26 января 2016 года в Совете Федерации в рамках IV Рождественских Парламентских встреч доклад председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия зачитал заместитель председателя Отдела игумен Митрофан (Шкурин).
Ваши Высокопреосвященства! Уважаемая Зинаида Федоровна! Дорогие братья и сестры! Уважаемые коллеги!
Сердечно вас всех приветствую. Замечательно, что проведение Парламентских встреч в рамках Международного Рождественского образовательного форума стало уже доброй традицией. Пользуясь случаем, хотел бы выразить искреннюю признательность организаторам и участникам обсуждений за готовность к конструктивному диалогу и внимание к позиции Церкви по многим важнейшим и актуальным вопросам современной жизни общества.
Сегодня в контексте общей тематики Парламентских встреч в ходе нашего круглого стола планируется представить успешный региональный опыт преподавания предметов духовно-нравственного содержания, обсудить перспективы развития религиозного образования в школе. При участии сенаторов, епархиальных архиереев, руководителей органов управления образованием, представителей научной общественности нам предстоит рассмотреть ключевые вопросы взаимодействия органов государственной власти, религиозных, общественных организаций в вопросах духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, выработать и согласовать рекомендации в этой области.
Не сводимый к единому знаменателю широкий спектр культурного, конфессионального многообразия заставляет людей разных религий, взглядов и мировоззренческих ориентаций действовать с большой осмотрительностью при обсуждении религиозной проблематики. То, что представляется простым и понятным на уровне внутрицерковном, приобретает совершенно другую степень сложности на уровне государственно-конфессионального согласования. Попытка упростить ситуацию и придерживаться «традиционного» секулярного сценария в вопросах образования не добавит ничего к тому, что уже было сказано по проблеме образования и воспитания. Полагаю, что исходным посылом обсуждения проблем духовно-нравственного воспитания является культурное и духовное многообразие России. Из этого мы исходим в формировании церковно-государственных отношений.
31 декабря 2015 года Президентом была утверждена обновленная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. В документе особо подчеркивается, что сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей является одной из приоритетных стратегических задач в сфере обеспечения национальной безопасности нашей страны.
Наши общие усилия направлены на обеспечение духовной безопасности нашего Отечества, на воспитание сограждан на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Достижению этой цели и призвана способствовать наша нынешняя дискуссия, в рамках которой, надеюсь, нам удастся прийти к взаимопониманию.
Закрепляя участие традиционных религиозных организаций в образовании, современное российское законодательство де-факто признает важность формирования общественного согласия на основе базисных духовно-нравственных ценностей. И здесь крайне необходимо создать адекватные образовательные условия для приобщения детей к традиционной духовной культуре нашего народа. Серьезность намерений в данном случае определятся практической обстоятельностью в решении воспитательных задач. Простите меня, но те самые 30 часов на изучение ребенком близкой его семье религиозной культуры по выбору за все 11 лет обучения в школе свидетельствуют об обратном.
Когда мы выступаем за расширение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору по годам и ступеням школьного образования, речь идет не просто об увеличении учебной нагрузки по одному из предметов. По сути, мы обсуждаем наше будущее и от слов о приоритетности воспитания переходим к практическим шагам.
В соработничестве с Министерством образования за последние годы сделано многое. Самое главное: есть понимание необходимости приобщения детей и молодежи к базовым культурным и религиозным ценностям. Духовно-нравственный компонент стал неотъемлемой частью школьного образования. А теология, наконец, вошла в круг признанных государством научных специальностей. Улучшается и качество подготовки учителей и учебно-методического обеспечения по религиозным культурам. Но вместе с тем не обходится и без трудностей. И здесь необходима позитивная динамика, крайне важно сохранить инициативу и действовать на опережение, предупреждая возникновение тех или иных проблем и исходя из понимания национальных приоритетов России как суверенного, независимого государства, отстаивающего на международной арене традиционные нравственные ценности.
Одним из ключевых инструментов в работе над повышением качества образования и воспитания должно стать применение инноваций. Инновационность — это новый взгляд на традицию. Точка зрения, которая позволяет увидеть в привычных и кажущихся некоторым старомодными принципах нечто новое, важное, актуальное вне зависимости от времени и пространства. Милосердие, бескорыстие, благородство и жертвенная любовь — вот те непреходящие нравственные ценности, на которых должно воспитываться молодое поколение, которые должны лежать в основе нашего образовательного процесса.
Чтобы эти традиционные духовно-нравственные ценности находили отклик в сердцах юношества, необходимо, чтобы они также жили в сердцах их учителей, воспитателей, преподавателей и наставников. «Слова назидают — примеры влекут», гласит известная народная пословица. Привлечение представителей Церкви к подготовке учителей, разработке и экспертизе учебников по православной культуре — это не просто дань добрым государственно-конфессиональным отношениям. Это та самая живая связь с традицией, с теми корнями, которые продолжают питать устойчивость России.
Многообразие региональных практик является свидетельством творческого отношения к общему культурному наследию народа России. Сегодня можно сказать, что то, как развивается практика духовно-нравственного образования в регионах России, во многом предопределяет развитие законодательства в этой области. Начало эксперимента по апробации предметной области по «Основам религиозных культур и светской этики» — закономерное следствие активного распространения преподавания религиозных культур в рамках регионального компонента образования в середине 1990-х годов. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — пока что недостаточный ответ на общественный запрос на изучение религиозной культуры в школе. В рамках этой области так, как она введена сейчас, не гарантируется возможность изучения православной культуры по выбору на основной ступени общего образования. Это пока недостаточный ответ на запрос православного сообщества и школы, педагогов относительно расширения практики религиозного образования по ступеням общего образования. Всем нам, не только Церкви, нужна полноценная система духовно-нравственного образования в школе, гарантия возможности изучения православной культуры в любой школе по всем годам обучения, в необходимом объеме и с нужным качеством образования.
Сегодня опыт регионов шире и многообразней регламентаций из центра. Я бы сказал, что педагогами, понимающими значимость духовно-нравственного образования и для развития личности школьников, и для национальной безопасности и развития нашего государства, используется любая возможность для духовно-нравственного образования детей. Идет это от педагогов, энтузиастов, на уровне интуиции чувствующих необходимость приобщения детей к традиционным нравственным ценностям. Роль учителя в становлении личности школьника переоценить невозможно. Но нужна не просто санкция органов власти, а систематическая поддержка развития этого образования, помощь энтузиастам, которые увлечены своей работой как служением, для кого она — призвание.
В связи с этим не могу не сказать о важности развития конфессионального образования. Православные школы — это по-настоящему центры духовно-нравственного воспитания и не только для детей из церковных семей. Но трудности, с которыми приходится сталкиваться таким образовательным организациям, зачастую отнюдь не содержательного и организационного порядка. К сожалению, материальные затруднения останавливают, нивелируют очень важные и интересные инициативы талантливых педагогов и наставников. Справедливости ради нужно сказать, что эти драгоценные проявления человеческого духа, его победы над серостью и меркантилизмом нуждаются в существенной поддержке и внимании со стороны государства и общества не меньше, чем многодетные семьи или социально незащищенные слои населения.
Нравственная, патриотическая, добрая, способная к состраданию и солидарности молодежь — это, пожалуй, лучшее, чего может желать любое общество.
Подводя итог своему выступлению, хотел бы отметить, что возможность полноценного приобщения учащихся в детских садах, школах, вузах к традиционным религиозным культурам, духовно-нравственным ценностям, безусловно, является прямым следствием согласованности наших позиций, взаимных усилий, направленных на созидание российского образования на принципах его исторической и культурной преемственности, с учетом нашего богатейшего культурного и духовного наследия.
Сердечно благодарю за внимание.
«Православное образование»/Патриархия.ru