Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Ростовский Меркурий о грантовом конкурсе «Православная инициатива»

Митрополит Ростовский Меркурий о грантовом конкурсе «Православная инициатива»
Версия для печати
21 сентября 2012 г. 14:07

В рамках информационного обеспечения конкурса «Православная инициатива» исполнительная дирекция Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви ежемесячно выпускает электронные информационные дайджесты, посвященные мероприятиям и проектам конкурса.

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, один из руководителей направления «Образование и воспитание» конкурса «Православная инициатива» митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий ответил на вопросы корреспондента, посвященные состоянию системы грантовой поддержки образовательных проектов в России. Интервью с владыкой вошло в дайджест № 4 (сентябрь 2012 г.), посвященный теме «Образование и воспитание».

— Ваше Высокопреосвященство, какую роль, на Ваш взгляд, играет грантовая поддержка учреждений образования в рамках конкурса «Православная инициатива» в современной системе образования в России?

— В течение двух лет, возглавляя совместно с Любовью Николаевной Глебовой направление «Образование и воспитание», я заметил две тенденции. Первая — увеличение числа интересных заявок. Наше направление лидирует по числу поданных заявок, в 2011 году их было 359 из более чем 1100 в целом по конкурсу. Вторая — расширение тематики направления, включение в основную идею поддержки проектов не только «в области православного просвещения и духовно-нравственного воспитания», но и «овладения всем богатством родной культуры, развития способностей, становления всесторонне развитой личности».

Однако, если говорить о системе образования вообще, то придется констатировать, что для большинства образовательных учреждений конкурс «Православная инициатива» остается где-то в параллельной реальности — кто-то что-то, может, и слышал, но что? где? как к нему подступиться? да и надо ли? Кто-то не хочет связываться с бумагами, заявками, отчетами, полагаясь на русский авось, — авось и так сладим, потихоньку, как-нибудь… А многие и вовсе ничего не слышали.

Но посмотрим с другой стороны. Грантовая поддержка ведь оказывается не системе, а конкретным инициативам конкретных организаций, в том числе связанных с образовательной и воспитательной деятельностью. И эти учреждения, получая реальную финансовую помощь своим проектам, начинают реализовывать их на новом уровне возможностей. Проекты не остаются просто хорошими интересными идеями, а воплощаются в жизнь, давая другим пример, опыт, образец, вдохновение — а это уже касается системы. Какая-нибудь школа проводит с помощью полученного гранта интереснейшую акцию, а педагоги другой, может быть, и не зная ничего о конкурсе, думают: «И мы так хотим! И мы так можем!» И ведь находят возможности, поддержку, перенимают опыт, читают изданные при грантовой поддержке методические пособия, книги, и делают что-то нужное, важное, необходимое, как для детей, так и для родителей и для самих педагогов.

Замечательно, что этот конкурс проводится, что он дает надежду тем, у кого порой опускаются руки, кто, имея множество интереснейших идей, не всегда имеет возможности их реализации. И прекрасно, что в конкурсе предусмотрено, что поддержка дается не просто некой эфемерной идее, а тому, что уже имеет некое основание: опыт работы в той или иной сфере, некое начальное материальное обеспечение, первые шаги, сделанные в нужном направлении. Как говорят наши старцы: «Молись: Господи, поможи! А и сам не лежи!».

— В чем Вы видите основную задачу участников процесса финансирования проектов в системе образования — как грантодателей, так и грантополучателей?

— Прежде всего в ответственности. Для грантодателей важно ответственно подойти к выбору грантополучателей и направить финансовые потоки туда, где может быть реальная отдача в ожидаемом направлении. Грантодателям, а точнее, экспертам, надо уметь увидеть в той или иной заявке ту пользу, которую заложенная в проекте деятельность может принести всему обществу, а не только тому или иному учреждению. Они отвечают перед теми, кто вкладывает средства в фонды (они ведь не просто из тумбочки берутся) и морально отвечают перед теми, кто не получил финансовую помощь, потому что другие проекты были признаны лучшими. Это сложнейшая задача — за словами, написанными в заявке, суметь разглядеть то, о чем, может быть, даже сам заявитель не подумал, — влияние реализованного проекта на многие стороны общественной жизни. И, конечно, поскольку речь идет о конкурсе, который проходит под эгидой Русской Православной Церкви, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, нельзя забывать о нашей общей ответственности перед Богом.

Что касается грантополучателей, то надо ответственно подойти уже к самой подаче заявки: продумать и просчитать все, что необходимо, внимательнейшим образом ознакомиться с Положением о конкурсе, чтобы понять, какие проекты и какие виды расходов финансируются, а какие нет. Ответственно, честно, добросовестно составить заявку и столь же ответственно отнестись к ее реализации, к каждой копейке потраченных на проект денег. И, пожалуй, главное — честно ответить себе на вопрос: для чего нужен этот проект? Для меня, моей славы, моего удобства, моего дохода — или чтобы быть полезным Церкви, стране, обществу? Все это должно быть продумано очень хорошо.

— Каковы, по Вашему мнению, наиболее «узкие» места в механизмах взаимодействия соискателей грантов и структур, предоставляющих финансовую помощь?

— Недостаточная информированность о конкурсе вообще и о правилах составления заявок в частности. Было бы правильно, чтобы повсеместно у потенциальных грантополучателей при составлении заявок (особенно на второй этап конкурса) была возможность получить адекватную консультативную помощь от сотрудников фонда, организаторов конкурса, кураторов на местах. В период между первым и вторым этапом можно было бы организовать обязательный для вышедших на второй этап, хотя бы в режиме видеоконференции, семинар, на котором можно было бы решить все недоуменные вопросы, чтобы избежать досадных ошибок, из-за которых заявка может быть отклонена. Подобный семинар скоро пройдет в Ростове-на-Дону, и этот опыт необходимо распространить на все регионы.

Желаю всем участникам конкурса, а также тем, кто только задумывается о подаче заявки на следующий год, не бояться трудностей. Вас всегда готовы поддержать, оказать необходимую помощь. Если возникают вопросы, обращайтесь к организаторам конкурса.

Желаю неоскудевающей помощи Божией всем организаторам и участникам конкурса «Православная инициатива»!

Сайт Отдела религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

Материалы по теме

В ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная XXХIII Международным Рождественским образовательным чтениям

В ТАСС состоится пресс-конференция, посвященная проведению XXХIII Международных Рождественских чтений

Продлен прием заявок на конкурс-фестиваль «Поем колядки всем миром»

Состоялось заседание Оргкомитета XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

При поддержке Синодального отдела по социальному служению состоялась межрегиональная конференция по психосоциальной реабилитации бездомных

Синодальный отдел по благотворительности запустил второй поток онлайн-курса для сотрудников детских церковных приютов

Определены победители межрегионального этапа конкурса исследовательских проектов «Традиции моей семьи в истории моего края»

Определены победители конкурса «Семья глазами подростков»

Другие интервью

Время для настоящей жизни

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»