Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Наши дети — очень талантливы

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Наши дети — очень талантливы
Версия для печати
2 апреля 2015 г. 14:25

В дни весенних каникул в Москве прошел финал Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». О его итогах «Литературной газете» рассказывает председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.

— Владыка, в России множество творческих конкурсов для школьников. В чем особенность конкурса «Лето Господне»?

— Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» стартовал в сентябре прошлого года. Участвуя в этом проекте, молодые люди, школьники имели возможность проявить свои таланты, задуматься о своей вере и своей культурной принадлежности. Для написания творческой работы мы предлагали достаточно серьезные темы, выходящие за рамки школьной программы: «Образы Святой Руси», «Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры», «Творчество писателей-лауреатов Патриаршей литературной премии». В конкурсе принимали участие школьники 6-12 классов. Этот тот возраст, когда юный человек задается такими важными вопросами: В чем смысл жизни? Для чего он пришел в этот мир? Что значит быть верующим? Своими размышлениями ребята делились в творческих работах, написанных в самых разных жанрах: эссе, рассказ, дневник, рецензия.

— Много ли работ пришло на конкурс?

— Когда мы объявили о старте конкурса «Лето Господне», предполагали, что получим 300-400 заявок. Мы не имели возможности сделать большую рекламу. Но результат превзошел даже самые смелые наши ожидания. К декабрю мы получили 1363 работы. Скажу откровенно, некоторые работы отдавали типично школьным языком, но многие, несмотря на возраст, написаны достаточно хорошим литературным языком и оригинальны по своему изложению. Нашим экспертам, школьным учителям литературы, пришлось очень много потрудиться, чтобы прочитать такой «массив текстов» и выставить баллы.

Я проводил заседание жюри, после работы экспертов, и нам было не просто сформировать шорт-лист. Хотя жюри состояло из известных писателей, журналистов и деятелей культуры. В финальную часть мы отобрали 35 человек. Я лично прочитал очень много работ. Честно скажу — не мог оторваться. Меня поразило, какие талантливые, умные и глубокие юные авторы у нас растут.

— Как определяли победителей конкурса «Лето Господне»?

— В дни школьных каникул финалисты приехали в Москву. Их было 35 человек из 21 российского региона, а также из Украины, Белоруссии и Казахстана. Они были с родителями или преподавателями. Конечно, посещение столицы России было для них огромной радостью. Кто-то приехал в Москву первый раз.

Мы подготовили для них интересную программу. Все, дети и сопровождающие, были на Литургии в Храме Христа Спасителя, посетили Покровский женский монастырь, где приложились к мощам блаженной Матроны Московской, почти целый день провели в Троице-Сергиевой лавре, были в музеях Кремля.

Для финалистов у нас в Издательском Совете мы организовали мастер-классы, которые провели протоиерей Николай Агафонов и писатель Виктор Николаев. 22 марта ребята написали итоговые творческие работы. По их результатам определили победителей.

Надо сказать, что тон в финале задавали девочки. Из 15 лауреатов — только 4 мальчика. Один из них Артем Макаренко — ученик 11 класса из города Ровеньки Луганской области — с юго-востока Украины, где идет военный конфликт. Как же он радовался, что побывал в Москве. Первые места в нашем конкурсе заняли школьницы из российской глубинки. Лучшей в возрастной категории 6-7 класс стала Анастасия Агафонова из города Михайловки Волгоградской области. Дарья Илюнина из Мценска победила среди учащихся 8-9 классов, а Дарья Щелкова из Тамбова стала лауреатом среди школьников 10-12 классов.

— О чем писали финалисты в своих работах?

— Мы предложили им темы: «Святой покровитель моего края», «Моя жизнь во Христе», «Откуда есть пошла земля русская» и свободная тема. Ребята писали о Сергии Радонежском, князе Владимире, Петре и Февронии, о святом Кукше, который в двенадцатом веке проповедовал Евангелие среди вятичей. Наши финалисты размышляли о пути к Богу и воцерковлении. Мне запомнились слова Екатерины Гринько из Волгоградской области. Она написала: «Жизнь во Христе — это не только посты, земные поклоны, цитирование Священного Писания, но и каждодневная жертва, работа над собой…». Другая девочка, Дарья Кислова из Казани, сравнила жизнь с выпускным экзаменом в Вечность.

— Как Вам кажется, что помогло ребятам победить в творческом конкурсе?

— Любовь к русской литературе, целеустремленность и, конечно, та среда, которую создали педагоги в школе и родители дома. Как рассказала нам Дарья Щелкова из Тамбова, участвовать в конкурсе ей посоветовала школьная учительница. Значит, она интересуется такими конкурсами и привлекает к участию своих учеников, она работает с ними.

Похожая история и у других ребят. От личности преподавателя, который может увлечь школьников литературой и творчеством зависит очень многое. А чтобы талантливо писать, нужно обладать не только даром художественного слова и быть начитанным, необходимо сохранять чистоту помыслов.

— Многие родители жалуются, что не могут повлиять на своих детей, что их интересуют только компьютерные игры, что они не читают книги. Что здесь можно посоветовать?

— Как видите, конкурс «Лето Господне» представляет нам положительный пример и показывает, что воспитание детей нельзя пускать на самотек. Мне довелось слышать такое высказывание: «Современные родители общаются со своими детьми в свободное от работы время. То есть никогда». И мы видим, что во многих семьях мамы и папы слишком увлечены зарабатыванием денег, карьерой. По вечерам вместо того, чтобы поговорить — каждый сидит, уткнувшись в свой компьютер. Воспитание детей перекладывается сначала на нянь, потом на репетиторов, а мировоззрение подрастающего поколения формируют телевидение и интернет.

В школе тоже последние годы была тревожная тенденция — педагогику пытались свести к предоставлению образовательных услуг, из нее чуть было совсем не ушел воспитательный компонент. Убежден, что преподаватель должен быть и учителем, и наставником, и просветителем.

Ну, а главная ответственность — все равно лежит на родителях. В семье должна обязательно быть традиция домашнего чтения. Детям с самых ранних лет надо читать Евангелие, жития святых, народные сказки и русскую классику. И когда они подрастут — обязательно будут дружить с книгой.

Беседовала Вера Смирнова

Патриархия.ru

Материалы по теме

В школах Скадовска Херсонской области прошли просветительские встречи, организованные Издательским Советом

Продлен срок приема работ для участия в детско-юношеском литературном конкурсе «Лето Господне»

В России пройдет Рождественская акция «Вифлеемский огонь: свет мира и дружбы»

Специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в Смоленске семинар по профилактике зависимостей среди подростков

Определены победители XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Секретарь по межрелигиозным отношениям ОВЦС принял участие в научной конференции Посольства Ирана и Института востоковедения РАН

В Санкт-Петербурге состоялась VIII научная конференция «Православие на Дальнем Востоке»

Представители Издательского Совета посетили Бердянскую епархию

Митрополит Калужский Климент награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»

Представители Издательского Совета посетили воинские подразделения в зоне СВО

Продлен срок приема работ для участия в детско-юношеском литературном конкурсе «Лето Господне»

Определены победители XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Состоялось заседание бюро литературного форума «Мiръ Слова»

Подведены итоги XX Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить»