Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В преддверии Дня народного единства в Иваново прошел Первый областной гражданский форум «Единение»

Версия для печати
2 ноября 2007 г. 18:30

2 ноября, в преддверии Дня народного единства, по инициативе Общественной палаты Ивановской области в Иваново прошел Первый областной гражданский форум «Единение». В нем приняли участие члены регионального правительства, представители государственных органов исполнительной власти, депутаты Областной думы, главы и председатели представительных органов муниципальных образований, духовенство, представители общественных организаций и национально-культурных объединений.

На форуме с докладом выступил епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф. В своем слове он подчеркнул, что «День народного единства является одним из ключевых государственных праздников современной России». Начало XVII века — «это эпоха не только тяжелейшего испытания, через которое пришлось пройти российскому народу, но и время проявления его глубинной силы. Тогда в полной мере проявилась его способность к самоорганизации и глубочайший потенциал внутреннего единства. Праздник 4 ноября служит уроком для наших современников, является примером того, как государство, оказавшееся на краю гибели, лишившееся своих центральных органов и своего возглавления, было восстановлено самим народом».

Владыка обратил внимание собравшихся на то, что историки, говоря о Смутном времени, обычно «вспоминают общественные противоречия, приведшие к тяжелому социальному, экономическому и политическому кризису. Однако при этом не уделяется достаточно внимания факторам, которые не только помогли России успешно преодолеть трудности, но и начать ускоренное развитие. В самом деле, пройдет всего несколько лет после окончания Смутного времени, и наше Отечество, только что вышедшее из полосы войн и потрясений, найдет огромные внутренние ресурсы для созидания. Это проявилось, например, в строительстве одного из самых грандиозных оборонительных сооружений в истории человечества — Засечной системы, протянувшейся на тысячи километров. Благодаря ей были остановлены разорительные набеги кочевников, и внутренние области страны обрели мир и безопасность. Через несколько десятков лет Россия продвинется далеко на Запад, включив в свой состав земли Малороссии. Результатом этого станет как упрочение геополитического положения нашей Родины, так и обеспечение единства братских православных славянских народов. Окрепшая и хорошо осознавшая свои задачи Россия начнет строить отношения с другими государствами не с позиций подражания, а с позиций уважительной независимости. Так будет продолжаться до самого конца XVII столетия».

Секрет этого удивительного прорыва, отмечалось в докладе, заключается в том, что «самобытный русский мир на протяжении столетий, предшествующих Смуте, сумел выработать в себе устойчивые формы народной самоорганизации и самоуправления. Сегодня много говорится о развитии гражданского общества, при этом подразумевается, что моделью для его формирования должны служить западные демократии. Люди, считающие так, забывают, что Россия в своем поступательном историческом развитии уже имела опыт развитого гражданского самосознания и развитых гражданских институтов, а наше Отечество вовсе не было «страной рабов, страной господ». Однако принципы этой глубинной народной демократии, общинного, городского и земского самоуправления покоились на других основаниях, нежели на Западе».

Владыка напомнил участникам форума, что «именно самоуправляющиеся города и крестьянские общества, в первую очередь, Поволжья, сумели при отсутствии верховной государственной власти и внешних скреп самоорганизоваться, объединиться, сформировать народное ополчение и выгнать захватчиков из Московского Кремля». Это, по мнению епископа Иосифа, явилось реальным примером российского гражданского общества, доказавшим свою историческую силу и зрелость.

Владыка отметил, что в основе этого исторического прорыва лежали духовные принципы. «Русские люди, — сказал он, — первую очередь, стремились к исполнению своего гражданского долга, а не к осуществлению неких абстрактных гражданских свобод… Перед нами совершенно другая психология, нежели господствующая ныне. Современное мировоззрение зачастую сводится к стремлению получить от государства некие блага и привилегии, воспользоваться готовыми формами общественной жизни».

Удивительная самоотдача и жертвенность наших предков, преодолевших Смуту, основывалась на вере. Епископ Иосиф подчеркнул, что «эпоха, вспоминаемая нами в День народного единства, была временем целостной религиозности. Она являлась основой не только нравственного поведения, но совокупности жизни каждого человека. Новая Россия утверждалась на основе строгого народного благочестия».

 «Очень часто сегодня, — сказал далее владыка, — религиозность и гражданственность противопоставляют друг другу. Но вспомним, что День народного единства установлен в религиозный праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Ополчение, осадившее Московский Кремль несло перед собой этот чтимый образ. В память об этом и был 22 октября по старому стилю, 4 ноября по новому, установлен праздник Казанской  иконе Матери Божией, ставший церковно-государственным. Вспомним и то, как перед штурмом Москвы ополченцы наложили на себя строгий пост. Неужели перед нами лишь анахронизмы эпохи, некие второстепенные обычаи? Нет. Именно вера в Бога была той силой, которая формировала чувство ответственности, в том числе — гражданской ответственности — у наших предков. Именно на абсолютных, как бы мы сейчас сказали, базовых ценностях, основывалось следование ими принципу служения. Этот принцип проявлялся во всем — и в устроении гражданских и общественных дел, и в устроении семьи».

Епископ Иосиф особо подчеркнул тот факт, что «наши предки в эпоху Смутного времени, во время самых тяжелых войн и социальных потрясений, вражеских нашествий и природных катаклизмов рожали детей. Они неуклонно увеличивали свою численность». «Сегодня, — продолжил он, — мы видим совершенно другую ситуацию. Отказ от деторождения, являющегося национальным и личным долгом человека, влечет за собой тяжкие последствия. Этот отказ пытаются объяснить социальной неустроенностью и бедностью. Но разве жизнь современного человека более тягостна и неустроенна, чем жизнь наших предков? А ведь они почти четыреста лет назад сумели не только отстоять свободу и независимость нашей Родины, но и обустроить Россию. Наша беда — отсутствие того демографического потенциала, который неоднократно помогал подниматься Отечеству после страшных потрясений. Но его отсутствие — это не социальная, а в, первую очередь, духовная проблема. Нам надлежит возвратиться к тому фундаменту, на котором строилась жизнь российского народа на протяжении столетий. Более того, мы должны суметь воспитать подрастающее поколение так, чтобы они смогли формировать своё будущее на этом крепком основании. И наша история дает нам здесь очень богатый материал».

Далее епископ Иосиф отметил большое значение принятой правительством Ивановской области программы усиления духовно-нравственного воспитания средствами историко-культурного наследия. Особенное значение в истории земель, входящих ныне в состав Ивановской области занимают события Смутного времени. Именно здесь, в селе Мугреево современного Южского района произошла историческая встреча князя Дмитрия Михайловича Пожарского и Косьмы Минина, итогом которой стало создание народного ополчения, освободившего Москву и восстановившего российскую государственность.

На форуме был представлен фильм «Что в празднике твоем, Россия?». Фильм, подготовленный Ивановским институтом повышения квалификации учителей при активном участии Иваново-Вознесенской епархии, рассказывает о Смутном времени чрез призму событий, происходивших на Иваново-Вознесенской земле.

В рамках форума «Единение» прошла так же презентация книг «Святые земли Шуйской» и «Воскресенский собор города Шуя и чудотворный Шуйско-Смоленский образ Богоматери», изданных Иваново-Вознесенским епархиальным управлением к торжествам, посвященным открытию в городе Шуя памятника священнослужителям и мирянам, пострадавшим в годы гонений на Церковь. Общий тираж книг составляет 15 тысяч экземпляров. Участники Форума получили эти книги в подарок.

На форуме так же была представлена ежемесячная педагогическая газета «Семейный круг», в издании которой активное участие принимает Иваново-Вознесенская епархия.

Пресс-служба Иваново-Вознесенской епархии/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

При участии митрополита Ставропольского Кирилла в зону СВО переданы походные храмы и гуманитарная помощь

Церковь оказывает помощь пострадавшим при обстреле Рыльска

Председатель Комиссии по развитию паломничества и принесению святынь принял участие в совещании по продвижению паломнических ресурсов регионов России

Состоялся I съезд сестер милосердия епархий Донбасса

Издательский Совет доставил в Горловскую епархию Священное Писание для благотворительного распространения

В Тольятти состоялся премьерный показ документального фильма о священномученике Петре Крестове

Святейший Патриарх Кирилл посетил центральный офис добровольческого движения «Москва своих не бросает»

В Иране отметили престольный праздник Николаевского собора Тегерана

В Москве пройдет круглый стол, посвященный благотворительности в праздники

Священники Мурманской епархии посетили пострадавших при столкновении поездов