Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 7 ноября 2015 года.
Вновь Россия отпраздновала День народного единства и день Казанской иконы Божией Матери — вместе с русскими людьми, живущими в разных странах, на разных континентах. Мы знаем, что эти праздники установлены в честь великой победы нашего народа не только над внешним вмешательством в его жизнь, не только над предателями, которые засели тогда в самом центре нашей Родины, но и над внутренним разделением, над смутой — то есть над проблемами, которые, к сожалению, часто мешали России расти и развиваться, укрепляться и следовать своей исторической миссии, неразрывно связанной с православным христианством.
И самая главная из этих проблем — внутреннее разделение, ситуация, в которой люди не объединяются ради общего дела, а предаются мелочным распрям, основанным на гордыне, на стремлении к власти, на материальных соображениях, на всей той борьбе, источником которой является грех и которая порождается врагом рода человеческого.
В этот день Святейшим Патриархом и Президентом России была открыта выставка «Православная Русь» — выставка потрясающая не только по силе своей технической оснащенности, но и по эффекту воздействия на человеческую душу и разум. Эта сила связана с искренностью тех, кто организовывал эту выставку, желая честно, открыто, умно и ответственно подойти к самому сложному и неоднозначному периоду нашей истории — с 1914 по 1945 годы.
На выставку сегодня приходят многие люди, в том числе дети, школьники. Всех приглашаю посетить ее. Это можно сделать свободно до 22 ноября, вплоть до позднего вечера — до 22-00. Может быть, придется постоять в очереди, но оно того стоит. На выставке показано, как непроста была в первой половине ХХ века история России и как — несмотря на все трагедии, на отступление многих людей от Бога — побеждал все-таки христианский дух нашего народа, побеждали его христианская совесть и стремление к Божией правде.
Казалось бы: страшная Первая мировая война, и потом два переворота, а потом Гражданская война, а потом торжество воинствующего безбожия… Все это должно было похоронить любые мечты о христианском характере нашего народа, о его христианском историческом пути, о продолжении этого пути. Силы в пагубный процесс были вложены огромные. Самые мощные и изощренные умы работали над решительным переломом исторического пути России. И вроде бы десятки миллионов людей бросились в ослеплении служить достаточно спорной идеологии мировой революции. Но не получилось увлечь этой идеологией до конца наш народ.
Те великие свершения, которые имели место в советский период — такие, как индустриализация, прорыв нашей страны на центральную роль в мировых общественных и политических процессах, победа в Великой Отечественной войне — были бы невозможны, если бы не христианский дух нашего народа, если бы не сохранившаяся в миллионах людей, в большинстве раннесоветского общества, христианская вера, подобно тому, как это произошло и в других традиционных религиях нашего Отечества.
Эти победы были бы невозможны, если бы не дух жертвенности и соборности, если бы не твердое предпочтение духовного над материальным — если бы не все то, что создавало христианство в характере нашего народа.
Много будет, наверное, споров вокруг этой выставки. И подобные споры уже начались. Они вызваны теми, кто хотел бы однозначной интерпретации истории советского периода, кто хотел бы затвердить эту интерпретацию волей своего интеллекта и общественного влияния. Некоторые требуют сегодня говорить о советском периоде «либо хорошо, либо ничего» — дескать, это период молодости наших отцов и дедов, когда имели место великие свершения. Конечно, никто не отменяет этих свершений, но нельзя забывать о пролитии невинной крови, о жестоком и пагубном эксперименте по построению безбожного общества. Нельзя забывать о гонениях на веру, о множественных мучениках Церкви Русской, о царственных страстотерпцах, которых мы сегодня почитаем и память которых собирает в Екатеринбурге десятки тысяч людей. Мы не должны закрывать глаза на эту сторону исторической правды.
Но нельзя соглашаться и с теми, кто сегодня пытается выставить советский период как черную дыру, призывает проклясть это время, отказаться от него. Что же мы, забудем о людях, которые именно в этот период — иногда будучи безбожниками, по крайней мере внешне, а иногда исповедуя веру Христову внутри себя — созидали великую страну? Именно в это время стране удалось, преодолев все потери в Гражданской и мировых войнах, укрепить свое влияние, сделать так, чтобы это влияние ощущалось в половине Европы и во многих других регионах мира.
Да, это влияние иногда было связано с утверждением идеологии, которая в основе своей была неверной. Однако то влияние сегодня с благодарностью вспоминается людьми, которые изведали всеподавляющую суть цивилизации капитализма, пытающейся сегодня поставить под жесткий контроль все экономические и политические процессы, а самое главное — завладеть душой человека во всех ее общественно значимых проявлениях. Эта система стремится не допустить того, чтобы со многими центрами финансовой, информационной, политической власти можно было бы даже спорить.
Мы создали самостоятельную, свободную, сильную страну именно в советский период, продолжив традиции великой Российской Империи, даже несмотря на то, что эта империя была ниспровергнута, а ее основа — православное христианство — была отвергнута. Помнить о свершениях этого периода обязательно нужно.
Россия имеет особую роль во всем мире. Она выступает на стороне справедливости, на стороне угнетенных. Не случайно в День народного единства во всех храмах Русской Православной Церкви была совершена молитва о мире на Ближнем Востоке — в земле, где зародилось христианство, в земле, ставшей родной для иных великих авраамических религий — ислама и иудаизма. Мы не просто молимся о Ближнем Востоке, но и физически помогаем установить там мир, справедливый и прочный. Господь помогает нашей стране, как и другим благонамеренным народам, в этом делании, в этом священном служении.
В День народного единства состоялось массовое шествие по центру Москвы, собравшее 80 000 человек. Шествие это было организованно Общественной палатой, и оно — наверное, впервые за время празднования 4 ноября — объединило большое количество людей разных национальностей и вероисповеданий. Такие шествия состоялись во многих городах России. Дай Бог, чтобы и дальше эта традиция продолжалась, развивалась, чтобы люди чувствовали свою общность, в том числе через гражданское действие, осуществляемое на улицах городов.
Президент России в этот праздник, выступая в Кремле, произнес очень важные слова: «В такие дни как сегодня мы особенно остро осознаем не только значимость нашего исторического пути, но и нашу духовную и культурную самобытность. Так, в ыдающийся русский мыслитель Николай Александрович Бердяев считал, что "Россия есть Великий Восток-Запад, она есть целый огромный мир". По большому счету, он говорил о миссии России быть сильной, самостоятельной, страной, которая отстаивает правду и справедливость, стремится привнести гармонию и дух партнерства в отношения между государствами, между людьми разных традиций и разных культур. Понимание этой исторической роли — в основе самосознания народа России и во многом определяет идеалы, взгляды, убеждения граждан страны, определяет наше настоящее и еще в большей степени наше будущее».
День народного единства — это не просто воспоминание, не просто дань прошлому, хотя мы воздаем должное в этот день Минину и Пожарскому, святителю Гермогену, то есть людям, которые вдохновили народ на духовное освобождение, на борьбу с неприятелем и преодоление Смуты. Этот праздник задает какой-то очень важный вектор для нашего будущего. Он демонстрирует нашу духовную силу. Он свидетельствует о том, что народ в самых тяжелых условиях может собраться, раскрыть свои внутренние силы и победить не только внешнего врага, но и любые искушения, связанные с внутренним разделением.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря проповедь в день Казанской иконы Божией Матери в Успенском Патриаршем соборе Кремля, сказал очень глубоко о том, что такое Смута и как избежать ее в будущем: «Смута — это заблуждение. Это удивительное слово, корень которого — "блуд". <…> Блуд — это тотальное заблуждение, это потеря жизненных координат. <…> Церковь сегодня на передовой линии фронта в борьбе за народную нравственность. И как же достается за это Церкви! Как много обвинений в ригоризме, в отсталости, в заблуждениях, в том, что Церковь тащит нас в средневековье! Однако ни в какое прошлое Церковь никого не тащит, но предлагает людям осознать великую Божественную истину: человек не сбивается с жизненного пути, если основывает свою жизнь на Божиих заповедях, на нравственном законе».
Сегодня происходит момент выбора: выбора жизни вот по этому вечному Божьему нравственному закону или жизни по закону плоти, по закону эгоизма и тех страстей, которые всегда разрушают единство и приводят к разделению. Этот выбор совершают и все наше общество вместе с государством, и каждый человек в частности.
В момент общенародной скорби 31 октября и 1 ноября многие сделали свой маленький выбор. Кто-то сделал его в пользу безумного веселья, а кто-то даже в социальных сетях призывал молиться о тех, кто предстал пред Богом.
Святейший Патриарх упомянул об этом в своей проповеди: «Я не мог без слез на глазах смотреть кадры, запечатлевшие сочувствие многих и многих людей тем, кто пострадал в страшной катастрофе в небе Синая. Как люди, совершенно незнакомые друг другу, в том числе молодые, приходили, плакали, ставили свечи, возлагали цветы. Это говорит о том, что живо нравственное чувство нашего народа, и дай Бог, чтобы никаким псевдоискусством, псевдополитикой и псевдосвободой не была разрушена эта основа национального бытия».
А уверенность в том, что богоданная нравственность, верность чувству правды и справедливости, заповедям Христовым в народе победит в том, что, стоя в момент открытия выставки перед чудотворной Державной иконой Божией Матери, которая сейчас там находится, Патриарх передал еще одной репликой: «Ушел царь, но Сама Богородица возглавила страну. И Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества. Мы верим, что Покров Божией Матери над нами, а потому говорим всем, и внешним и внутренним противникам — оставьте нас в покое! Над нами Покров Божией Матери».
Вот настоящее основание народного единства и уверенности, что, будучи верными вечным, Богом данным ценностям, мы всегда это единство сохраним, зная, что Господь с нами. Всегда будем просить Господа о том, чтобы он пребывал над Россией, над всеми народами исторической Руси и Сам их вел по непростой дороге истории.
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru