О ходе реализации «Программы-200» в Москве рассказал председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, председатель правления Фонда поддержки строительства столичных храмов архиепископ Егорьевский Марк.
— Ваше Высокопреосвященство, Вы возглавили правление Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы». Скажите, каковы главные задачи Фонда, какие первоочередные направления деятельности Вы наметили для себя и своих сотрудников?
— Главная наша задача — собирать средства на строительство храмов и затем грамотно распределять их по стройкам по мере необходимости. Уметь четко определить расходы, рассчитать стоимость всех работ и материалов, следить за качеством и сроками на каждом этапе производства.
Важно понимать, что наш поистине масштабный проект не финансируется из бюджета города. Все храмы строятся на пожертвования.
За несколько лет работы Фонд объединил вокруг себя множество людей, не равнодушных к будущему своей страны, готовых положить все свои силы и таланты ради общего дела духовного возрождения нашей столицы и возвращения Москве ее прекрасного звания — златоглавой столицы России.
К нам приходят жертвователи самых разных профессий и уровня доходов: от рядового пенсионера, студента и учителя до руководителя крупной компании, художники, артисты, деятели культуры и спортсмены. Кто-то готов вложить крупные средства, кто-то — подарить кирпич, бетон, цемент или за свой счет возвести временную часовню, дом причта или даже большой каменный храм.
— Владыка, а почему — 200 храмов?
— На мой взгляд, программу строительства храмов в Москве не стоит связывать с конкретным числом. Да, в смутное время XX века в Москве уничтожили около 1 000 храмов. Так что 200 — это всего лишь пятая часть того, что было разрушено за годы советской власти. И не стоит забывать о том, что город с того времени разросся, число его жителей увеличилось в десятки раз. В итоге столица оказалась на самом последнем месте среди городов России по соотношению церквей к количеству православного населения. Кроме того, уцелевшие святыни сконцентрированы в центре, в то время как на окраинах есть районы, где на 150-200 тысяч жителей действует всего один приход.
Так что 200 храмов — это самый минимум, это своего рода ориентир. Главное, мы хотим дать возможность москвичам ходить в храм рядом с домом. Чтобы пожилые люди и многодетные мамы смогли почаще присутствовать на богослужении, причащаться сами и причащать своих детей. Чтобы Церковь пришла к каждому дому, к каждому человеку.
Почему люди идут в храм? Да потому что им не хватает радости. Суета современного мира и пустота будней, телевизионное одиночество и ужас событийного ряда нынешней истории. Вокруг серые громады зданий, унылые строения, давящие на человека своим однообразием. А храм — это венец творения человека, венец архитектуры, которая выражает стремление человека к Богу, его горячее служение Небу и своему ближнему. Это радость встречи со своим Творцом.
Мои самые яркие детские впечатления — это радость от посещения богослужений. Ни мороженое, ни пирожное, купленное родителями, а Божественная литургия. Мы строим храмы, чтобы принести людям радость, чтобы их жизнь наполнилась смыслом, чтобы они преобразились и исполнили главную заповедь Христа: возлюбили Бога и своего ближнего. Жили не ради себя, а ради тех, кому необходима помощь — бедных, брошенных, недужных, инвалидов.
Наши храмы будут стоять долгие столетия, и только от нас зависит, какое культурное и духовное наследие мы оставим после себя нашим потомкам.
— Ваше Высокопреосвященство, по каким принципам Вы ведете финансовую деятельность?
— Нам дорога каждая, даже самая малая, лепта. Мы понимаем, что у каждого свои возможности, свои жизненные обстоятельства. Милость Божия стать участником созидания храма — дома Божиего. В народе говорят, что человек недаром прожил жизнь, если построил дом. И уж тем более наполняется смыслом жизнь человека, строящего церковь. За каждой Литургией мы молимся «о строителях, благоукрасителях и жертвователях святого храма сего».
Что касается практической составляющей деятельности Финансово-хозяйственного управления, то проводить параллели с мирской экономикой просто невозможно. Бюджет государства формируется в основном из налогов и сборов, уплата которых — закрепленная законом обязанность. А бюджет программы, фонда формируется исключительно добровольным и свободным произволением людей, жертвующих часть своих доходов на храм. Здесь не действуют законы экономического планирования. Мы можем сформулировать задачу для себя — что-то отреставрировать или построить, например. Но знать заранее, что необходимая сумма будет собрана к определенному сроку, очень сложно.
При этом, в отличие от светского министерства финансов, у нас есть очень мощный инструмент решения всех затруднений — молитва и упование на помощь Божию. Для благого дела Бог всегда посылает все необходимое.
— Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о совместном проекте с Банком Москвы?
— Это один из ярких примеров щедрых даров Церкви от современных меценатов. Банк Москвы оказал серьезную поддержку Фонду своим благотворительным проектом «Дар святыне». Это уникальный проект облегчает путь людям, желающим помочь в строительстве и возрождении московских храмов. Банк Москвы выпустил пластиковые карты со специальным дизайном. Открыть карточку может любой желающий в любом отделении Банка Москвы. Отличие от обычной пластиковой карты в том, что при использовании карточки «Дар святыне» вся комиссия, которую Банк получает от платежной системы, перечисляется на счет Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы» от имени владельца карты. При этом сам держатель карты свои средства не тратит — свою прибыль перечисляет банк.
— А как это работает? Вот, например, я открыла себе карту «Дар святыне» в Банке Москвы…
— Очень просто. Вы совершаете свои повседневные покупки, оплачивая их с помощью этой пластиковой карты, как обычно. А Банк Москвы всю свою комиссию, которую он получит от платежной системы по вашим операциям от вашего имени, перечисляет в Фонд.
Например, вы купили продукты на сумму 2 000 рублей, оплатили по кассе, и Банк с вашей покупки перечисляет в Фонд около 30 рублей своей полученной комиссии, что равно стоимости одного кирпича, закладываемого в стену храма. То есть каждый человек, пользующийся такой картой, по сути, ежедневно совершает благое дело, помогая по кирпичику созидать стены московских святынь. И чем больше держателей карт «Дар святыне», чем чаще они пользуются этой картой, тем больше сумма комиссии, которую направляет в Фонд Банк Москвы.
Надо отметить, что банковские карты давно стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Большинство горожан уже получают заработную плату на карты, рассчитываются картой в магазинах, кафе, на АЗС, покупают железнодорожные и авиабилеты, оплачивают товары и услуги в Интернете и так далее. При этом в большинстве случаев комиссию от этих операций в виде дохода получает банк, который выпустил карту. А в нашем случае эта комиссия перечисляется Банком Москвы в Фонд от имени держателя карты.
— Ваше Высокопреосвященство, расскажите, как можно получить эту карту.
— Во всех отделениях Банка Москвы в Московском регионе. На сайте Банка www.bm.ru опубликована вся информация по проекту. Также в ближайшее время во всех наших строящихся храмах появятся плакаты и небольшие информационные листовки о «Даре святыне». Мы надеемся, что наша реклама привлечет больше людей, готовых вместе с нами укреплять духовные основы современного общества и созидать культурное наследие нашего народа. Построим храмы всем миром!
Пресс-служба Фонда поддержки строительства храмов города Москвы/Патриархия.ru