность, теплохладность. Они вызваны благополучием и успокоенностью: «Зачем что-то делать, если все и так хорошо». У человека теряется внимание к своему состоянию. Появляется некая удовлетворенность своим положением. Был праздник Рождества, он сходил в храм, и этим свою христианскую обязанность выполнил. Это не правильно. Христианин — он всегда христианин, а не на праздник Рождества или на два часа воскресной службы. Человек, считающий себя верующим, и в храме, и дома, и в обществе должен являться носителем этой веры. Отсутствие веры приводит к утрате любви, а поэтому мы становимся черствыми и глухими к ближним, перестаем слышать их просьбы, вникать в их проблемы. У нас возрастает требовательность к окружающим, непременное желание изменить их, но не себя, требовательность к себе снижается. Так мы можем потерять дух, если не покаемся.
В этом отношении очень важное значение имеет христианское просвещение. Знания должны быть соединены с практикой христианской жизни. Они должны быть не отвлеченно-схоластическими, а личностными, должны быть прочувствованы и пережиты на собственном опыте.
— Преподавание в школе Основ православной культуры сегодня уже не новость. Калужская область одной из первых пошла на это как на эксперимент. Что можно сказать, оглядываясь? Какие проблемы обнаружились? Почему желающих креститься много, а желающих изучать ОПК куда меньше?
— Мы живем в стране, которая на протяжении почти тысячи лет основывала свою культуру на традициях православной веры, которая среди жизненно важных ориентиров занимала всегда первое место. На войну шли с девизом: «За веру, царя и Отечество», ставя веру на первое место. Так было при Александре Невском, так было при Дмитрии Донском, так же было и при Николае II, потому что именно духовный стержень помогал нашему народу побеждать и быть самоидентичным государством. Поэтому невозможно полноценно изучить прошлое наших предков, не изучив ОПК. Почему же тогда мало желающих изучать этот предмет? Если говорить именно о Калужской епархии, то здесь интерес к изучению ОПК находится на высоком уровне — 72,7% школьников выбрали для изучения именно его в текущем учебном году. Если же говорить об общей статистике по всей России в целом, то это цифры довольно условные, так как для того, чтобы получить полную картину по данному вопросу, следует собрать и обработать данные со всех школ на территории Российской Федерации.
Что касается разных опросов, проводимых в стране, то результаты положительные. Большинство за введение этого предмета. К примеру, «Левада-Центр», в августе 2009 года провел свой опрос в 128 населенных пунктах 46 регионов страны с участием 1600 респондентов, который показал, что 69% положительно относятся к изучению ОПК.
Но все же немалая часть родителей выбирает «Основы светской этики» (ОСЭ). Почему? Причин для этого довольно много. От банального вопроса родителя учителю (большинство из которых до сих пор это выпускники советских вузов, подготовленные по советским учебникам) «а что вы посоветуете?», до совершенно сказочного убеждения, что на предмете ОПК детям будут преподавать Закон Божий, превращая их в своих прихожан. Причина всего этого кроется в малоответственном отношении родителей к образовательному процессу своих детей. Пройдет время, и родители поймут, почему им важно, чтобы их дети изучали ОПК. Хотят они, чтобы их сын или дочь знали, почему надо делать выбор в пользу добра и отказываться от зла, почему надо уважать своих родителей, заботиться о больных и пожилых, почему надо защищать Родину, почему нельзя воровать? Если хотят, то выберут этот предмет.
— В январе в 20-й раз откроются Рождественские чтения. В последние годы они в основном посвящены образовательным проблемам. Какие темы будут главными на этот раз? Рождественские чтения стали своего рода церковным общественным форумом? Что меняется после них и что они привносят в жизнь Церкви и общества?
— Рождественские чтения могут стать системным интегратором для всех здоровых интеллектуальных сил общества. Педагоги, психологи, социологи смогут встретиться на единой площадке для того, чтобы с разных сторон обсудить те проблемы, которые волнуют наше общество. Для их решения нужно приложить много усилий, необходимо движение навстречу друг другу, достижения глубокого понимания конкретных целей и задач совместной созидательной работы. Церковь начала эту исключительно важную работу и весьма интенсивно ведет ее — в особенности на протяжении последних лет.
В течение уже двух десятилетий Рождественские чтения выступают активным проводником идеи соработничества Церкви и всех здоровых интеллектуальных сил нашего общества в возрождении духовности и сохранению культурного и исторического наследия. Церковь не навязывает никому своего мнения, но предлагает свои решения актуальных проблем, которые могут быть полезны всему обществу.
Издательский Совет на предстоящих юбилейных чтениях выступит в качестве организатора двух форумов: Международной конференции «Русский Афон как фактор духовного просвещения России: к 1000-летию русского присутствия на Афоне (1016-2016 гг.)» и научного семинара студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского».
Афонская конференция будет посвящена изучению духовного наследия русского монашества на Святой Горе и его влияния на отечественное образование, науку и культуру на протяжении целого тысячелетия. В качестве соорганизаторов конференции выступают недавно созданный Фонд «Святогорец», Институт российской истории РАН и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. В работе конференции примет участие ряд отечественных и зарубежных историков, археографов, богословов, византологов, филологов, искусствоведов.
Студенческий семинар, посвященный изучению творческого наследия выдающегося богослова и духовного писателя Русской Церкви святителя Феофана Затворника, проводится уже во второй раз в рамках программы подготовки первого научно-просветительского академического издания Полного собрания творений святителя, приуроченного к 200-летию со дня его рождения. Главная задача семинара — привлечение широкой аудитории студентов духовных и светских учебных заведений к Феофановским исследованиям. Семинар предусматривает глубокое знакомство студентов с архивным и библиографическим материалом, текстологической и комментаторской работой. В заседаниях семинара примут участие представители всех основных духовных академий и семинарий нашей Церкви, а также ряда вузов России.
— Вот уже два года особым образом празднуется День православной книги. Как он будет отмечаться в этом году?
— День православной книги, приурочен к очередной годовщине выхода в свет первой печатной книги в Москве в 1564 г. «Апостол», он пройдет 14 марта. Все мероприятия этого дня направлены на популяризацию чтения, на продвижение умной, доброй книги в народ, и в первую очередь духовной литературы.
Мероприятия будут проходить по всем епархиям нашей Церкви. Главная их цель — познакомить наших современников, особенно молодежь, с историей возникновения отечественного книгопечатания и рассказать о том, какие книги полезны для чтения, уделив особое внимание разнообразию духовно-нравственной литературы. Нередко в наши дни люди не знают, что такое православная литература. Бытует мнение, что православные книги — это только Евангелие, молитвословы, жития святых, творения святых Отцов Церкви. Такое мнение неправильно. Православных книг много, и они разного жанра. Сейчас в год издается более 3 тысяч наименований православных книг. Это и богословская, историческая и художественная литература, труды, как Отцов древней Церкви, так и современных писателей, которые показывают духовный путь человека к Богу сегодня, помогают людям в решении их недоуменных вопросов. Задача такой литературы научить читателя размышлять о вечных, непреходящих ценностях.
Мероприятия, приуроченные Дню православной книги, пройдут с конца февраля и в течение всего марта. Они включат в себя выставки, семинары, конференции, поэтические вечера, в которых смогут принять участие священнослужители и писатели. Специальный блок мероприятий в епархиях будет проводиться для подрастающего поколения. Ведь от воспитания сегодняшних школьников и студентов зависит будущее нашей страны. Пройдут годы, и они станут ведущим поколением в стране. Если мы сможем привить любовь к чтению доброй книги нашей молодежи, передать мудрость наших предков, то из них вырастут порядочные, честные, трудолюбивые, любящие свою Родину и культуру люди. Для этого в рамках праздника в вузах пройдут встречи со священнослужителями, писателями, поэтами. В прошлом году я сам принимал участие в одной из таких встреч со студентами и преподавателями Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова. Меня, честно говоря, поразило, с каким живым интересом студенческая молодежь восприняла наше общение.
Во второй раз пройдет молодежная интеллектуальная игра «Брейн-ринг», в которой примут участие студенческие команды города Москвы. Вопросы игры будут посвящены истории Священного Писания, святоотеческому наследию, духовной литературе и поэзии. В прошлом году много молодых людей приняло активное участие в игре. Также состоится костюмированный бал, посвященный празднику.
Для школьников пройдут литературно-музыкальные утренники, конкурсы детских рисунков и сочинений, школьные олимпиады по истории книгопечатания. Опыт предыдущих лет показал, что дети с большим интересом учувствуют в таких мероприятиях.
В третий раз уже состоятся благотворительные акции передачи комплектов духовно-нравственной литературы в тюрьмы, больницы, социальные детские учреждения, городские и сельские библиотеки. В Москве в церковных и светских книжных магазинах города пройдет благотворительная акция «Подари книгу детям», в ходе которой осуществится сбор детской литературы для ее последующей передачи в детские дома для детей с ограниченными возможностями и оставшихся без попечения родителей.
Много пройдет и других мероприятий, отмечу только, что количество их постоянно растет. Это говорит о том, что люди не забывают книгу.
— Какое место православная книга и православное чтение занимают в современной культуре?
— Церковная литература на сегодняшний день является неотъемлемым и важнейшим компонентом христианской миссии. Как отметил Святейший Патриарх, современный человек не может быть христианином без чтения литературы, раскрывающей Православие. Любовь к Священному Писанию и православной книге должна быть у каждого человека, считающего себя принадлежащим к Церкви. Для верующего Евангелие — это дыхание Жизни. Вера должна охватывать всю жизнь человека, поэтому ее раскрытие должно быть не менее разносторонним, чем и сама жизнь. По этим причинам издание православной литературы — это одно из приоритетных направлений церковной деятельности, главнейший способ передачи знаний о Боге, о мире, основ веры и нравственности. Через книгу происходит культурный обмен не только между разными народами, но и между поколениями. Книга не только хранительница памяти о прошлом, но она также раскрывает перед человеком будущее. Новые вызовы ХХI века ставят перед Церковью задачу особого свидетельства о непреходящих истинах Православной веры, поисков ответов на многочисленные вопросы, волнующие людей сегодня.
— Как меняется чтение православного человека — упрощается, усложняется?
— Здесь наблюдается удивительный парадокс. Когда человек только приходит в Церковь, знакомится с Православием, начинает приобщаться к Таинствам, то он обычно сразу же берется за самую серьезную святоотеческую и богословскую литературу, пытается познать все глубины христианской веры и благочестия. Однако по прошествии определенного времени такие люди начинают предпочитать более простую «житийную» или даже художественную христианскую литературу, то есть можно сказать, что чтение упрощается. То же происходит и в нашем обществе. Когда в начале 90-х годов появилась свобода в церковном книгоиздании и книгораспространении, масса людей принялась читать серьезную православную литературу, сейчас же этот интерес угасает, возможно, становится более естественным, а не «ажиотажным». Здесь самое главное, чтобы этот интерес к чтению не пропал совсем, а, наоборот, в дальнейшем только возрастал, для этого Издательский Совет будет делать все от него зависящее.
— На какие самые интересные академические и популярные издания Вы бы обратили внимание наших читателей?
— Говоря о книгах, невозможно не сказать о главной книге для человека — Библии, и особенно Святом Евангелии. Эта книга оказывала и оказывает самое большое влияние на все человечество. Являясь Божественным Откровением, она, влияя непосредственно на умы и сердца людей, открывает человеку новый путь жизни — жизни с Богом. Достаточно даже взять, к примеру, современную Европу, которая, как мы видим, все больше и больше секуляризируется. Но мы не должны забывать при этом, что вся европейская цивилизация основана на христианстве и культура почти всех европейских народов пронизана идеями Евангелия. Я не буду говорить о России, здесь все ясно само собой. Не будь Крещения Руси при князе Владимире, не было бы современной России. Поэтому Библия занимает особое место в жизни человека.
Что же касается академических изданий, то стоит отметить труд профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Сидорова «Святоотеческое наследие и церковные древности». Это двухтомное издание, выпущенное недавно издательством «Сибирская благозвонница», содержащее подробные исследования исторического пути православного богословия I-VI веков и раскрывающее святоотеческое отношение к античной философской традиции.
Из популярных изданий хотелось бы отметить несколько книг.
«Храните веру в сердцах. Слова Святейшего Патриарха Кирилла». Эта книга была издана Издательским Советом Русской Православной Церкви совместно с издательством Белорусского экзархата. Святейший Патриарх отвечает на злободневные проблемы духовной и нравственной жизни современного человека. Суждения Предстоятеля Церкви неизменно вызывают особый интерес у общества.
Книга архимандрита Нектария (Мулациотиса) «Иисус Христос как Любовь и Возлюбленный». Данное издание вышло уже в прошлом году в издательстве «Никея». Это книга известного греческого архимандрита содержит рассуждения о Боге как праведном Законодателе, Который Своей Любовью преображает душу и жизнь человека.
И еще хотел бы отметить книгу «Непознанный мир веры» издательства Сретенского монастыря. Она вот уже на протяжении нескольких лет пользуется огромной популярностью читателей. В прошлом году вышло 11-е ее издание. На ее страницах можно найти слова святых отцов, религиозные суждения философов, ученых, писателей, полководцев, космонавтов, художников, артистов и многих других. Популярность книги объясняется, прежде всего, тем, что она ориентирована на самый широкий круг читателей.
Беседовала Е. Яковлева