О перспективах развития Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия в интервью интернет-изданию «Татьянин день» рассказал секретарь Ученого совета аспирантуры А.И. Мраморнов.
— Александр Игоревич, каковы перспективы развития Общецерковной аспирантуры и докторантуры? Какие возможности, которых нет в других учебных заведениях Русской Церкви, она предоставляет учащимся?
— Общецерковная аспирантура создана и развивается как научно-образовательное учреждение Русской Православной Церкви, венчающее всю систему ее духовных школ. Именно у нас предоставляется возможность получить докторскую степень: как традиционную для России (с дореволюционных времен, когда нашей страной, и Церковью в том числе, была заимствована немецкая трехуровневая система ученых степеней), так и современную международную степень PhD. Мы не только даем возможность защитить соответствующие диссертации, но и помогаем людям их подготовить.
За три года существования Общецерковной аспирантуры и докторантуры нам удалось создать отлаженную систему научного руководства. Оно перестает быть формальностью (как это часто бывает и в духовных школах, и в светских аспирантурах): введена регулярная отчетность как научных руководителей, так и аспирантов и докторантов. Если Ученый совет видит, что работа не идет или профанируется, мы принимаем решение об отчислении таких учащихся. Если же работа идет, она дополнительно мотивируется теми возможностями, которые у нас имеются: оплата труда научного руководителя или консультанта, стипендиальное поощрение учащихся, возможности стажировок в отечественных и зарубежных вузах, языковая практика, научные командировки, доступ к базам данным и информационным ресурсам. Мы стараемся приложить все усилия, чтобы прошедший у нас обучение пастырь или мирянин приобрел аналитические способности, которых особенно не хватает выпускникам духовных школ, умел бегло ориентироваться в информационном пространстве и этими своими навыками приносил пользу Церкви и ее научно-образовательным структурам.
— На Ваш взгляд, в чем главные трудности обучения в Аспирантуре и на что нужно обратить внимание человеку, который хочет у вас учиться?
— О трудностях я уже отчасти сказал при ответе на первый вопрос. Подавляющему большинству приходящих к нам абитуриентов не хватает научно-аналитических навыков. Многие не умеют писать научную работу, будучи способны лишь составлять конспекты (хотя методике написания научной работы должны учить на первых курсах бакалавриата). То есть, я бы сказал, они находятся на начальном этапе обучения научно-исследовательскому процессу, где-нибудь на уровне 1-го курса серьезного вуза. Это иной раз и выпускники семинарий, и академий, и православных вузов, и светских вузов, кроме, может быть, самых ведущих. Наши заведующие кафедрами и наши научные руководители пытаются в индивидуальной работе восполнить этот пробел. Но полагаю, что люди, которые размышляют об учебе у нас, могут начать самостоятельно ликвидировать этот пробел: читать важнейшие, как классические, так и новейшие работы специалистов в выбранной области знания. Надо стараться больше писать в жанре научной статьи, научного эссе, сообщения, учиться писать рецензии на выходящую литературу.
Кроме того, не могу не отметить, что наш ректор особое внимание уделяет изучению иностранных языков. Я лично думаю, что для поступающего к нам важно самостоятельное освоение некоторого объема научной литературы по специальности на иностранном языке. Аспирант должен знать терминологию своей науки и уметь делать адекватные переводы научной литературы, а приезжая на международные конференции, отправляясь на стажировку или сбор научного материала в зарубежные страны, грамотно и достойно (а не на уровне общения с официантом или метрдотелем) коммуницировать с иностранными коллегами, с официальными представителями братских Православных и инославных Церквей. Достичь этого уровня владения языком — общая задача Аспирантуры и поступающих к нам.
Беседовала О. Богданова