Интервью митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, для официального сайта Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года.
— Ваше Высокопреосвященство, за годы, прошедшие со времени последнего Архиерейского Собора, в Русской Православной Церкви причислены к лику святых десятки подвижников веры. Верующие люди узнают о результатах работы возглавляемой Вами комиссии, в основном, из решений Священного Синода. Скажите, пожалуйста, какая работа стоит за этими решениями?
— За решениями Святейшего Патриарха и Священного Синода стоит многогранная работа всей полноты Церкви — епископов, священнослужителей, монашествующих и мирян.
— Жизнеописания (жития) вновь прославленных святых становятся (и еще долгое время будут служить) предметом изучения для церковных историков. Скажите, пожалуйста, не планируется ли организовать издание этих житий? Ведь подобное издание может быть востребовано и среди нецерковных людей и представлять не только чисто научную, но и воспитательную ценность?
— Многие епархиальные издания и церковные издательства издают жития новомучеников и исповедников Российских. Особо хочется отметить в этом отношении труды Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, многотомные издания регионального общественного Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», работой которого руководит член Комиссии игумен Дамаскин (Орловский).
К примеру, в Московской епархии под моей редакцией было издано 9 томов «Житий новомучеников и исповедников Московской епархии», все эти книги были бесплатно розданы храмам и монастырям епархии. Поэтому недостатка в литературе о новопрославленных святых на данном этапе нет.
— Насколько тесно сотрудничают сотрудники Комиссии со светскими специалистами? Существуют ли сложности в сфере взаимодействия с государственными или научными организациями, архивами?
— Работа Синодальной Комиссии по канонизации святых не мыслится без изучения документов, хранящихся во многих государственных и ведомственных архивах. Сотрудники архивных служб всегда оказывают Комиссии квалифицированную помощь.
Вместе с тем, в законодательной базе за последние годы произошел ряд перемен, существенно ограничивающий доступ ко многим документам эпохи гонений на веру. Эти обстоятельства могут затруднить в ближайшее время работу как Синодальной, так и Епархиальных комиссий по канонизации святых.
— Как изменится характер работы Комиссии в свете произошедшего в прошлом году восстановления канонического единства внутри Поместной Русской Православной Церкви? Какие планируются шаги по выработке единого для всей церковной полноты списка прославленных святых?
— Восстановление канонического единства внутри Поместной Русской Православной Церкви не изменило характера работы Комиссии. Все критерии, относящиеся к представляемым на канонизацию лицам, остались без изменения.
В отношении вопроса выработки единого для всей церковной полноты списка прославленных святых замечу, что данная проблема будет мною поставлена на обсуждение предстоящего Архиерейского Собора.
— В следующем году исполняется 20 лет со дня организации Синодальной Комиссии по канонизации святых. Каков, по Вашему мнению, основной результат прошедшего двадцатилетия?
— Основной результат — канонизация целого сонма наших святых соотечественников, живших в различное время и разными видами христианского подвига благочестия подвизавшимися, но в совокупности своей украсившими и прославившими нашу Святую Церковь. За это двадцатилетие канонизировано в нашей Церкви святых больше, чем за всю ее тысячелетнюю историю.
— Ваше Высокопреосвященство, Вы являетесь одним из старейших иерархов Русской Православной Церкви, участником многих церковных соборов. Не могли бы Вы поделиться своими мыслями о том, чем запомнились Вам предыдущие Архиерейские и Поместные Соборы? Какие наиболее яркие воспоминания сохранились с тех времен?
— Большой обзор не буду делать. Поскольку я являюсь Председателем Синодальной Комиссии по канонизации святых и с работой в этой Комиссии связаны многие годы моего церковного служения, то на память приходят два Собора нашей Церкви, которые с особой силой запечатлелись в моей памяти: Поместный Юбилейный Собор 1988 года, состоявшийся в год празднования 1000-летия Крещения Руси.
К этому Собору была подготовлена канонизация 9 выдающихся подвижников веры, среди которых известные всем святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, блаженная Ксения Петербургская.
Но апогеем является прославление сонма новомучеников и исповедников Российских ХХ века на Архиерейском Соборе 2000 года. Для меня, выросшего в годы гонений на Церковь Христову, было знаком милости Божией, что мне довелось участвовать в этом святом деле.
Прославление новомучеников Российских с одной стороны закрыло последнюю страницу ушедшего ХХ века и одновременно открыло новый период церковной жизни в России, возрождение которой происходит молитвенным предстательством наших святых соотечественников, отдавших свою жизнь за Христа и Его Святую Церковь.
***