Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Сергий Привалов: Священники пришли в войска не ради денег и славы

Протоиерей Сергий Привалов: Священники пришли в войска не ради денег и славы
Версия для печати
9 мая 2014 г. 20:11

О развитии института военного духовенства, о моральном климате и боевом духе российской армии, о текущих проблемах войсковых священников и праздновании Церковью Дня Победы в интервью специальному корреспонденту «РИА Новости» рассказал исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов.

— Отец Сергий, осенью прошлого года сообщалось, что в штате Вооруженных сил РФ числится около 100 священнослужителей-помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Какова ситуация сегодня, насколько укомплектован в министерстве обороны штат военных священников?

— Сейчас в штате Вооруженных сил 132 священнослужителя и еще 15 кандидатов ждут решения министра обороны о назначении. Всего же утвержденная штатная численность — 250 человек.

— В штате каких подразделений служат войсковые священники и в каких регионах преимущественно? Охват, так сказать, равномерен по всей стране?

— На сегодняшний день незначительное количество священнослужителей в Восточном военном округе — там порядка 20% должностей заняты. То есть север и восток страны в этом смысле еще значительно недоукомплектованы… Сейчас идет процесс обучения священнослужителей и подготовки их к началу служения.

— А где обучаются будущие войсковые священники? Какого рода это обучение, это своего рода курсы повышения квалификации?

— Штатные военные священнослужители проходят доподготовку в стенах Военного университета Минобороны в Москве. Три группы священнослужителей уже прошли обучение. Очередная группа начнет занятия в ноябре месяце.

— Можно ли утверждать, что этап становления института военных капелланов в России уже завершен? Как бы вы оценили сегодняшний уровень взаимодействия Церкви и армии, нынешний министр обороны Сергей Шойгу уделяет духовной компоненте приоритетное внимание? Вообще, есть ли какие-то серьезные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня войсковые священники, или все возникающие вопросы и трудности так или иначе решаются?

— Самое главное — это улучшение кадровой политики с приходом Сергея Шойгу, когда за достаточно короткий срок практически большая часть представленных синодальным отделом кандидатов назначены на штатные должности. Вся работа идет при полном взаимодействии с управлением по работе с верующими военнослужащими. Министр обороны идет навстречу всем нашим пожеланиям, и кадровые вопросы решаются оптимально быстро. Это первое.

И второе, министром обороны было принято решение об оборудовании в воинских частях молитвенных комнат. Выполнив это указание министра обороны, командиры воинских частей и соединений значительно облегчили работу штатного военного духовенства.

Остается потребность в храмостроительстве, когда командиры ходатайствуют о возведении в своих гарнизонах храмов для военнослужащих и членов их семей. До недавнего времени в воинских частях насчитывалось более 150 храмов и часовен.

— Как бы Вы могли оценить моральный климат в российской армии, боевой и патриотический дух? Насколько актуальна сегодня проблема неуставных взаимоотношений в армии, иными словами «дедовщины»?

— Я думаю, что здесь тенденция положительная, в связи с тем, что внимание руководства страны — президента РФ в первую очередь, министра обороны — направлено на повышение должностных окладов военнослужащим, принимаются решения по модернизации техники и вооружения, ведется работа по укреплению органов по работе с личным составом, развивается институт военного духовенства, включаются в профилактику неуставных взаимоотношений и психологи… Все это создает хорошую перспективу. Уже сейчас военнослужащие чувствуют себя и в социальном плане более защищенными, а в перспективе станут, мы надеемся, элитой нашего государства.

— А какую зарплату, кстати, получают священнослужители в российских Вооруженных силах, достаточна ли, по Вашему мнению?

— Заработная плата священнослужителей соответствует уровню гражданского персонала Минобороны с надбавками за выслугу лет и территориальными коэффициентами, которая меньше зарплаты офицерского состава в два-три раза. Однако священнослужители пришли в войска не ради денег и славы, а по долгу пастырской совести и желанию служить людям в погонах.

— Патриарх Кирилл в январе этого года предлагал ввести штатные должности для священнослужителей также и во внутренних войсках МВД — в войсках, которым, по его словам, зачастую приходится лицом к лицу сталкиваться со смертью, осуществляя контртеррористические операции. Удается ли наладить работу священнослужителей во внутренних войсках, какая здесь складывается ситуация?

— В настоящее время осуществляется пастырское окормление на внештатной основе. То есть значительная часть священнослужителей с достоинством и профессионально исполняет свои обязанности в войсках, но на безвозмездной, внештатной основе. Командование внутренних войск считает, что на сегодняшний день такой взаимодействие соответствует требованиям времени.

В целом же проблем с окормлением военнослужащих внутренних войск нет, потому что большая часть военнослужащих — контрактники, и они имеют возможность выхода за пределы воинской части. Они размещаются большей частью в городах областного значения, и у них есть возможность посещать храмы, расположенные вблизи воинской части. Более того, во многих воинских частях ВВ МВД оборудованы храмы, в то время как воинские части Вооруженных сил РФ находятся порой на значительном удалении от населенных пунктов, особенно на севере и востоке нашей страны. По этой причине военнослужащему срочной службы в течение всего года, пока он служит, бывает просто невозможно попасть в храм. Поэтому мы и стараемся в первую очередь обеспечить их конституционное право на свободу вероисповедания и участие в таинствах Церкви.

— Какие церковные мероприятия пройдут в связи с Днем победы, как Церковь встречает этот праздник?

— Более 1000 воинов — участников предстоящего парада Победы на Красной площади в Москве из гвардейской Кантемировской дивизии, сводных подразделений морской пехоты, воздушно-десантных войск, ВВС приняли участие в богослужении и более 850 из них причастились Святых Христовых Таин. 9 мая во всех храмах Русской Православной Церкви совершаются панихиды по воинам, погибшим в Великую Отечественную войну. Поэтому 9 мая — это всегда торжественные, радостные дни, но и дни поминовения тех, кто спас наше Отечество от коричневой чумы.

— А как Вы считаете, есть опасность, что в XXI веке эта чума вновь может ожить или уже ожила, имея в виду последние события на Украине? И что бы Вы могли пожелать нашим народам 9 мая?

— Хочется надеяться, что здравый смысл восторжествует, что люди доброй воли объединятся в стремлении сохранить мир, веру и любовь. Сердечно желаю всем ветеранам, воинам государства российского, всем соотечественникам духовного трезвения и помощи Божией, телесного здравия и всего самого доброго.

Беседовал Сергей Стефанов
Патриархия.ru

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения