Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью газете «Труд».
— В конце года уместнее всего остановиться, оглянуться, чтобы понять: а куда мы идем? Как бы на такой вопрос ответили Вы с позиции православного иерарха?
— Вопрос о том, куда движется Россия, всегда вызывал оживленные дебаты в общественной и церковной среде. С уверенностью можно сказать одно: все возрастающие в российском народе интерес и внимание к своим религиозным корням, стремление возродить и сохранить традиции предков — вот вектор, по которому страна может двигаться в будущее.
Русская Православная Церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает политические партии и не придерживается какой-либо политической идеологии. Задача Церкви — проповедовать евангельские идеалы, содействовать их воплощению в жизни общества, объединять людей на основе нравственных ценностей. Церковь присутствует в школах, вузах, интернатах, больницах, армии, исправительных учреждениях. Наши приходы ведут активную образовательную, культурную и социальную деятельность. Такое служение Церкви есть проявление чувства ответственности за будущее народа, исполнение своего призвания в мире.
Особую важность деятельность Церкви приобретает на фоне общей обеспокоенности ситуацией в мире. Экономический кризис, охвативший страны Европы, провоцирует значительное социальное напряжение и ощущение неустроенности.
Большую озабоченность вызывают события на Ближнем Востоке: череда революций, разгул терроризма, межрелигиозное противостояние грозят необратимыми последствиями. Страдают ни в чем не повинные люди, христиане становятся жертвами радикально настроенных групп, разрушается духовно-культурный облик региона. Необходим конструктивный подход к решению столь серьезных проблем. Международной общественности необходимо осознать, что противостоять столь пугающим тенденциям можно лишь сообща, объединив усилия всех людей доброй воли.
— Что лично Вас более всего радует сейчас, а что — огорчает?
— Радует, что в наши дни Церковь имеет возможность свободно совершать свою миссию и свидетельствовать о непреложных нравственных ценностях. Повсеместно развивается активная церковная жизнь: открываются новые епархии, монастыри и храмы, совершенствуется система духовного образования, в армии возрождается институт военного духовенства, в школах преподаются основы религиозных культур, все большее количество людей стремится участвовать в делах милосердия, трудясь в больницах, хосписах, домах престарелых, в детских домах и интернатах.
Чувство же тревоги вызывает распространение агрессивного секуляризма, что особенно заметно в современной Европе. Не может не беспокоить последовательное вытеснение религиозных традиций и христианской нравственности из общественной жизни. В некоторых европейских странах предпринимаются попытки оспорить закономерность присутствия христианских символов в публичных местах, а работодатели отказывают своим работникам и служащим в праве открыто демонстрировать свою религиозную идентичность. Приближается светлый праздник Рождества Христова, а наша радость омрачается, когда мы слышим о решениях местных властей в ряде европейских государств под предлогом толерантности отказаться от практики размещения рождественских елок, изображений и скульптур на городских улицах и площадях, исполнения рождественских гимнов.
Не может не тревожить нас судьба гонимых христиан на Ближнем Востоке и в других регионах мира. Особенно остро обстоит дело в охваченной войной Сирии. Экстремистские силы, которые сейчас пытаются захватить власть в стране, ставят своей задачей полное уничтожение христианства на сирийской земле.
Огромное беспокойство вызывает судьба двух похищенных иерархов — митрополита Алеппского Павла (Антиохийская Православная Церковь) и Иоанна Григория Ибрагима (Сирийская Ортодоксальная Церковь). До сих пор нет известий о месте их нахождения и условиях содержания. Мы глубоко обеспокоены судьбой захваченных в плен монахинь из монастыря Маалюля, а также многих других христиан, похищенных или пропавших без вести.
— Вы говорили о том, что в западных странах идет демонтаж семейной этики, а Европа перестает быть христианской. Может ли Россия в такой ситуации оказаться Лотом среди жителей Содома?
— В Европе действительно наблюдается сейчас отход от христианских традиций. Многие общественные силы упорно демонстрируют и порой пропагандируют антирелигиозное мировоззрение. Усугубляется нравственный кризис, который выражается в размывании личной, семейной и общественной морали. Во многих странах Запада, причем тех, которые в экономическом и технологическом плане являются передовыми, в корне меняется восприятие явлений, всегда считавшихся недостойными и постыдными. Брак и семья получают извращенное толкование, которое оскверняет библейские идеалы, идет вразрез с самой человеческой природой. В таких странах, как Франция и Великобритания, узаконены «браки» между людьми одного пола. Между тем, как мы помним из печальной истории Содома и Гоморры, аморальный образ жизни неизбежно приводит к катастрофе. Если упомянутые города из Ветхого Завета были стерты с лица земли «дождем серы и огня» (Быт. 19:24), то Старый Свет рискует столкнуться с небывалым демографическим упадком, который поставит под угрозу воспроизводство новых поколений.
Наша страна переживает сейчас духовное возрождение. Все больше наших сограждан, в том числе молодых людей, приходят в Церковь, живут духовной жизнью или хотя бы искренне интересуются ею. Это должно стать прочной основой для поддержания здорового нравственного климата в обществе, гарантией того, что существовавшие столетиями нравственные ориентиры будут и впредь определять жизнь наших людей. Если наша страна, как это было в недавнем прошлом, откажется от веры, от Бога, от основополагающих духовных и нравственных ценностей, ее постигнет печальная судьба. Убежден, что наша страна имеет необходимый потенциал для того, чтобы стать вдохновляющим примером духовно-нравственного возрождения в том числе и для западных стран.
— Вас часто спрашивают о возможной встрече нашего Патриарха с Папой Римским, а вы неизменно отвечаете, что о сроках и месте такой встречи говорить пока рано. А можно ли предположить, какие вопросы точно будут в повестке обсуждения на этой встрече?
— Одной из наиболее актуальных проблем соработничества наших церквей является проблема положения христиан на Ближнем Востоке и особенно в Сирии, где не прекращается вооруженный конфликт. И Русская Церковь, и Святой Престол последовательно выступают за мирное разрешение противостояния в этой стране и против военного вмешательства других сторон в конфликт, поскольку любая эскалация военных действий приведет к катастрофическим последствиям, прежде всего для христианского населения Сирии и других ближневосточных стран. Численность христиан на Ближнем Востоке стремительно сокращается. В этом контексте заявления Папы в поддержку сирийских христиан, а также его письмо президенту России В.В. Путину от 4 сентября этого года в связи с открытием встречи глав государств «большой двадцатки» имеют большое значение.
Представители Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви постоянно обсуждают возможные пути сотрудничества в деле защиты христиан на Ближнем Востоке, а также в других регионах и странах, где христианское население подвергается дискриминации и преследованиям.
Другой важной темой диалога является совместное свидетельство православных и католиков о традиционных христианских ценностях в странах западной цивилизации, прежде всего в Европе. Я уже говорил о проявлениях откровенно антихристианской политики в ряде европейских стран, о том, что определенные силы стараются вытеснить религию из общественной в исключительно индивидуальную сферу жизни и отвергают фундаментальные нравственные принципы, на которых веками строилась европейская культура.
По многим вопросам социальной этики и личной морали позиции Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви совпадают. И согласованные действия православных и католиков в этой сфере могут иметь большое значение.
— Никто лучше Вас не даст совета, как делать несколько дел одновременно. Ведь Вам удается успешно совмещать руководство Отделом внешних церковных связей, общецерковной аспирантурой, множеством комиссий и советов, церковным приходом. Кроме того, Вы ведете телепередачу, пишете музыку, книги, научные труды. Что помогает Вам все успевать: четкий план, молитва, хорошая физическая форма? Что Вы планируете для себя на 2014 год?
— Мое расписание планируется заранее. Время приходится делить между служебными обязанностями, связанными с различными занимаемыми мною должностями. Должность председателя ОВЦС предполагает постоянный контакт с очень широким кругом лиц в разных странах. У меня около 50 зарубежных поездок в год, в том числе на далекие расстояния. Надо быть в курсе всех событий в христианском мире, отслеживать на ежедневной основе развитие международной ситуации.
Должность ректора Общецерковной аспирантуры означает руководство учебным заведением, которое пришлось создавать практически с нуля. Управлять им приходится буквально в ручном режиме.
Должность настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке означает руководство крупным московским приходом, по возможности частое совершение богослужений, что дает мне большое утешение, ибо именно от престола Божия священнослужитель черпает свои основные силы.
Кроме того, как вы отметили, я являюсь председателем Синодальной библейско-богословской комиссии и еще около двух десятков различных комиссий и рабочих групп, каждая из которых требует внимания, должна собираться не менее одного раза в год, а некоторые — значительно чаще.
Рабочий день у меня может закончиться и в 10, и в 11 вечера, а иной раз заканчивается далеко за полночь. Любая пауза, в том числе когда я нахожусь в автомобиле, используется для работы с документами, которых — нескончаемый поток.
Телевизионные передачи, которые я веду на канале «Россия-24», записываю блоками — по четыре передачи за один раз. Таким образом, на запись уходит три часа в месяц: чаще всего использую для этого одну из суббот месяца.
Что же касается творчества, то есть музыки и книг, то это отставлено в сторону на неопределенный срок. Заниматься этим я совершенно не успеваю. Если где-то исполняются мои музыкальные сочинения или издаются книги, то это в основном произведения не новые: они были написаны мной до того, как я был назначен председателем Отдела внешних церковных связей. Любое творчество требует не только вдохновения и созидательного порыва, но еще и времени, которого хронически не хватает.
В свое время я написал два тома книги «Православие». Планировался и третий том. Но приступить к нему я не имею никакой возможности, и проект отложен на годы. Правда, тематика этого предполагавшегося тома в значительно степени покрывается Катехизисом, над которым сегодня работает группа авторов под эгидой Синодальной библейско-богословской комиссии. Это огромный и очень интересный труд.
Спаситель говорит нам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Господь не дает человеку испытаний сверх той меры, которую он способен вынести. Если мы осознаем свое земное служение как дар, который дается свыше для нашего совершенствования, бремя земных трудов становится легким, потому что мы ощущаем постоянное присутствие Божие в своей жизни, и это дает нам силы.
Планов на будущее я не строю. В 20 лет я принял монашество, а значит, отдал себя в послушание Богу и Церкви. С тех пор моя жизнь мне не принадлежит. Моя работа обусловлена не собственной волей, а решениями Священноначалия и, в конечном итоге, Промыслом Божиим. На него я и возлагаю все свои надежды и чаяния по слову Псалмопевца: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек» (Пс. 30:2).
— Что бы Вы пожелали нашим читателям в новом году, а верующим — в канун Рождества Христова?
— Новый год напоминает нам о временном измерении нашей жизни. Каждый новый год приближает нас на один год к самому значительному событию жизни — переходу в вечность. А о вечности как раз и напоминает Рождество Христово — праздник пришествия в мир Бога, Который захотел стать человеком. С тех пор, как это произошло, в жизни человека появилось новое измерение: пребывая в мире, отсчитывая дни и годы от рождения до смерти, он может жить жизнью будущего века, вкушая уже здесь и теперь те духовные блага, которые в Царстве Небесном уготованы Богом всем любящим Его.
Рождество — это праздник не только радости, но и надежды. Это событие навсегда изменило как историю всего человечества, так и историю жизни каждого верующего человека. Это чудо совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения». Бог облекся человеческой плотью, дабы освободить нас от власти греха и смерти. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10). Он сошел, чтобы изменить нашу жизнь, даровать надежду на спасение и жизнь вечную.
Я желаю всем читателям газеты осознавать это вечное измерение временной жизни, спокойно и с достоинством переносить выпадающие на долю каждого человека испытания, помня о том, что Бог победил зло. Если Бог будет присутствовать в нашей жизни, никакое зло не будет нам страшно, и жизнь наша всегда будет наполнена радостью и смыслом.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru