Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXII Международных Рождественских чтений

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXII Международных Рождественских чтений
Версия для печати
27 января 2014 г. 16:02

27 января 2014 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на открытии XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее» в Государственном Кремлевском дворце.

Ваше Блаженство! Ваше Святейшество! Досточтимые участники высокого собрания!

Василий Осипович Ключевский писал: «Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады Преподобного» Сергия. Эти слова великого русского историка могут быть лейтмотивом не только нынешних Чтений и всего юбилейного года, но и неким результатом наших общих трудов.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в процессе выстраивания церковно-государственного и общественного диалога фактически сформирована уникальная, самобытная российская модель непрерывного православного образования. Две неизменные ее фундаментальные составляющие — это светское и конфессиональное направления, которые призваны дополнять друг друга, способствовать включению в единую учебно-воспитательную систему церковных, государственных и муниципальных образовательных учебных заведений.

В соответствии с нормами статьи 87 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» Синодальным отделом разработаны, а высшей церковной властью утверждены важные документы: «Православный компонент дошкольного образования», «Стандарт православного компонента начального, основного и среднего (полного) общего образования», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах», «Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов». Результатом плодотворного сотрудничества Министерства образования и науки России и Синодального отдела религиозного образования в рамках взаимодействия совместной рабочей группы стали проекты церковных нормативных документов, которые формируют сферу совместной компетенции государства и Церкви в области образования: Положение об экспертизе в Церкви примерных основных образовательных программ в части учебных предметов, курсов, модулей православной культуры — фактически речь идет о церковной экспертизе обязательного содержания образования по православной культуре в материалах, стандартизирующих это содержание, а также Положение о церковной аккредитации педагогических работников и образовательных организаций, имея в виду школы с углубленным изучением православной культуры. Хочу отметить, что впервые в новейшей истории отечественного образования совместно разработанные документы будут одновременно утверждаться высшими органами государственной и церковной власти.

Проводимый Синодальным отделом мониторинг преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) показывает, что в большинстве регионов и епархий установилось рабочее взаимодействие светских и церковных структур в вопросах организации преподавания, подготовки учителей, выбора предмета родителями. Разработана Концепция расширения ОРКСЭ, предусматривающая поэтапное расширение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору родителей школьников на 2-10 классы общеобразовательной школы. Текст концепции размещен на сайте Синодального отдела. Тем не менее, еще есть ряд регионов и епархий, особенно недавно образованных, где соработничество государства и Церкви в этой области еще не полностью сформировалось. Таким епархиям будет оказываться помощь с участием специалистов Синодального отдела. В ответ мы ожидаем активной помощи со стороны епархиальных архиереев и регионов.

В связи с постулированием и стандартизацией необходимых форм православного образования (православные детские сады и группы, воскресные и общеобразовательные православные школы, катехизация, преподавание «Основ православной культуры» в светских общеобразовательных учреждениях, православные вузы и теологические факультеты) наибольшую актуальность приобретают многоплановые вопросы содержания образования, как в дошкольных, так и в высших учебных заведениях, вопросы взаимодействия с родителями. В данной области существенным подспорьем для успешного развития церковно-государственного взаимодействия является мнение заинтересованных в воспитательном процессе людей, прежде всего родителей учащихся. Все то, о чем я упомянул выше, и призвано стать единой системой, обеспечивающей непрерывность христианской образовательно-воспитательной традиции.

Ее составными частями являются:

Дошкольное образование. В системе дошкольного образования произошли знаковые изменения. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование вновь стало первой ступенью общего образования. Впервые в стране принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в соответствии с которым государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения могут реализовывать духовно-нравственный компонент, включая предмет Основы православной культуры, в часть основной образовательной программы. На федеральном уровне сформирована необходимая нормативно-правовая и методическая база, позволяющая реализовывать занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в современных дошкольных организациях на всей территории России. Теперь качество воспитания дошкольников, в том числе и духовно-нравственное, во многом будет зависеть от практической реализации потенциальных возможностей, от того, насколько востребованными в регионах будут эти церковно-государственные договоренности и наработки.

Среднее православное образование. В процессе реализации задач, сформированных на прошедших Рождественских чтениях, были подготовлены документы, регламентирующие деятельность православных школ, в частности, «Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви» и ряд других документов, о которых уже упоминалось выше. Говоря о заключительном этапе формирования системы непрерывного православного образования, следует выработать стратегию обратной связи и взаимопомощи Синодальных образовательных учреждений, епархиальных отделов религиозного образования и образовательных организаций. Эта важная работа требует конкретных практических шагов, в первую очередь, на местах, в регионах и епархиях.

Воскресные школы. Прошедший год стал знаменательным и в формировании системы воскресных школ Русской Православной Церкви. Началась реализация на практике принятого Священным Синодом Стандарта учебно-воспитательной деятельности. Пока количество центров духовно-нравственного воспитания, имеющих статус учреждений дополнительного образования, невелико. Вновь призываю Преосвященных собратьев-архипастырей в соработничестве с региональными органами управления образованием предпринять необходимые усилия для изменения ситуации и принять благословение Священноначалия не как формальное указание, а как неотъемлемую часть своей архипастырской ответственности перед Пастыреначальником Господом Иисусом Христом. Проводимая Синодальным отделом стандартизация и унификация, формирующая, что называется, «церковный заказ на религиозное образование», не преследует своей целью разрушить самобытность и жизнеспособность этого направления в системе непрерывного православного образования, но наоборот, сделать пребывание в воскресной школе более полезным и интересным. Думаю, всем очевидно, что воскресная школа не только лицо прихода, но и его перспектива!

Катехизическое служение — одно из приоритетных направлений деятельности Церкви, «передовая» религиозного образования. Документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении», утвержденный Архиерейским Собором 2013 года, и «Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности» придают заметный импульс развитию катехизической деятельности, особенно в тех епархиях Русской Православной Церкви, где Преосвященные понимают приоритетность задач воцерковления, сами участвуют в деле подготовки катехизаторов.

Важный шаг на пути преодоления десакрализации общественного сознания и секуляризации школы — написание Образовательной концепции Русской Православной Церкви, призванной синтезировать лучшие мировые педагогические разработки в области теории и методики образования с живой духовной традицией, содействовать гармоничному сочетанию полноценных знаний светских наук и духовно-нравственного воспитания на основе приобщения учащихся к традиционным религиозным ценностям. Возможность создания Концепции существует сегодня благодаря установившейся доброй традиции сотрудничества Церкви с министерствами образования, культуры. Одно из условий ее планомерной реализации — участие в этом процессе Министерства регионального развития. Практический результат — следствие сотрудничества и взаимопонимания в вопросах духовно-нравственного воспитания всех участников этого процесса: ответственных ведомств, Синодальных и епархиальных учреждений, общественных организаций, родительского сообщества. Религиозное образование по смыслу проекта Концепции не просто репродуктивная передача накопленного религиозного опыта, но ключевой фактор формирования гармонично развитой личности, обладающей опытом творческого соработничества с Богом и ближними.

Обобщая вышесказанное, хочу подчеркнуть, что сегодня мы можем с полной уверенностью сказать — система религиозного образования, соответствующая уровню развития мировой и отечественной педагогики, в Русской Православной Церкви конструкционно сформирована. Осталось окончательно завершить ее наполнение, над чем и прошу усердно трудиться собравшихся.

Благодарю за внимание.

«Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил заседание Совета Института теологии БГУ

В Православном Свято-Тихоновском богословском институте состоялся семинар «Древние каноны в современной пастырской практике»

Состоялось заседание образовательной секции XXVI Всемирного русского народного собора

На пленарном заседании Всемирного русского народного собора представили новую книгу Святейшего Патриарха Кирилла «Настоящее и будущее Русского мира»

Состоялось заседание Оргкомитета XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Подведены итоги XX Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить»

Выставка работ участников XX Международного конкурса «Красота Божьего мира» открылась в Государственном архиве РФ в Москве

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

В рамках Рождественских чтений пройдет секция Синодальной богослужебной комиссии

В Сретенском монастыре Москвы состоялось ежегодное собрание с участием епархиальных ответственных за монастыри

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»