Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Слово пастыря». Выпуск от 10 июня 2012 года

«Слово пастыря». Выпуск от 10 июня 2012 года
Версия для печати
11 июня 2012 г. 18:30

Почему Церковь нередко подвергается жесткой критике извне? Какова роль Православия в самоидентификации русского народа? Этим темам посвящен очередной выпуск авторской программы Святейшего Патриарха Кирилла «Слово пастыря», вышедший в эфир 10 июня 2012 года.

Доброе утро, дорогие телезрители!

В адрес нашей передачи поступил вопрос от Марии Павловны Ермаковой из г. Челябинска. «Ваше Святейшество! Достоевский как-то сказал: "отними у русского человека веру, и будет дрянь человек". Вот мы и наблюдаем сейчас эту картину. Цинизм и безверие охватили огромное количество людей. Но и верующие тоже не отстают и, к сожалению, не всегда показывают пример благочестия, что злорадно отмечается ярыми безбожниками. Поэтому положение Церкви, при всем внешнем благополучии, внушает тревогу».

Я бы хотел, отвечая на Ваш вопрос, сказать вот о чем и провести вот какую аналогию. Церковь является общиной исцеления. Почему? А потому, что Господь Иисус Христос ведь не только учил — что и продолжает делать Церковь, осуществляя Его служение в истории. Господь Иисус Христос исцелял, и не только физически больных, но и душевно больных, одержимых бесами. И Церковь продолжает служение исцеления. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, сказал Господь (см. Мф. 9:12).

А теперь давайте перенесем эту хорошо известную евангельскую тему в реальность церковной жизни. Если Церковь есть община исцеления, то какие люди в нее приходят — здоровые или больные? Ответ очевиден: люди больные. А вообще, есть ли у нас люди абсолютно здоровые? Таких людей нет, ведь даже если человек физически и умственно здоров, то наверняка есть какое-то внутреннее расстройство в его нравственной природе, в его духовном облике. И Церковь, являясь общиной исцеления, где исцеление подается силой Святого Духа, окормляет всех этих людей.

Но если Церковь есть община исцеления, то некоей аналогией из нашей жизни могла бы быть больница. Не санаторию, где выздоровевшие люди ходят по красивым аллеям парка, наслаждаются жизнью, радуются своему исцелению, а больнице следует уподобить Церковь — приемному покою, куда привозят людей с переломанными конечностями, истекающих кровью, от которых и запах идет, и выглядит всё так неприглядно и отталкивающе… Церковь можно сравнить с больничными палатами, переполненными людьми, где налицо скорбь и страдания; с операционной, где проливается кровь и куда не каждый войдет без риска потерять сознание…

Всё то же самое, только в духовной области, происходит и в Церкви. В нее приходят разные люди — грешные, кающиеся, желающие покоя, умиротворения, исцеления. Те, кто взирает на Церковь со стороны, критикуют Церковь за то, что не все в порядке. Но у хирурга, который только что сделал операцию, — как измазан кровью халат, как все неприглядно… А уж если хирург сделает ошибку? Мы знаем, чем это кончается и сколько критики обрушится на такого доктора. То же самое и в Церкви. Взгляд на Церковь со стороны как бы предполагает, что люди, критикующие Церковь, к ней не принадлежат, что они сторонние наблюдатели. А на самом деле чаще всего те, кто критикует, тоже крещеные люди, тоже со своими болезнями и со своими проблемами.

Иногда мы возмущаемся и говорим: ну как же люди так богохульничают, оскорбляют Церковь, бросают на нее тень? А кто это делает? Нередко это делают крещеные люди, то есть тоже духовно больные, тоже нуждающиеся в исцелении. И они — члены Церкви; может быть, не каждый это признает, но, если он крещеный, он член Церкви. В Церкви совершается тайна спасения — не прогулка по прекрасным аллеям, но тайна и борьба за человеческое спасение; и как много всего тяжелого, неприглядного может быть связано с этой духовной бранью!

Иногда в адрес Церкви, особенно ее служителей, обращают еще и такую критику, что вы, мол, не соответствуете идеалу. А разве идеал, особенно христианский идеал, может в полной мере осуществиться в жизни людей, без поправки на человеческую слабость, греховность? Такого не бывает. Идеалом христианства является Господь Иисус Христос, а в каждом человеке есть грех и есть слабость. Однако мы же не отвергаем помощь врача, если он не в полной мере соответствует врачебному идеалу, но при этом способен помочь. Вот так же и в духовной жизни: если священнослужитель и не в полной мере соответствует идеалу, но способен помочь, мы идем к нему и испрашиваем у него помощи и совета, и преклоняем главу свою под его епитрахилью, чтобы получить силой Божественной благодати оставление грехов.

Самая большая ошибка и самое большое заблуждение многих критиков — это смотреть на Церковь сверху вниз и со стороны и, подмечая некие несовершенства, строить на этих наблюдениях сокрушительную критику не только Церкви, но и самой веры. До скончания века Церковь борющаяся или, как говорили святые отцы, Церковь воинствующая — воинствующая с грехом — будет осуществлять свое служение. Никогда это не будет простым и комфортным делом, это всегда будет сопровождаться борьбой, и совершать в Церкви борьбу за человеческое спасение будем мы все. Все в прошлом и все в будущем причастны этому великому действу спасения человеческой души — и духовенство, и верующие люди. И важно, чтобы те, кто смотрит со стороны, осознали и свою сопричастность, и как можно быстрее пришли в храм Божий, и позицию стороннего наблюдателя сменили на позицию соучастника в великом деле духовного спасения рода человеческого, которое совершается в Церкви и через Церковь Божественной силой.

И еще такой вопрос. «Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, какой Вам видится роль Православия в самоидентификации русского народа, то есть в осознании самого себя, своей миссии в истории? Сейчас стали много об этом говорить, но все как-то мимо самого главного». Из письма Евгения Михайловича Вирина, г. Навля Брянской области.

Евгений Михайлович, понятие самоидентификации — понятие, конечно, не богословское, это понятие культурное. И Православие является стержневым фактором культурной самоидентификации русского народа по той простой причине, что именно Православная Церковь сыграла решающую роль в создании русского государства, в формировании его культуры, включая письменность, музыку, архитектуру, образование. Именно Церковь во многом способствовала формированию некоего профиля нашей нации, образа нашего народа. Огромную роль играют также язык, опыт совместной жизни людей, который формирует традиции. Факторы, которые определяют культурную самоидентификацию народа, можно перечислять и дальше, но все-таки на первом месте — это православная вера.

И здесь от культурной самоидентификации я бы хотел перейти к тому, что, собственно говоря, касается церковной миссии, несомненно влияющей на жизнь народа. Церковь формирует не только внешнюю, материальную культуру — она, в первую очередь, формирует внутреннюю, духовную культуру человеческой личности, в основе которой — нравственное начало.

Церковь, конечно, создала письменность, и ведь долгие столетия русские люди не читали других книг, а только жития святых, богослужебные книги и святоотеческие творения. Можно себе представить, какое огромное духовное влияние оказывалось этим чтением, этим интеллектуальным фактором, кроме которого ничего другого просто не существовало!

Некоторые историки утверждают, что Православие не сыграло решающей роли. Тогда я хочу спросить, а что же сыграло решающую роль? Ведь в интеллектуальной жизни народа все было связано именно с исповеданием веры. В этом смысле очень важно понять, что Церковь, осуществляя свою миссию, не «лепила» специально некий культурный образ русского человека — она занималась его душой, системой ценностей, которой жил человек, нравственной ориентацией личности. И, конечно, в этой сфере нет никаких равновеликих Церкви сил, которые повлияли бы таким же образом на формирование культурной матрицы нашего народа, до сих пор воспроизводящей совершенно определенный духовный и культурный тип человека.

К сожалению, по мере обмирщвления, по мере отхода людей от веры, ослаблялось и влияние Православной Церкви. Но вот что замечательно: во многом порожденная именно Православием русская культура, в том числе литература, музыка, живопись, стала осуществлять, несколько иным образом, ту же функцию, которую на первоначальных этапах исторического развития русского народа осуществляла Русская Православная Церковь. Поэтому и сегодня стоит на повестке дня вопрос о взаимодействии Церкви со всеми слоями нашего общества, и в первую очередь с теми образованными слоями, с интеллигенцией, которые озабочены сохранением духовной и культурной самобытности нашего народа, чтобы замечательная традиция, дошедшая до нашего времени, не пресеклась.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами