Общецерковный конкурс по разработке Единого учебно-методического комплекта выходит на финишную прямую. Заявки от всех желающих уже поступили в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Сейчас их авторы трудятся непосредственно над самими комплектами. В конце этого года Экспертный совет ОРОиК примет решение о возможности использования тех или иных представленных материалов в учебном процессе начальной ступени (дети до 11 лет), а затем специальная конкурсная комиссия определит победителей. Первые учебники для начальных классов также предполагается направить в печать уже в этом году.
О целях и задачах конкурса и о том, как он проходит, в интервью «Журналу Московской Патриархии» (№ 8, 2013) рассказал заведующий сектором православного образования ОРОиК священник Алексий Алексеев.
— Отец Алексий, зачем понадобились новые учебные комплекты? Старые уже не вписываются в современные требования?
— Прежде всего, я бы отметил: до настоящего времени для преподавания вероучительных дисциплин в воскресной школе существовали лишь единичные наработки и разрозненные пособия. Совершенно очевидно, что опираться только лишь на учебник Закона Божия протоиерея Серафима Слободского (+1971), созданный в середине прошлого века для русской эмиграции (хотя и дополненный и переизданный), больше нельзя. В декабре прошлого года Священный Синод утвердил Стандарт учебно-воспитательной деятельности для воскресных школ в нашей Церкви (далее — Стандарт). Этот документ закладывает основы системы воскресных школ и определяет направления ее развития, но в то же время он является рамочным, требующим адаптации к региональным условиям и наполнения конкретными разработками и материалами. Мы посчитали целесообразным готовить не одни только учебники, а полноценные учебно-методические комплекты, которые включали бы в себя учебное пособие, методическое руководство для учителя, рабочую тетрадь, наглядные пособия и — в соответствии с требованиями времени — медиа-приложения. Объявленный же нами конкурс должен определить лучшие разработки по каждому из вошедших в новый Стандарт предметов. Для начальной ступени это Священная Библейская история, Устройство православного храма и богослужение, Церковнославянский язык, Основы христианской нравственности, Основы хорового и церковного пения, История христианской Церкви; для основной — Священное Писание (отдельно по Ветхому и Новому Заветам), Основы православного вероучения, Православное Богослужение, Общая церковная история, История Русской Церкви, Христианская этика. Таким образом, получается 13 предметов, по каждому из которых требуется пять частей комплекта — то есть всего 65 конкурсных позиций. По условиям нашего конкурса участник может не разрабатывать целиком предметный комплект, ограничившись его частями. Но, конечно, шансов оказаться лучшей у такой работы будет меньше: мы заинтересованы работать с готовыми полноценными комплектами.
— Срок предоставления заявок истек. Сколько разработчиков откликнулось на объявление о конкурсе?
— Мы получили заявки от шести авторов. Над самими комплектами или их частями работа еще продолжается (по условиям конкурса готовые материалы мы должны получить к 15 ноября), но уже можно констатировать: некоторые разработки окажутся крайне интересными. Так, настоятель петербургского храма святых равноапостольных Константина и Елены, заместитель председателя ОРОиК Санкт-Петербургской митрополии, магистр богословия протоиерей Михаил Браверман взялся за разработку всего учебно-методического комплекта по курсу Православного богослужения. Его землячка Ольга Антипова, директор воскресной школы при храме св. Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове, дополняет этот комплект оригинальными наглядными пособиями по этому же курсу. Надеюсь, в полной мере оправдает наши ожидания и доцент факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат филологических наук Марина Кравцова, создающая сейчас практически полный комплект (за исключением медиа-приложения) по курсу Церковнославянского языка. Еще один целый учебно-методический комплект педагога церковно-приходской школы московского храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском Ольги Кирьяновой, скорее всего, будет рассматриваться как внеконкурсный. Он может найти применение на занятиях в качестве дополнительных материалов — прежде всего потому, что название курса «Основы православного церковного этикета» не соответствует упомянутому перечню. Остальные заявки ограничиваются рабочими тетрадями. Но их мы обязательно изучим внимательнейшим образом: известно, что это важнейший и при этом не самый простой элемент современного учебного процесса. Оксана Муравьева из детской воскресной школы при уфимском храме св. равноапостольных Мефодия и Кирилла (Башкортостанская митрополия) занимается рабочими тетрадями по обеим курсам Священного Писания, а Анна Ульихина из воскресной школы хабаровского храма апостола Андрея Первозванного — аналогичными разработками по двум курсам начальной ступени (Основы христианской нравственности и Устройство православного храма и богослужение) и одному — основной (Основы православного вероучения).
— Но ведь названные работы не покрывают даже половины комплектов нового стандарта...
— Предвидя эту ситуацию, мы заранее подстраховались и параллельно создали так называемую Синодальную группу разработчиков. Все вошедшие в нее специалисты были приглашены нами персонально с учетом их весомого авторитета в образовательном сообществе. Члены группы получают от нас необходимую методическую помощь, если в ней нуждаются, однако в конкурсе участвуют на общих основаниях. Таким образом, даже те предметы, по которым не поступила ни одна заявка, без новых учебно-методических комплектов не останутся. К примеру, комплектом по Основам хорового и церковного пения занимается педагог-хоровик с многолетним стажем, выпускница московской консерватории им. П.И. Чайковского Наталья Митронина из Ташкента. Предметом деятельности известного педагога, автора комплектов «Вертоград» Ларисы Захаровой из подмосковного Пущина являются рабочие тетради по всем предметам основной ступени. Также в Синодальной группе — руководители отделов религиозного образования и катехизации Новосибирской и Тамбовской епархий протоиерей Борис Пивоваров и протоиерей Игорь Груданов, глава миссионерского отдела Астраханской и Енотаевской епархии, кандидат исторических наук священник Роман Сколота, методист русского языка, литературы, мировой художественной культуры, ОПК, ОРКиСЭ Курского научно-методического центра Ирина Мандрук. Из известных церковных деятелей мы задействовали протоиерея Алексия Уминского, работающего над комплектом по предмету «Христианская этика». Рассчитываем также, что в дополнительные материалы к предмету «Основы христианской нравственности» войдет снискавшая популярность книга протоиерея Артемия Владимирова «Моя первая исповедь».
— В глаза бросается преобладание провинциальных кадров. Вы сознательно искали разработчиков подальше от столиц?
— Мы не руководствовались территориальными или какими-то иными предпочтениями, стараясь привлекать лучших специалистов. Как мы знаем по опыту, в регионах множество интересных разработок, превосходящих порой столичные. Их идеи не типичны, а самобытны, отличаются оригинальным подходом. К тому же сроки конкурса сжатые: по благословению Святейшего Патриарха Кирилла конкурсная комиссия должна выбрать лучшие комплекты для начальной ступени в конце этого года, а для основной ступени — годом позднее. Некоторые учебники, впрочем, мы начнем печатать, не дожидаясь наступления этих сроков. Так, например, заявок на учебник по Основам христианской нравственности, помимо члена Синодальной группы петербургского священника Андрея Мекрюкова, не представил ни один из конкурсантов. Поэтому тянуть с его изданием нелогично, тем более рукопись у автора уже готова. По нашему рабочему плану мы сдаем ее в издательство в конце лета.
— Каким тиражом предполагается издание комплектов?
— Сейчас мы подбираем издательство. Определяющими моментами в выборе являются церковный авторитет и, конечно, условия сотрудничества. Целевого спонсора для этой работы у нас, к сожалению, нет, а затраты предстоят большие. Только в Российской Федерации около 10 тысяч воскресных школ, а ведь учебные комплекты предполагается распространять в пределах всей канонической территории Русской Православной Церкви. Думаю, самая скромная оценка необходимого тиража, если говорить о самих учебниках и о рабочих тетрадях — сотня тысяч экземпляров. Поэтому хочу со страниц ЖМП обратиться с просьбой о помощи, как к издательствам, так и к структурам, которые могли бы содействовать финансово в этом важнейшем общецерковном деле. Конечно, сразу 100 тысяч учебников мы печатать не будем. На первых порах ограничимся пробным тиражом в 5-10 тысяч экземпляров: все-таки это первый опыт, и ему необходима апробация. Кроме того, сейчас формируются общецерковный и епархиальные реестры воскресных школ, что поможет нам определить необходимый тираж комплектов точнее.
***
Комментарий
Священник Андрей Мекрюков, директор воскресной школы при храме Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в г. Сосновый Бор (Гатчинская епархия Санкт-Петербургской митрополии), член Синодальной группы разработчиков:
«Наша работа поможет педагогам, которые не в силах самостоятельно разыскать современные методические разработки»
— Для успешного существования воскресной школы необходимо, чтобы там было кого учить, кому учить и по чему учить. Последнему компоненту до последнего времени уделялось явно недостаточное внимание: считалось, что педагог при известном желании и стремлении в силах самостоятельно найти хорошие методические наработки. Но это далеко не так. Конечно, среди педагогов есть яркие личности, которым по плечу собственные авторские курсы. Но наша деятельность в первую очередь призвана помочь тем учителям, которые не могут сами разыскать современные разработки. В Синодальной группе я, в частности, занимаюсь курсом Основ христианской нравственности. При его подготовке я руководствовался тем, что Церковь должна воспитывать христианина, который оставался бы христианином всегда и везде: в отношениях с Богом, с самим собой, с другими людьми. Поэтому моя книга основывается на богатых житийных примерах, рассказывая о жизни святых с проекцией на нашу нынешнюю действительность, чтобы ребенок «примерил» ту или иную ситуацию на себя, своих родных и знакомых.
«Православное образование»/Патриархия.ru