25 января 2016 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председатель Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на открытии форума в Государственном Кремлевском дворце.
Ваше Высокопреосвященство, уважаемый Президиум, участники Чтений!
Сердечно приветствую всех с началом работы Форума, особенно студенческую молодежь с Татьяниным днем, Днем российского студенчества!
С сыновней благодарностью воспринимаю слова Святейшего Патриарха, которые он адресовал сотрудникам Синодального отдела религиозного образования и катехизации по случаю 25-летия его образования. И пользуясь возможностью, с этой высокой трибуны я хотел бы поблагодарить всех тех, кто трудился в отделе эту четверть века, и, конечно, тех, кто оказывал поддержку отделу по всему каноническому пространству Русской Православной Церкви: собратьев архипастырей, профессорско-преподавательские корпорации вузов, Министерство образования и науки Российской Федерации, педагогическое сообщество, попечителей, учителей — если позволите, то скажу так — благодарю за труды многомиллионный творческий педагогический коллектив, принявший дело духовно-нравственного воспитания и образования детей как самое главное своей жизни! Спасибо вам за этот труд! Низкий поклон!
За эти четверть века сделано немало: была создана система православного образования, налажено рабочее взаимодействие с органами управления образованием, законодательной и исполнительной властью, разработаны нормативные и методические документы, направленные на развитие православного образования, организована деятельность православных образовательных организаций, воскресных школ и так далее.
Предложения Русской Православной Церкви нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах. Вопросы духовно-нравственного воспитания стали неотъемлемой частью государственной политики в области образования и обеспечения национальной безопасности государства. Знакомство с историей, духовной культурой, религиозными основаниями традиций своего народа сегодня является важной частью общего культурного развития личности.
Примером успешного церковно-государственного сотрудничества в сфере образования является Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью в возрасте до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», который в этом году отмечает свое десятилетие.
Важнейшей площадкой для открытого общения всех заинтересованных лиц стали Рождественские чтения, включающие и региональный этап. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации уже более двух десятилетий координирует работу по подготовке и проведению этого форума. В следующем году Чтения в Москве будут проходить в 25-й раз. Реальными плодами Чтений являются, прежде всего, обмен опытом, придающий мощный импульс духовному просвещению, вдохновляя участников в совершении их педагогического служения, научной и исследовательской, социальной и иной деятельности. Этот импульс передается, многократно умножаясь, в регионы. Замечательно, что во многом благодаря усилиям участников Международного и регионального этапов Чтений наши современники не только больше узнают о христианской вере и традиции, но и начинают осознавать силу и духовный потенциал Православия, воспринимая его как не только органичную и важную часть прошлого, но настоящего и будущего наших народов.
Как богочеловеческий организм, Церковь наднациональна и внегосударственна, но как социальный институт она выражает устремления и чаяния своих чад, граждан страны. А в стране, где большинство граждан являются православными, Церковь не только может, а непременно должна взаимодействовать с государственной властью по всем социальным и общественно значимым вопросам, включая, прежде всего, вопросы образования. И мы благодарны Богу за то, что люди, стоящие сегодня у кормила государственной власти во многом разделяют взгляды церковного сообщества в отношении духовно-нравственного воспитания и образования детей и юношества.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в Посланиях Федеральному Собранию, в выступлении на Госсовете в конце прошлого года и в других своих выступлениях не раз обращал внимание на то, что нация должна быть консолидирована вокруг общих ценностей и общих целей, что «задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики», что наши дети должны вырасти «порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой», что «важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России». На заседании Госсовета прозвучала, и вселяющая уверенность в позитивных переменах мысль, что регионы должны «обеспечить единые социальные гарантии детям вне зависимости от форм собственности школы, в которой ребёнок учится, будь то федеральная, региональная, муниципальная или частная». Напомню, что среди частных школ — более 200 православных образовательных организаций, прошедших конфессиональную аттестацию.
Не менее важно и то, что на всех уровнях уделяется внимание профессии учителя, которая за долгое время вновь обретает не только почетный статус, но и достойную материальную мотивацию. Все это, надеемся, поможет прийти в школы опытным и талантливым педагогам. На заседании Госсовета Президент обратился к Правительству с просьбой «разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей», к чему, надеемся, будут отнесены и вопросы подготовки и переподготовки педагогов по Основам православной культуры и Основам духовно-нравственной культуры народов России.
Не могу не остановиться на вопросе преподавания Основ православной культуры. Замечательно, что увеличивается процент выбора ОПК в рамках курса ОРКСЭ в 4 классе. Но, может сложиться ощущение, что развитие изучения религиозной культуры в школе у нас как будто «замерло» после эксперимента в 2009-2011 годах в 4-м классе, не имея возможности выстроить нормальную полноценную систему духовно-нравственного образования. Однако это ошибочное ощущение. Есть серьезные наработки по расширению курса на другие годы обучения. Растет число подготовленных учителей, ведется мониторинг ситуации, оказывается помощь епархиям. И здесь я должен сказать слова благодарности Министерству образования и науки за конструктивный диалог с Церковью.
В настоящее время, на основной ступени общего образования существует предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), которая справедливо рассматривается и Министерством образования и науки, и церковной педагогической общественностью как логическое продолжение курса ОРКСЭ. Таким образом, уже сегодня есть возможность расширять изучение традиционных религиозных культур по выбору на основной ступени общего образования. Ключевое значение в этом процессе наряду с поддержкой федерального Министерства имеет активность региональных органов управления образованием, директоров и завучей, каждого педагога.
Пока же в существующих условиях работникам епархиальных отделов во взаимодействии с органами управления образованием, опираясь на поддержку родителей и педагогов, следует предпринять усилия для введения преподавания православной культуры в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-9 классах — или расширения, развития преподавания таких курсов там, где они уже преподаются.
Это будет реальной, существенной предпосылкой для принятия Министерством образования решения о начале полноценного преподавания традиционных религиозных культур на всех ступенях школы.
Отмечу, что такое решение будет полностью соответствовать принятой в 2015 году Правительством России Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.
Хотел бы поделиться с вами некоторыми своими мыслями. Не так давно было расширено изучение иностранных языков на 2-4 классы в обязательной части школьной программы. В 2015 году появился (на выбор школы) вариант школьного учебного плана с изучением двух иностранных языков. Не может не вызвать удовлетворение если человек умеет общаться на разных языках. Язык — средство общения, передачи опыта. И вот здесь особенно важно, чтобы посредством языка не только воспринимался чужой опыт, но наш — русский человек мог бы передавать и свой, вкладывая в него внутреннее содержание своей души, своей традиции, истории, веры. А если этого содержания нет? Если человек духовно пуст?! В этом случае знание языков лишь расширит возможности влияния на этого человека извне.
В нашем Отечестве было немало великих людей, говоривших на многих языках — и на этих языках они знакомили мир с нашей великой культурой и духовной традицией, знания о которой они получали с детства. Почему бы не дать на выбор школы еще один альтернативный учебный план — с преподаванием основ религиозных культур?
Изучение родной духовной культуры детьми в школе — это норма общего образования в подавляющем большинстве государств, а в отечественной педагогике — безусловная норма, если позволите константа общего образования.
Безусловно, есть вопросы, над которыми стоит еще много сообща работать: это еще не столь большое количество православных образовательных организаций — школ, гимназий, центров непрерывного образования, дошкольных образовательных организаций, православных школ и детских садов. Да, существуют объективные трудности, но работать над их преодолением — это насущная потребность православного народа.
Слава Богу, с каждым годом увеличивается число воскресных школ для детей, продолжается их аттестация. В период продолжающейся аттестации воскресных школ прошу собратьев епархиальных архиереев уделить большее внимание их деятельности. Сегодня только на территории Российской Федерации 11 тысяч воскресных школ разных типов.
На встрече с руководителями и координаторами конкурса «Православная инициатива» от Санкт-Петербургской митрополии Его Святейшество обратил особое внимание на работу с подростками: «Воскресная школа предполагает научение детей, но опыт показывает, что дети отзываются на такую классно-кружковскую манеру преподавания религиозных истин до какого-то определенного возраста». Воскресная школа, безусловно, должна давать знания о Боге, мире и человеке. Но она также призвана помочь детям и особенно подросткам и молодежи осознать себя частью Церкви, найти в ней свое место и служение, обрести личный духовный опыт, в том числе и посредством практической деятельности, через участие в делах милосердия, работе молодежных объединений, патриотических, краеведческих, творческих и иных мероприятиях.
Одной из наиболее эффективных форм образовательной работы с молодежью является проведение различных образовательных форумов, тематических летних лагерей и слетов. Важно, чтобы в таких мероприятиях принимала участие молодежь из разных регионов. Более активное участие в организации подобных встреч могли бы принимать православные молодежные объединения и общественные организации.
Еще одним важным фактором духовно-нравственного просвещения в регионах должны стать епархиальные культурно-просветительские центры. Они могут быть значимыми площадками для организации методической работы, повышения квалификации педагогов и специалистов-катехизаторов, проведения мероприятий духовно-нравственного содержания для детей и молодежи, организации волонтерского служения. Важно, чтобы подобные центры были проводниками книжной культуры в обществе. Библиотека и магазин православной книги должны занимать в них достойное место.
Как представитель казачьего Дона должен подчеркнуть необходимость и важность развития системы непрерывного казачьего образования, которое должно быть направлено на воспитание подрастающего поколения казаков на основании подлинных христианских духовно-нравственных ценностей, в любви к Богу, Отечеству и ближним.
Для того, чтобы наши совместные мысли нашли возможность реализации нам нужна крепкая сильная вера в Бога, верность Отечеству, но не менее того необходимы качественные знания и высокий профессионализм. Они нужны и каждой православной образовательной организации, и епархиальным Отделам образования и катехизации. Потому, начиная с этого года, мы, как и другие синодальные учреждения, приступаем к проведению профильных курсов повышения квалификации для руководителей и работников епархиальных отделов.
В 2015 году Правительством России утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей государства в сфере воспитания в этом документе совершенно справедливо заявлено воспитание личности, «разделяющей российские традиционные духовные ценности». Глубоко убежден в том, что в этом важнейшем общенародном деле Русская Православная Церковь примет самое активное и деятельное участие. Православное образование и просвещение — это и есть воспитание личности на базе традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа.
Сердечно благодарю вас за внимание.
«Православное образование»/Патриархия.ru