21 декабря 2016 года в Московском доме книги была представлена новая книга председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона «Нагорная проповедь».
Она является второй в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение». Следующие книги серии — «Чудеса Иисуса», «Притчи Иисуса», «Агнец Божий. Иисус в Евангелии от Иоанна», «Смерть и воскресение». Эта серия стала совместным проектом Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, издательств Сретенского монастыря и «Эксмо».
В презентации приняли участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, заместитель министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганов, главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Владимир Силовьев, директор Государственного литературного музея Д.П. Бак, генеральный директор издательства «Эксмо» О.Е. Новиков, представитель Попечительского комитета Межрелигиозного совета России О.В. Блюдов, московское духовенство, представители общественности и деятели культуры.
На встрече присутствовали иностранные дипломаты — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в Российской Федерации Эмилио Лосада Гарсиа, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сербии в России Славенко Терзич.
В числе пришедших на мероприятие — Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре, начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) С.В. Ряховский.
В презентации книги также приняли участие проректор Общецерковной аспирантуры по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД М.Х. Паласио.
В ходе презентации прозвучало выступление митрополита Калужского и Боровского Климента. «Евангелие — это основная книга для христианина, для каждого человека, — подчеркнул председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. — Для России Евангелие имеет особое значение по той причине, что христианство способствовало формированию русской государственности, русской культуры; русская письменность принесена нам с христианством. Наши писатели золотого и серебряного веков всегда ориентировались на Евангелие, на Священное Писание; мы находим много мест из Евангелия в произведениях Пушкина, Достоевского, Гоголя и других писателей».
Как отметил выступавший, митрополит Иларион в своей книге использует и научный, и популяризаторский подходы. «Автор том за томом разбирает основные положения Евангелия, — напомнил митрополит Климент. — Второй том посвящен важному разделу Евангелия — заповедям блаженства, нравственному кодексу, который был определяющим в жизни всего нашего общества с момента принятия христианства. Заповеди блаженства постоянно поются за Литургией, их знает каждый человек. Конечно, в советское время у нас связь с этими заповедями и содержанием христианства была утеряна, но все равно народ не забывал заповеди Господни в своей жизни. Владыка Иларион постарался раскрыть их содержание, используя научные достижения, и в то же время книга легко читаема, что очень важно. Каждый, кто возьмет в руки эту книгу, найдет для себя много интересного и поймет основы нравственного учения Христа».
В книгах серии «Иисус Христос. Жизнь и учение» их автор обращается к важным и сложным вопросам через призму представлений и языка современного человека, считает заместитель министра образования и науки России В.Ш. Каганов. «Мы часто сетуем, что наши дети отвыкли от книги, перестали любить классические произведения, созданные в XVIII-XIX веках, — отметил он. — Но иногда, когда дети читают, у них возникают вопросы: они не понимают некоторых слов, вышедших из употребления. Некоторые обороты, которые казались естественными, реже употребляются. С другой стороны, появились новые слова, даже новые смыслы вроде бы известных слов. И встает вопрос, как донести до нынешнего поколения ту глубину, которая когда-то была записана, сформирована. Все, что связано с русским языком, с традициями, с возможностями и новыми инструментами донесения традиций православный веры и русской культуры, — это чрезвычайно важно».
С приветственным словом к гостям вечера обратился гендиректор издательства «Эксмо». «Книга митрополита Илариона обладает неоспоримыми достоинствами: она написана очень хорошим литературным языком, в ней доступно и понятно, но очень глубоко анализируются как исторические проблемы, так и образ Христа, — сказал О.Е. Новиков. — Поэтому как подготовленный, так и неподготовленный читатель найдет в ней для себя много интересного и важного».
Изданная ранее первая книга серии «Начало Евангелия» адресована не только христианам, но самой широкой читательской аудитории, считает директор Государственного литературного музея Д.П. Бак, отметивший: «Создавая свою книгу, владыка Иларион работал поверх барьеров, и это самое сложное: постараться сделать так, чтобы слово достигло и тех, кто не уверен, кто только находится на пути к истине Православия. Именно такую задачу выполняет эта книга». По его словам, издание будет интересно не только тем, кто предпочитает исторические факты, но и любителям литературы: «В ней очень много подробностей о земной жизни Иисуса Христа — подробные маршруты Его странствий, сохранившиеся свидетельства о Его внешности и даже пищевом рационе. Но здесь сквозь все земное просвечивает духовное, сквозь все обыденное просвечивает свет Православия».
Выступая на мероприятии, митрополит Иларион, в частности, сказал:
«Скажу несколько слов о замысле этой книги в общем контексте серии "Иисус Христос. Жизнь и учение". Изначально эта серия была задумана как одна книга об Иисусе Христе. Но по мере работы с материалом я все больше убеждался в том, что вместить его в одну книгу невозможно. В итоге у меня получилось шесть книг, и вторая из них целиком посвящена Нагорной проповеди.
Нагорная проповедь — это своего рода квинтэссенция духовно-нравственного учения Иисуса Христа. Она занимает существенное место в Евангелии от Матфея: ей целиком посвящены 5, 6 и 7 главы. В своей книге я, прежде всего, останавливаюсь на том, как в современной новозаветной науке воспринимается Нагорная проповедь.
Зачастую о Нагорной проповеди говорят как о собрании изречений Иисуса Христа, которые Он произнес в разное время, и потом они были собраны неким автором, именовавшим себя Матфеем (возможно, считают подобные исследователи, имя было дано этому автору уже после), и в качестве собрания изречений проповедь затем вошла в корпус Евангелия от Матфея.
Есть, конечно, и более радикальная критика, утверждающая, мол, мы никогда не узнаем, что в действительности говорил Иисус Христос, и Нагорная проповедь, как и другие Его поучения, вошедшие в Евангелие, — продукт более позднего творчества. Что в этих проповедях содержатся лишь отголоски того, что Иисус, может быть, говорил, но в основном они являются продукцией неких авторов конца I века, которые вкладывали в уста Иисуса Христа то, что они хотели бы, чтоб услышали их прихожане.
Я разбираю все эти теории, показываю их несостоятельность, показываю, что Нагорная проповедь вполне могла существовать как единый связный текст, что Господь Иисус Христос вполне мог произнести эту проповедь в том виде, в каком она дошла до нас в Евангелии. Мы знаем, что Он переходил из города в город, из селения в селение, вокруг Него постоянно собирались люди, и, несомненно, Христос много раз в разных аудиториях и местах повторял одни и те же вещи. А иногда Он мог говорить о том же, но при этом меняя отдельные выражения и формулировки.
Например, в Евангелии от Луки есть проповедь, которую Господь произнес на равнине. Частично она совпадает по тексту с Нагорной проповедью, но при этом она гораздо короче, и некоторые изречения приведены в совершенно другой редакции. В современной новозаветной науке, опять же, существует мнение, что вариант Луки более аутентичный и больше соответствует тому, что мог в действительности говорить Иисус Христос, а Матфей на основе этого варианта сделал свою расширенную версию, добавив в нее то, что он хотел, чтобы услышали его прихожане.
Эту теорию я также разбираю и показываю ее несостоятельность на очень простых примерах. Если мы посмотрим, как Господь Иисус Христос проповедовал, то увидим, что Нагорная проповедь произносится на горе, Он садится, вокруг Него рассаживаются люди, — то есть все находятся в спокойной обстановке, когда можно услышать достаточно продолжительное поучение. Проповедь на равнине Спаситель произносит стоя, и народ вокруг Него тоже стоит. Это достаточно простой пример: когда человек говорит, а люди слушают его стоя, чтобы они не устали, он говорит короче. Именно такую ситуацию мы видим в проповеди на равнине в Евангелии от Луки. Когда же люди сидят и сидит проповедник, то он может говорить дольше, — эту ситуацию мы видим в Нагорной проповеди.
Задаваясь вопросом, почему эта проповедь была произнесена на горе, я обращаю внимание на то, что в Евангелиях описано довольно много восхождений Иисуса Христа на возвышенности. Причем с чисто прагматических позиций это было совершенно не нужно, ибо Он вполне мог ходить по дорогам, переходить из селения в селение, и для того, чтобы людям что-то сказать, не требовалось восходить на гору. Христос часто восходил на гору для молитвы, Он взошел на гору, чтобы избрать двенадцать учеников из числа Своих последователей — значит, если Спаситель совершал восхождение на возвышенность, в этом была определенная цель. Я показываю, что уже в Ветхом Завете горы воспринимались как место особого присутствия Божия. Горы — то пространство, где очищается душа человека, где он более расположен услышать голос Божий. И Господь вновь и вновь поднимается на горы, Он ведет за Собой людей, чтобы те соприкоснулись с голосом Божиим, который через Него передается им непосредственно.
Основное содержание этой книги — собственно разбор Нагорной проповеди: предложение за предложением я рассматриваю эту проповедь, обращаюсь к различным ее толкованиям. Это толкования и святых отцов древней Церкви, и современных авторов — православных и неправославных, как ученых, так и писателей. Например, я касаюсь того, как Нагорную проповедь понимал Лев Толстой, у которого был свой взгляд на христианство — взгляд, как известно, осужденный Церковью. Я рассматриваю позиции таких философов, как Сёрен Кьеркегор, который написал весьма проникновенные слова по поводу некоторых изречений Иисуса Христа в Нагорной проповеди, обращаюсь к наследию нашего великого философа Николая Бердяева, цитирую малоизвестное сочинение литературного критика Михаила Гершензона "Нагорная проповедь". Я обращаюсь к широкому спектру толкований, как древних, так и современных, чтобы дать некое стереоскопическое ви́дение того, как Нагорная проповедь понималась в разные эпохи, в разных контекстах разными людьми.
На Нагорную проповедь как свод духовно-нравственных правил существовали разные взгляды. Некоторые исследователи говорили о том, что она содержит в себе максималистскую нравственность, то есть нравственную программу, которая заведомо недостижима для человека. Например, когда Иисус Христос говорит: "Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф. 5:39). Спросим себя, часто ли мы так поступаем? Способны ли люди жить по такому нравственному закону? Является ли этот закон универсальным? Можем ли мы так действовать во всех ситуациях или должны поступать подобным образом только в некоторых случаях? Или когда Христос говорит: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас" (Мф. 5:44), — опять же, может ли человек жить в соответствии с таким нравственным законом? То есть, задают вопрос такие исследователи, Христос в Нагорной проповеди ставит очень высокую планку, и в какой степени человек должен на нее ориентироваться?
В своей книге я показываю, что в истории были люди, которые совершенно не считали нравственные увещания Нагорной проповеди невыполнимыми. Это святые — те люди, которые жили по Нагорной проповеди как своему духовно-нравственному кодексу. Они воплощали в жизнь то, чему учил Иисус Христос. Действительно, Христос ставит очень высокую нравственную планку, и немногие достигают того совершенства, о котором Он говорит в Нагорной проповеди. Ведь Он ни много ни мало говорил: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). Неужели человек может быть настолько совершенным, как Бог? А вместе с тем Иисус Христос призывает именно к этому.
Мне кажется, духовно-нравственная программа, которая заложена в Нагорной проповеди, прежде всего, является проекцией собственного духовного опыта Иисуса Христа на ситуацию, в которой живут и будут жить Его последователи. Прежде всего Иисус Христос доказал Своей жизнью, что возможно жить в соответствии с такими высокими нравственными принципами. Конечно, такая жизнь требует самопожертвования, в некоторых ситуациях даже мученичества, но, тем не менее, Он доказал Своей жизнью, что это возможно.
В конечном итоге мы, соприкасаясь с этим удивительным текстом, понимаем, что это не текст, написанный для конкретной аудитории. Это слово Божие, которое напрямую передается нам для того, чтобы мы видели, какой нравственный ориентир перед нами ставит Сам Бог. И Господь не снижает эту духовно-нравственную планку ни для кого. Другое дело, уже каждый человек ищет собственный ответ на то, что Он слышит от Иисуса Христа, и находит свою меру способности воплощать в жизнь учение Спасителя.
Нагорная проповедь — это не собрание изречений, адресованное древним людям и не имеющее отношения к современности. В своей книге я стараюсь показать, что Нагорная проповедь остается актуальной и выполнимой, по-прежнему являясь духовно-нравственным кодексом, по которому призваны жить христиане.
В ней Господь говорит о разных вещах, эта проповедь не является исчерпывающим сводом христианской нравственности. Если мы посмотрим на Евангелия, то увидим, что они не содержат в себе такого исчерпывающего свода. Есть многие вопросы, на которые Иисус Христос не дал ответа, — по крайней мере, до нас этот ответ не дошел. И уже первому поколению христиан приходилось многое додумывать из того, что относится к области духовной жизни и нравственности. Если мы посмотрим на послания святого апостола Павла, то увидим, что он затрагивает очень многие вопросы, которые никак не отражены в проповеди Иисуса Христа так, как она изложена на страницах Евангелий. Опять же, вчитываясь в Нагорную проповедь, мы понимаем, что Господь Иисус Христос задает некий вектор нравственного развития. Он показывает цель и указывает путь, но как идти по этому пути, как конкретно применять наставления Иисуса Христа в своей жизни, на это уже каждый человек должен найти свой ответ.
Размышляя над всеми этими вопросами, я говорю о разных разделах Нагорной проповеди, о евангельских блаженствах, которые сами по себе являются некой квинтэссенцией духовно-нравственной программы Иисуса Христа. Я говорю о молитве "Отче наш", которая присутствует и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Луки. Эту молитву Сам Господь Иисус Христос дал Своим ученикам, чтобы такими словами они молились Богу как своему Небесному Отцу. Я разбираю эту молитву прошение за прошением, слово за словом, нередко обращаюсь к ветхозаветным прототипам тех слов и понятий, которыми оперировал Господь Иисус Христос, и на основе этой широкой панорамы пытаюсь рассмотреть Нагорную проповедь как духовное завещание Господа Иисуса Христа.
Конечно, как и в предыдущей книге, как и в последующих книгах серии, которые еще будут изданы, я обращался к научной литературе — список ее приводится на последних страницах; в нужных местах также приводятся сноски на использованные источники. Но, как я говорил, представляя предыдущую книгу, это не труд, рассчитанный на ученых, — эта книга написана для широкого круга людей, более того, вовсе необязательно для читателя православного или вообще принадлежащего к христианской вере. В своих книгах я подчеркиваю и настаиваю на том, что Иисус Христос — абсолютно универсальная Личность, которую невозможно свести даже к определенной христианской конфессии.
Иисус Христос принадлежит всему миру, и я глубоко убежден, что в Его поучениях может найти для себя ответы на внутренние насущные вопросы любой человек — и христианин, и нехристианин, и верующий, и неверующий. Иисус Христос принадлежит всем и каждому, и именно это я стараюсь показать в своих книгах».
В конце встречи председатель ОВЦС ответил на вопросы присутствующих.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru