3 марта, в рамках визита в Россию, приуроченного к презентации XIII тома «Православной энциклопедии», Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II посетил Троице-Сергиеву Лавру и Московскую духовную академию, которую он окончил в 1960 году.
Помолившись у святынь Лавры и осмотрев новые экспонаты Церковно-археологического кабинета МДА, Илия II любезно поделился своими сегодняшними впечатлениями и воспоминаниями о пребывании в стенах Академии в студенческие годы. Интервью Предстоятеля Грузинской Православной Церкви опубликовано на официальном сайте МДА.
— Прежде всего, я хочу выразить свою большую радость по поводу пребывания в стенах Московской духовной академии. Здесь я провел восемь лет, и каждый угол, каждый камень мне очень дорог и знаком. Это были самые светлые годы моей жизни.
— Ваше Святейшество, совсем недавно вышел том «Православной Энциклопедии», в основном посвященный Грузии и Грузинской Православной Церкви. Стало ли это значительным событием для православной науки в Грузии?
— Что касается тринадцатого тома «Православной Энциклопедии» — это выдающееся явление, конечно, как и все издание Энциклопедии. Я считаю, что это событие несет очень много для сближения наших народов и наших Церквей. Над этим томом работали многие выдающиеся ученые Грузии и России, это тоже сблизило нас. Конечно, там есть свои недостатки, и я думаю, что эта энциклопедия имеет настолько большое значение, что в скором времени потребуется новое издание, и тогда можно будет исправить вкравшиеся неточности.
— В советское время, когда закрывались монастыри, их насельники зачастую находили пристанище в лоне Грузинской Православной Церкви. Скажите, какие плоды принесло это соприкосновение различных духовных традиций?
— Грузия действительно сыграла очень важную роль в то тяжелое время, когда закрывались монастыри. Это был период пребывания на кафедре Святейшего Блаженнейшего Каллистрата, Католикоса-Патриарха всея Грузии. Он с удовольствием принимал монахов из России. Особенно ярко это проявилось на примере Глинской пустыни. Отец Зиновий (Мажуга), еще будучи иеромонахом, уехал из Глинской пустыни после ее закрытия в Грузию, здесь он получил все свои церковные награды, был рукоположен в сан епископа, а потом стал митрополитом Тетрицкаройским. Также из Глинской пустыни перебрались в Грузию схиархимандриты Серафим, Андроник, Виталий, архимандрит Модест и другие старцы монастыря. Здесь они находились под покровом Божией Матери и под покровом Святейшего Патриарха Грузинского. Они, конечно, тоже влияли на духовную жизнь Грузии.
Я был пострижен в монашество митрополитом Зиновием по благословению Святейшего Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Мелхиседека и по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Вот такая была духовная cвязь, они очень много сделали для Грузии.
— Ваше Святейшество, МДА хранит различные легенды о Вашем обучении здесь. Одна из них гласит, что с Вас писали образ Иоанна Предтечи в притворе Покровского храма. Можете рассказать детали этой истории?
— Я был тогда новорукоположенным иеродиаконом, и почему-то художники посчитали, что я немного похож, и они писали образ Иоанна Крестителя с меня.
— Благодарим Вас, Ваше Святейшество, за интервью.
Беседовал Петр Королев, главный редактор журнала «Встреча».