Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIV Международных Рождественских образовательных чтений

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIV Международных Рождественских образовательных чтений
Версия для печати
25 января 2016 г. 22:32

25 января 2016 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председатель Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на открытии форума в Государственном Кремлевском дворце.

Ваше Высокопреосвященство, уважаемый Президиум, участники Чтений!

Сердечно приветствую всех с началом работы Форума, особенно студенческую молодежь с Татьяниным днем, Днем российского студенчества!

С сыновней благодарностью воспринимаю слова Святейшего Патриарха, которые он адресовал сотрудникам Синодального отдела религиозного образования и катехизации по случаю 25-летия его образования. И пользуясь возможностью, с этой высокой трибуны я хотел бы поблагодарить всех тех, кто трудился в отделе эту четверть века, и, конечно, тех, кто оказывал поддержку отделу по всему каноническому пространству Русской Православной Церкви: собратьев архипастырей, профессорско-преподавательские корпорации вузов, Министерство образования и науки Российской Федерации, педагогическое сообщество, попечителей, учителей — если позволите, то скажу так — благодарю за труды многомиллионный творческий педагогический коллектив, принявший дело духовно-нравственного воспитания и образования детей как самое главное своей жизни! Спасибо вам за этот труд! Низкий поклон!

За эти четверть века сделано немало: была создана система православного образования, налажено рабочее взаимодействие с органами управления образованием, законодательной и исполнительной властью, разработаны нормативные и методические документы, направленные на развитие православного образования, организована деятельность православных образовательных организаций, воскресных школ и так далее.

Предложения Русской Православной Церкви нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах. Вопросы духовно-нравственного воспитания стали неотъемлемой частью государственной политики в области образования и обеспечения национальной безопасности государства. Знакомство с историей, духовной культурой, религиозными основаниями традиций своего народа сегодня является важной частью общего культурного развития личности.

Примером успешного церковно-государственного сотрудничества в сфере образования является Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью в возрасте до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», который в этом году отмечает свое десятилетие.

Важнейшей площадкой для открытого общения всех заинтересованных лиц стали Рождественские чтения, включающие и региональный этап. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации уже более двух десятилетий координирует работу по подготовке и проведению этого форума. В следующем году Чтения в Москве будут проходить в 25-й раз. Реальными плодами Чтений являются, прежде всего, обмен опытом, придающий мощный импульс духовному просвещению, вдохновляя участников в совершении их педагогического служения, научной и исследовательской, социальной и иной деятельности. Этот импульс передается, многократно умножаясь, в регионы. Замечательно, что во многом благодаря усилиям участников Международного и регионального этапов Чтений наши современники не только больше узнают о христианской вере и традиции, но и начинают осознавать силу и духовный потенциал Православия, воспринимая его как не только органичную и важную часть прошлого, но настоящего и будущего наших народов.

Как богочеловеческий организм, Церковь наднациональна и внегосударственна, но как социальный институт она выражает устремления и чаяния своих чад, граждан страны. А в стране, где большинство граждан являются православными, Церковь не только может, а непременно должна взаимодействовать с государственной властью по всем социальным и общественно значимым вопросам, включая, прежде всего, вопросы образования. И мы благодарны Богу за то, что люди, стоящие сегодня у кормила государственной власти во многом разделяют взгляды церковного сообщества в отношении духовно-нравственного воспитания и образования детей и юношества.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в Посланиях Федеральному Собранию, в выступлении на Госсовете в конце прошлого года и в других своих выступлениях не раз обращал внимание на то, что нация должна быть консолидирована вокруг общих ценностей и общих целей, что «задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики», что наши дети должны вырасти «порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой», что «важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России». На заседании Госсовета прозвучала, и вселяющая уверенность в позитивных переменах мысль, что регионы должны «обеспечить единые социальные гарантии детям вне зависимости от форм собственности школы, в которой ребёнок учится, будь то федеральная, региональная, муниципальная или частная». Напомню, что среди частных школ — более 200 православных образовательных организаций, прошедших конфессиональную аттестацию.

Не менее важно и то, что на всех уровнях уделяется внимание профессии учителя, которая за долгое время вновь обретает не только почетный статус, но и достойную материальную мотивацию. Все это, надеемся, поможет прийти в школы опытным и талантливым педагогам. На заседании Госсовета Президент обратился к Правительству с просьбой «разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей», к чему, надеемся, будут отнесены и вопросы подготовки и переподготовки педагогов по Основам православной культуры и Основам духовно-нравственной культуры народов России.

Не могу не остановиться на вопросе преподавания Основ православной культуры. Замечательно, что увеличивается процент выбора ОПК в рамках курса ОРКСЭ в 4 классе. Но, может сложиться ощущение, что развитие изучения религиозной культуры в школе у нас как будто «замерло» после эксперимента в 2009-2011 годах в 4-м классе, не имея возможности выстроить нормальную полноценную систему духовно-нравственного образования. Однако это ошибочное ощущение. Есть серьезные наработки по расширению курса на другие годы обучения. Растет число подготовленных учителей, ведется мониторинг ситуации, оказывается помощь епархиям. И здесь я должен сказать слова благодарности Министерству образования и науки за конструктивный диалог с Церковью.

В настоящее время, на основной ступени общего образования существует предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), которая справедливо рассматривается и Министерством образования и науки, и церковной педагогической общественностью как логическое продолжение курса ОРКСЭ. Таким образом, уже сегодня есть возможность расширять изучение традиционных религиозных культур по выбору на основной ступени общего образования. Ключевое значение в этом процессе наряду с поддержкой федерального Министерства имеет активность региональных органов управления образованием, директоров и завучей, каждого педагога.

Пока же в существующих условиях работникам епархиальных отделов во взаимодействии с органами управления образованием, опираясь на поддержку родителей и педагогов, следует предпринять усилия для введения преподавания православной культуры в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-9 классах — или расширения, развития преподавания таких курсов там, где они уже преподаются.

Это будет реальной, существенной предпосылкой для принятия Министерством образования решения о начале полноценного преподавания традиционных религиозных культур на всех ступенях школы.

Отмечу, что такое решение будет полностью соответствовать принятой в 2015 году Правительством России Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.

Хотел бы поделиться с вами некоторыми своими мыслями. Не так давно было расширено изучение иностранных языков на 2-4 классы в обязательной части школьной программы. В 2015 году появился (на выбор школы) вариант школьного учебного плана с изучением двух иностранных языков. Не может не вызвать удовлетворение если человек умеет общаться на разных языках. Язык — средство общения, передачи опыта. И вот здесь особенно важно, чтобы посредством языка не только воспринимался чужой опыт, но наш — русский человек мог бы передавать и свой, вкладывая в него внутреннее содержание своей души, своей традиции, истории, веры. А если этого содержания нет? Если человек духовно пуст?! В этом случае знание языков лишь расширит возможности влияния на этого человека извне.

В нашем Отечестве было немало великих людей, говоривших на многих языках — и на этих языках они знакомили мир с нашей великой культурой и духовной традицией, знания о которой они получали с детства. Почему бы не дать на выбор школы еще один альтернативный учебный план — с преподаванием основ религиозных культур?

Изучение родной духовной культуры детьми в школе — это норма общего образования в подавляющем большинстве государств, а в отечественной педагогике — безусловная норма, если позволите константа общего образования.

Безусловно, есть вопросы, над которыми стоит еще много сообща работать: это еще не столь большое количество православных образовательных организаций — школ, гимназий, центров непрерывного образования, дошкольных образовательных организаций, православных школ и детских садов. Да, существуют объективные трудности, но работать над их преодолением — это насущная потребность православного народа.

Слава Богу, с каждым годом увеличивается число воскресных школ для детей, продолжается их аттестация. В период продолжающейся аттестации воскресных школ прошу собратьев епархиальных архиереев уделить большее внимание их деятельности. Сегодня только на территории Российской Федерации 11 тысяч воскресных школ разных типов.

На встрече с руководителями и координаторами конкурса «Православная инициатива» от Санкт-Петербургской митрополии Его Святейшество обратил особое внимание на работу с подростками: «Воскресная школа предполагает научение детей, но опыт показывает, что дети отзываются на такую классно-кружковскую манеру преподавания религиозных истин до какого-то определенного возраста». Воскресная школа, безусловно, должна давать знания о Боге, мире и человеке. Но она также призвана помочь детям и особенно подросткам и молодежи осознать себя частью Церкви, найти в ней свое место и служение, обрести личный духовный опыт, в том числе и посредством практической деятельности, через участие в делах милосердия, работе молодежных объединений, патриотических, краеведческих, творческих и иных мероприятиях.

Одной из наиболее эффективных форм образовательной работы с молодежью является проведение различных образовательных форумов, тематических летних лагерей и слетов. Важно, чтобы в таких мероприятиях принимала участие молодежь из разных регионов. Более активное участие в организации подобных встреч могли бы принимать православные молодежные объединения и общественные организации.

Еще одним важным фактором духовно-нравственного просвещения в регионах должны стать епархиальные культурно-просветительские центры. Они могут быть значимыми площадками для организации методической работы, повышения квалификации педагогов и специалистов-катехизаторов, проведения мероприятий духовно-нравственного содержания для детей и молодежи, организации волонтерского служения. Важно, чтобы подобные центры были проводниками книжной культуры в обществе. Библиотека и магазин православной книги должны занимать в них достойное место.

Как представитель казачьего Дона должен подчеркнуть необходимость и важность развития системы непрерывного казачьего образования, которое должно быть направлено на воспитание подрастающего поколения казаков на основании подлинных христианских духовно-нравственных ценностей, в любви к Богу, Отечеству и ближним.

Для того, чтобы наши совместные мысли нашли возможность реализации нам нужна крепкая сильная вера в Бога, верность Отечеству, но не менее того необходимы качественные знания и высокий профессионализм. Они нужны и каждой православной образовательной организации, и епархиальным Отделам образования и катехизации. Потому, начиная с этого года, мы, как и другие синодальные учреждения, приступаем к проведению профильных курсов повышения квалификации для руководителей и работников епархиальных отделов.

В 2015 году Правительством России утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей государства в сфере воспитания в этом документе совершенно справедливо заявлено воспитание личности, «разделяющей российские традиционные духовные ценности». Глубоко убежден в том, что в этом важнейшем общенародном деле Русская Православная Церковь примет самое активное и деятельное участие. Православное образование и просвещение — это и есть воспитание личности на базе традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа.

Сердечно благодарю вас за внимание.

«Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Общественной палате РФ при участии Церкви прошла конференция, посвященная вопросам гармоничного воспитания личности на основе традиционных ценностей

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в международном форуме «Евразийский образовательный диалог»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в конференции, посвященной вопросам регулирования электронного обучения

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Крымскую митрополию с рабочим визитом

Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместитель председателя Госдумы провели первое заседание оргкомитета по подготовке XIII Парламентских встреч

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» [Документы]

Утверждены тема и сроки проведения XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

В Московском архитектурном институте прошла конференция «Архитектура и живопись храма»

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»