26 января 2013 года в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений в храме Илии Пророка в Китай-городе состоялся семинар «Православная культура русского народа как основа духовно-нравственного воспитания».
Организации-участники семинара:
- Институт этнологии и антропологии РАН
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
- Николо-Угрешская православная духовная семинария
- Крестьянская оратайская школа
- Тамбовский педагогический колледж
В семинаре приняли участие педагоги и методисты детских садов, православных и светских общеобразовательных школ, колледжей, воскресных школ и центров дополнительного образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Калуги, Костромы, Тамбова, Ставропольского, Краснодарского и Хабаровского краев, Республики Беларусь, группа православных ученых-этнологов из Института этнологии и антропологии Российской академии наук, представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Николо-Угрешской православной духовной семинарии, руководители епархиальных отделов религиозного образования и катехизации из Камчатской и Чебоксарской епархий. Куратором и соведущим семинара выступил специалист сектора Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Ю.Ю. Юренко.
Основной тематикой семинара стало обсуждение форм и способов практического использования различных элементов традиционной народной культуры как действенного средства духовно-нравственного и патриотического воспитания на всех ступенях образования начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
Открыла работу семинара доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора русского народа К.В. Цеханская, представившая вниманию слушателей доклад, посвященный исследованию почитания православных святынь.
Ю.Ю. Юренко выступил с обзорным докладом, посвященным рассмотрению различных форм образовательной деятельности, через которые современный школьник может соприкоснуться с традиционной народной культурой, а также их краткому сравнительному анализу.
Руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Чебоксарской и Чувашской епархии протоиерей Димитрий Нестеренко подчеркнул важность внесения в учебные планы православных духовных семинарий специального курса, который позволил бы будущим пастырям ориентироваться в традициях, искусстве, фольклоре русского народа, с тем чтобы священнослужители, с одной стороны, могли отличить проявления народного благочестия от различного вида суеверий и тем самым лучше войти в жизнь сельского прихода, с другой — имели возможность дать достойный ответ на вызов современного неоязычества, которое базируется на культурной малограмотности большого числа наших современников.
Руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Петропавловской и Камчатской епархии священник Александр Овчинников кратко рассказал о положительных сторонах введения курса «Истоки» по сравнению с курсом «Основы религиозных культур и светской этики» в Камчатской регионе.
Заведующая учебно-методическим кабинетом Николо-Угрешской православной духовной семинарии кандидат исторических наук Г.Н. Мелехова сделала сообщение о жизни православных общин на Русском Севере в период 20-30-хх годов XX века. Докладчик подчеркнула, что именно укорененность в традиционной культуре позволила жителям Севера пронести веру через все перепетии жизни в период богоборчества.
После этого вниманию посетителей семинара были представлены три выступления педагогов-практиков, занимающихся изучением и возрождением различных элементов традиционной культуры в деятельности учебных заведений.
Заведующая отделением «Православная педагогика» Тамбовского педагогического колледжа О.А. Шаталова рассказала об опыте использования элементов традиционной культуры (ткачество, резьба и роспись по дереву, иконопись, кружевоплетение и др.) для подготовки учителей основ православной культуры, а также педагогов центров дополнительного образования детей. Практическая подготовка учителей ведется на базе Межрегионального центра искусств и возрождения народных ремесел в селе Тулиновка Тамбовской области.
Директор Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны Н.И. Пономарева рассказала о деятельности школы, а также сделала развернутую презентацию, посвященную изучению дореволюционного периода истории школы, представив вниманию участников мероприятия ряд редких фотографий, на которых, в частности, запечатлена закладка краеугольного камня школы государем императором Николаем II.
Куратор проекта «Крестьянская оратайская школа» П.А. Кугай рассказал о становлении учебного заведения, воспитанники которого имеют возможность получить практические знания и умения в таких видах деятельности, как уход за животными, пчеловодство, а также познакомиться с традициями деревянного зодчества, основами кузнечного и печного дела. В рамках данного проекта коллективом школы в содружестве с учеными Института философии РАН, социологического факультета МГУ и научно-богословской секции Российского философского общества исследуется проблема воссоздания русской крестьянской общины.
В своем выступлении доцент ПСТГУ, кандидат психологических наук Т.Б. Рязанова представила результаты психологического исследования среди двух групп школьников, с одной из которых проводились беседы по вопросам нравственности, смысла жизни и веры. Исследование позволило выявить принципиальное различие смысло-ценностных ориентаций, причем показатели психологических тестов детей, прошедших через цикл бесед, были много более ориентированы на здоровые социальные взаимоотношения и активную созидательную деятельность.
Преподаватель кафедры социальной работы Миссионерского факультета ПСТГУ В.В. Бондаренко рассказала о том, как материнский фольклор влияет на выработку положительных социальных стереотипов у детей. В самом раннем возрасте у ребенка через пальчиковые игры, а также различные формы фольклора закладывается положительное отношение к ценностям, традиционным для русского народа.
Далее участники семинара имели возможность услышать развернутые доклады православных ученых из Института этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН), специализирующихся на изучении традиционной культуры русского народа.
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора русского народа О.В. Кириченко в своем докладе осветил вопросы соотношения городской и сельской культуры на протяжении периода истории Российского государства, а также коснулся возможных перспектив дальнейшего развития этого взаимодействия.
Старший научный сотрудник сектора русского народа, кандидат исторических наук Т.А. Листова, опираясь на обширные экспедиционные данные, рассказала о современных представлениях сельских жителей о роли храма в жизни села и малого города. Особый интерес участников семинара вызвали свидетельства из зоны радиоактивного заражения вблизи Чернобыльской АЭС, где в ряде сел появились храмы, имеющие особое значение в жизни немногочисленных жителей этих оставленных земель.
Н.В. Шляхтина, научный сотрудник сектора русского народа, показала, каким образом элементы народной культуры бытуют в жизни русской православной семьи.
Завершился семинар выступлением научного сотрудника сектора русского народа, кандидата исторических наук А.И. Юренко, представившей вниманию участников мероприятия сообщение о месте и роли традиционной культуры в жизни современного православного прихода.
Участники семинара были едины во мнении, что традиционная русская народная культура имеет глубокий воспитательный потенциал, который может и должен быть использован в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания современной молодежи, для чего изучение элементов традиционной культуры, а главное — изучение ее укорененных в Православии смыслов, должно происходить через систему общего образования.
В дореволюционное время в миссионерских семинариях изучалась культура народов, в среде которых вели свою деятельность православные миссионеры. В настоящее время, наряду с необходимостью изучения православными миссионерами культуры и быта нерусских народов России, возникает необходимость изучения в духовных школах Русской Православной Церкви традиционной культуры русского села, с тем чтобы, как было отмечено выше, молодой священник, осуществляющий свое служение в сельской местности, мог отличать проявления народного благочестия в рамках православной традиции от различного рода суеверий.
Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru