Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Леонид Грилихес о новой магистерской программе кафедры

Заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Леонид Грилихес о новой магистерской программе кафедры
Версия для печати
4 июня 2012 г. 14:27

О работе кафедры библеистики Московской духовной академии и о новой магистерской программе в интервью пресс-службе МДА рассказал заведующий кафедрой протоиерей Леонид Грилихес.

— Отец Леонид, 30 мая состоялось заседание кафедры библеистики. Какие вопросы там обсуждались и какие были приняты решения?

— На заседании мы обсуждали программу будущей магистратуры и основную проблему: как в сложившихся на сегодня достаточно стесненных условиях выстроить эффективный учебный процесс, который бы позволил нашим студентам успешно усвоить все знания и навыки, необходимые для написания серьезного и грамотного научного исследования.

Современная библеистика — это целый мир, целый спектр специальных дисциплин, имеющих отношение к истории, археологии, богословию, текстологии и т.д. Кроме того, она требует самого тщательного и глубокого изучения древних языков — как минимум еврейского, греческого, арамейского, — на которых «говорит» Священное Писание. Библейская наука обладает своим большим и сложным инструментарием, на освоение которого необходимо определенное время. Мы сегодня оказались в очень противоречивой ситуации: требования к специализации и к уровню научных работ возрастают, а учебное время катастрофически сокращается. Академический курс за последние годы «тает» на глазах: вначале он сократился с четырех лет до трех, затем с трех до двух, предложенные недавно рекомендации по сути выводят нас на полуторагодичное обучение. Естественно, это ничтожно мало.

Возможно, мы могли бы осуществлять работу кафедры по такому «сжатому» графику, если бы определенная специализация вводилась бы на первом уровне обучения, то есть уже в бакалавриате. Это обычная практика высшего образования. Всякий студент в светском вузе поступает на определенный факультет, где в течение четырех или пяти лет получает специализированные знания, которые в дальнейшем (в магистратуре или аспирантуре) позволяют ему приступить к научному исследованию.

В системе духовного образования дело обстоит несколько иначе — наша первая ступень (бакалавриат, семинария) не имеет дифференциации по специальности. Обычно, оправдывая это положение, говорят, что семинария призвана подготовить в первую очередь будущего священника, а потом уже богослова-специалиста. Но есть и объективные причины. Во-первых, абитуриент, поступающий, к примеру, на математический факультет, продолжает изучать математику, которую до этого он 10 лет проходил в школе; то же касается абитуриентов физиков, химиков, биологов и т.д. Но студенты семинарии начинают свое обучение как бы с нуля: никогда до этого они не изучали ни богословие, ни Священное Писание, ни литургику, ни каноническое право, ни историю Церкви. Поэтому семинарский курс призван дать общие представления обо всех сторонах церковной науки, и не столько науки, как церковной жизни, богослужения, опыта. Кроме того, даже чисто практически невозможно быстро создать на базе существующих семинарий (включая многочисленные провинциальные семинарии) узкоспециализированные факультеты.

Поэтому мы должны честно сказать себе, что на уровне семинарии наши студенты не овладевают специальными знаниями, по крайней мере, в области библеистики. При этом перед магистрантом задача ставится очень серьезная: написать научную исследовательскую работу. Но это совершенно невозможно без наличия необходимого инструментария, в первую очередь без языков. И здесь возникает важный вопрос: где, на каком этапе обучения мы даем нашим студентам этот научно-исследовательский инструментарий? И оказывается, что в нашей системе образования это совершенно необходимое звено просто выпало. Учитывая все это, кафедра библеистики выступила с предложением ввести трехлетний срок обучения, и первый год (подготовительный) посвятить углубленному изучению языков. При этом мы не придумываем ничего нового, но опираемся на опыт всемирно известного Библикума. Поскольку все библейские дисциплины в той или иной степени апеллируют к древним языкам, то для нас это единственный выход, чтобы держать необходимый уровень, иначе кафедра может превратиться просто в библейский кружок.

Вчера на заседании секретарем кафедры иереем Александром Тимофеевым была представлена подробная учебная программа, рассчитанная на шесть семестров, с подробным указанием предметов, часов, преподавателей и т.д. Причем, первый «языковой» год обучения, как нам представляется, может быть открыт также для студентов других кафедр и духовных учебных заведений. Это могло бы стать общецерковной площадкой углубленного и быстрого изучения других языков.

— Что ждет библейская кафедра от своих выпускников? Каким должен быть уровень студента, окончившего курс магистратуры?

— Во-первых, нам бы хотелось, чтобы наши выпускники могли читать в оригинале Священное Писание как Нового, так и Ветхого Завета. Это отправная точка, отталкиваясь от которой, можно двигаться дальше. Кроме того, студенты должны ориентироваться в литературе, направлениях и проблемах по основным библейским дисциплинам. И, конечно, главным направлением деятельности нашей кафедры с момента ее основания является изучение святоотеческой экзегезы Священного Писания, где еще очень многое предстоит сделать. В целом, задача кафедры — вооружить студента научным инструментарием, научить его ориентироваться в мире научной библеистики, чтобы он мог компетентно приступить к научной работе. Студентам кафедры придется, конечно, усиленно потрудиться, особенно в первый год обучения, чтобы овладеть всеми необходимыми навыками.

Беседовал Д. Спиров

Пресс-служба МДА/Патриархия.ru

Материалы по теме

Рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета

Состоялось рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл поручил разработать документацию для реализации сетевого взаимодействия между МДА и Сретенской духовной семинарией

Самарская духовная семинария прошла государственную аккредитацию по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»

Ставропольская духовная семинария прошла государственную аккредитацию по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»

Митрополит Волоколамский Антоний выступил перед слушателями курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев

В ИНИОН прошла конференция «Православие в советской культуре и политике: традиции, идеалы, образы»

Царство Небесное силою берется (Мф. 11:12). Древнецерковные святоотеческие толкования [Статья]

В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла V Всероссийская научно-практическая конференция «Исследуйте Писания»

Доклад председателя Синодальной библейско-богословской комиссии на пленарном заседании комиссии (25 сентября 2023 года) [Документы]

Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева) [Статья]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: Мы расслабились, прежде всего духовно