В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», который вышел в эфир 5 сентября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы, связанные с темой просвещения и образования.
Доброе утро, дорогие телезрители!
Попытаюсь ответить на вопросы, которые пришли в этот раз в адрес нашей передачи. Считаю, они достаточно важны для понимания того, что происходит сегодня в нашем обществе.
Ваше Святейшество, несмотря на все события, связанные с Украиной и с санкциями, в нашем обществе продолжаются дискуссии об образовании. Особенно это касается предложения Церкви расширить курс Основ православной культуры в школах и преподавать его во всех классах до 10-го включительно. Я сам не знаю, как к этому относиться. С одной стороны, надо воспитывать детей в духе православной нравственности и веры. Вот только можно ли этого достичь с помощью преподавания этого предмета, если вокруг безнравственность, пропаганда разврата и безбожие? Тем более что и пример царской России, где повсеместно преподавался Закон Божий, не вдохновляет: преподавали, а получили революцию и разгром религии... И потом, многие родители жалуются, что дети, мол, и так перегружены. Разъясните, пожалуйста, еще раз позицию Церкви.
Начну с того, что революция произошла не потому, что преподавали Закон Божий, а, может быть, отчасти потому, что Церковь не занимала того места в жизни нашего народа и общества, которое должна была бы занимать — в силу преобразований, которые произошли в XVIII веке, когда было ликвидировано патриаршество и Церковь потеряла свою самостоятельность. У нее отобрали право обращаться к народу, в том числе с объяснениями происходящего в стране и с проповедью, выражаясь современным языком, социального характера. За Церковь говорила власть. А преподавание религии в школах было каплей в море по отношению ко всему тому информационному потоку, который уже в царской России влиял на сознание людей. Действительно, трагедия революции была результатом нравственного упадка элит и неспособности народа сопротивляться искушениям.
Но и второй аргумент, что, мол, увеличится нагрузка на детей и без того перегруженных, тоже не работает. Ничего не следует менять в школьных программах таким образом, чтобы увеличить нагрузку на детей, — они действительно перегружены. Только нужно научиться так сочетать компоненты программ, чтобы дети получали целостное фундаментальное образование, на основании которого они могли бы не только развивать свои навыки и способности, но и формировать взгляд на мир. И если говорить о предметах, которые способны помочь ребенку сформировать взгляд на мир, на человека, на страну, на историю, то у нас, к сожалению, таких предметов, несущих воспитательную функцию, в системе образования не существует. Вообще, школа как будто отказывается от важнейшей своей задачи — воспитывать человека. Ни один предмет сегодня не способен сформировать по-настоящему высоконравственную личность, человека, любящего свою Родину, имеющего уважение к старшим и открытость к новому.
А почему обязательно Православие? А потому что Православие — в основе нашей национальной культуры, и сквозь призму Православия очень полезно рассматривать многое, что произошло в нашей истории, в нашей культуре. Православие несет в себе нравственный код, который помог формированию нашей нации. И воспитывать человека в высоких категориях, о которых мы сейчас сказали, нужно обязательно с использованием того элемента, который связан с историческим путем народа, который был решающим в формировании особенностей нашего национального характера и нашей национальной жизни. Поэтому речь и идет об Основах православной культуры. Это должен быть интересный мировоззренческий предмет, который открывал бы горизонты, который помогал бы ребенку стать личностью, способной справляться со многими проблемами современной жизни. Ну, а сегодня, как еще раз хочу подчеркнуть, у нас нет таких предметов. Кстати, аналогичную роль должны были бы играть и литература, и история, но мы знаем, что не все благополучно у нас сегодня с преподаванием литературы и истории, идут большие баталии о том, как построить изучение этих предметов. Я не буду касаться всей этой большой и важной темы, но хотел бы поговорить о литературе и в связи с этим зачитать один вопрос, который пришел в адрес нашей передачи.
Ваше Святейшество, 2015 год объявлен Годом литературы. Хотя такие объявления не очень много дают, но все равно сам факт обращения внимания на эту проблему характерен. Ведь не секрет, что у нас растет поколение не читающих, крайне невежественных людей, несмотря на все гаджеты, твиттеры и прочее. Как к этому относится Церковь? Ведь именно от Православия на Руси пошло и просвещение, и вся словесность. Что, по-Вашему, с этим нужно делать?
Я уже сказал о том, что преподавание литературы — это очень важный компонент среднего образования. Без знания литературы многое невозможно понять. И я постараюсь сейчас сказать о значении литературы как инструмента передачи каждому последующему поколению тех нравственных, духовных и культурных ценностей, без которых не существует народ. Ведь литература называется художественной в том случае, если прочтение текста создает в нашем сознании художественный образ. Нет декораций, нет картинки, в отличие от фильма или театра. Но есть текст, есть буквы, и, читая этот текст, мы сами создаем картинку. Чем ярче написан текст, тем ярче картина в нашем сознании, тем легче нам создать образ той или иной личности, представить, как герой был одет, как двигался, в каких условиях жил. Каждый читающий литературу является соавтором. Литература — это способ соединить талант автора с читательскими способностями, это некий синергический процесс, который развивает творчество читателя. И как важно, чтобы в этот синергический процесс, который требует определенного воображения, напряжения со стороны читателя, включалась высокая идея! Мы говорим о воспитательном значении литературы именно потому, что через чтение художественной литературы высокие идеи, в том числе нравственные, оживают в нашем сознании. Ценности становятся частью нашей жизни через те образы, которые мы создаем в своем сознании.
Литература, Основы православной культуры, история направлены не на то, чтобы создать множество различных представлений о нашем историческом процессе, а на то, чтобы в каждой исторической эпохе мы умели найти хорошее, но не забывали и о плохом. И если в нашем образовании все это будет сочетаться, то, несомненно, школа будет оказывать воспитательное воздействие на человека. А Год литературы нужно использовать для того, чтобы найти новые таланты, чтобы подчеркнуть значение художественной литературы для становления личности, чтобы придать новый импульс развитию литературного творчества.
Эти вопросы были направлены нам Александром Ильиным из города Лесной Свердловской области и Любовью Ивановной Винокуровой из города Астрахани. Благодарю вас за эти вопросы.
Но есть еще один вопрос, который мы могли бы рассмотреть в рамках сегодняшней телевизионной программы. Этот вопрос задает Галина Куркина из города Арзамас Нижегородской области.
Вы часто говорите о молитве как о главном деле христианина, употребляя выражение «молитвенный подвиг». Скажите, пожалуйста, в чем же здесь подвиг, или это просто устоявшийся образ православной риторики, так сказать, фигура речи?
Совсем не фигура речи! Это действительно подвиг. Когда мы молимся, мы, во-первых, должны отойти в мыслях своих от окружающей нас действительности. Мы должны дистанцироваться от того, в чем мы живем, мы должны сфокусировать свое сознание на той мысли, которую мы хотим передать Богу. А это дистанцирование от контекста, в котором мы существуем, требует огромного внимания и внутреннего сосредоточения. Попробуйте, и вы поймете, насколько это трудно. Наши богослужения долгие, и не всегда возможно сохранять такое сосредоточение на каких-то определенных мыслях в течение продолжительного времени. Наше сознание рассредоточивается, что естественно, — нельзя от человека требовать концентрации мысли в течение двух или двух с половиной часов. Именно поэтому молитва сильная и яркая может быть продолжительной только у людей, способных поднять этот подвиг. А почему нужна концентрация? А потому что Бог слышит молитву тогда, когда мы вкладываем в нее все силы нашей души. Мы называем такую молитву искренней, сердечной. Это не просто ментальное воспоминание о каких-то своих грехах, проступках и почти машинальное «прости, Господи», это не просто воспоминание о своих проблемах и переживание с неким молитвенным дополнением ко всему в виде слов «помоги, Господи». Это передача Богу наших мыслей, наших чувств, наших страданий, нашей боли. У великих подвижников духа вырабатывается способность совершать молитву, такую, о которой я сейчас сказал, на протяжении долгого времени. Мы знаем удивительные примеры. Самый яркий — 1000-дневная молитва преподобного Серафима Саровского на камне. В течение 1000 дней доминантой его жизни была молитва, была концентрация духа. Это действительно огромный подвиг, а не фигура речи. Для того чтобы понять, что это так, попытайтесь сконцентрировать свои мысли на том, о чем хотите попросить Бога, и вы поймете, что это требует огромных усилий. Но это подвиг во спасение души, подвиг, через который мы устанавливаем живую связь с нашим Творцом.
На этом я заканчиваю передачу. Пусть Божие благословение пребывает с вами, и до новых встреч.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси