Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью с заведующим кафедрой истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.Ю. Андреевым

Интервью с заведующим кафедрой истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.Ю. Андреевым
Версия для печати
21 августа 2014 г. 15:38

Заведующий кафедрой истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия профессор А.Ю. Андреев ответил на вопросы сайта ОЦАД.

— Если проанализировать докторские, кандидатские и магистерские квалификационные работы, то к какому периоду чаще всего обращаются в своих исследованиях обучающиеся? Каков процент научных работ, посвященных истории Русской Церкви?

— Наибольшее количество работ, подготовленных на кафедре истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры, в той или иной степени затрагивают историю Русской Церкви XX века. Данному периоду посвящено примерно 60% работ или разделов в научных исследованиях. Именно этот период является наиболее актуальным для изучения, регулярно появляются новые источники, которые должны быть введены в научный оборот.

— Помимо заведования кафедрой в Общецерковной аспирантуре Вы преподаете в ведущем вузе страны — Московском государственном университете. Есть ли отличия между научными интересами светских и церковных студентов? Соответствуют ли уровню МГУ диссертации, защищенные в ОЦАД?

— Научные интересы студентов определяются, в первую очередь, общением с преподавателями вузов, то есть зависят от тех тем, которые преподаватели могут им предложить. В этом смысле в МГУ рассматривается более широкий круг тем, связанных со светской историей, тогда как в рамках ОЦАД мы стараемся предлагать темы, связанные с историей Русской Православной Церкви и русской духовной культуры, миссионерской деятельностью, историей повседневной жизни приходов и монастырей, международными церковными отношениями и т.д. При этом прилагаются все усилия, чтобы уровень диссертаций, защищенных в ОЦАД, не уступал диссертациям в светских вузах, включая МГУ.

— Мы заговорили о соответствии, а какие требования предъявляются к учащимся кафедры и их научным работам в Общецерковной аспирантуре? Соответствуют ли они светским, ваковским стандартам?

— При подготовке диссертаций и учебных квалификационных работ выдвигаются те же требования, что и в светских вузах с исторической специальностью, а именно: умение квалифицированно проанализировать источник, владение историографией темы, применение адекватных методов исторического анализа. Научные работы учащихся в ОЦАД в принципе не могут отличаться от научных работ студентов других учебных заведений. Соответственно и уровень диссертаций (в случае успеха) должен соответствовать государственным стандартам.

— Есть ли какое-то научное сотрудничество между кафедрой истории Общецерковной аспирантуры и историческим факультетом МГУ?

— Да, мы привлекаем специалистов кафедр, специализирующихся на истории России, а также кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ для участия в рецензировании и оппонировании диссертаций, подготовленных на кафедре истории ОЦАД.

— Кроме того, например, темы, связанные с христианизацией малых народов России, в ОЦАД ведет один из ведущих этнологов страны — профессор кафедры этнологии МГУ Татьяна Дмитриевна Соловей.

— Отличаются ли взгляды церковного ученого и светского на историю Церкви и исторические процессы?

— По моему мнению, в любом случае это должен быть взгляд ученого, который должен понимать, что полученные им результаты исследования находятся в рамках развития науки с присущими ей элементами — полнотой анализа, адекватно выбранными методами исследования, опорой на уже полученные ранее другими учеными результаты, а также желанием получить новое знание об исследуемом предмете. В то же время церковный ученый в своей исторической работе может обладать более глубоким взглядом на предмет, поскольку имеет возможность не только обращаться к сугубо специализированному опыту, но и опираться на собственное понимание Церкви, почерпнутое в литургическом опыте, церковном предании и учении святых отцов.

— Каким образом студент выбирает тему диссертационного исследования? Может ли он предложить свою тему или обязан руководствоваться тематикой, предложенной кафедрой?

— Студент приходит на кафедру, имея какие-то собственные представления о направлении будущей научной работы. Но они часто требуют корректировки, и окончательная тема утверждается всегда научным руководителем. Кафедра старается не принимать в аспирантуру и докторантуру таких соискателей, которые приходят без серьезных наработок.

— В жизнь современного человека все сильнее входят информационные технологии. Современному ученому доступен Интернет, сотни виртуальных библиотек и научных сайтов. Как Вы считаете, может ли это заменить исследователю непосредственную работу в государственных архивах и библиотеках?

— Нет. Еще очень не скоро государственные архивы будут целиком доступны через Интернет (если это вообще возможно). Пока в Сети можно знакомиться лишь с описями, но сами документы исследователь читает только в архиве. Без доступа к архивам профессиональная работа в области истории невозможна.

— Кафедра истории — это прежде всего люди, которые там работают. Расскажите, пожалуйста, о коллективе кафедры, его вкладе в деятельность кафедры.

— Не стоит забывать, что в Общецерковной аспирантуре — кафедры европейского типа. Их научная деятельность связана, в первую очередь, с научной деятельностью руководителя. Так начинает создаваться научная школа. Поэтому на нашей кафедре много тем выполняются по истории духовного образования, что чрезвычайно близко моим научным интересам, а также по истории церковного управления, что отражает научное направление заместителя заведующего кафедрой, секретаря ученого совета Александра Игоревича Мраморнова. Эти направления и объективно являются очень значимыми: наше духовное образование проходит важные этапы своей трансформации, приспособления к служению Церкви в современном сложном информационном обществе. Также видоизменяется, с опорой на исторический опыт Церкви, административная система церковного управления, руководства епархиями. Чтобы оптимизация и реформы проходили успешно, нужно глубокое изучение исторического опыта.

— Какие ближайшие проекты готовится реализовать кафедра?

— В рамках обозначенных научных направлений нам важно подготовить качественные диссертационные работы, от которых будут отталкиваться последующие исследователи. Создание научных школ, хотя бы небольших, — наш приоритет. Для этого мы подаем заявки и на исследовательские гранты в области гуманитарных наук. Уже два гранта, выделенных Российским гуманитарным научным фондом, успешно реализованы кафедрой. Сейчас протоиереем Максимом Кокаревым начата реализация третьего — по истории церковного управления в Самарской епархии. Я очень надеюсь, что это будет образцовая, модельная работа, призванная помочь изучению прошлого и других епархий, которое порой исследуется чрезвычайно несистемно и поверхностно.

— Спасибо за ответы на наши вопросы.

— Взаимно благодарю Вас.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги