Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архиепископ Верейский Евгений об итогах работы Учебного комитета в 2016 году

Архиепископ Верейский Евгений об итогах работы Учебного комитета в 2016 году
Версия для печати
30 декабря 2016 г. 19:40

Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений подвел итоги уходящего 2016 года.

— Ваше Высокопреосвященство, оглядываясь на 2016 год, что Вы считаете самым существенным в работе Учебного комитета?

— Вы знаете, существенно и значимо многое и что-то одно выделить трудно.

Начну с того, что в 2016 году завершился очередной трехлетний цикл инспекционных проверок наших семинарий, которых, напомню, на данный момент в пределах Российской Федерации 38. По итогам трехлетней работы составлен новый рейтинг духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Рейтинг мы направили для рассмотрения Священноначалию, так что пока подробно о нем говорить не буду. Скажу только, что лидирует по-прежнему Санкт-Петербургская духовная академия.

2016 год значим для нас тем, что свидетельство о государственной аккредитации получили три духовных учебных заведения — Московская и Санкт-Петербургская академии и Оренбургская духовная семинария. Пользуясь случаем, поздравляю коллег, которые смогли достойно справиться с подготовкой наших вузов к получению свидетельства, и хочу поблагодарить сотрудников, которые непосредственно занимались подготовкой.

— Все же хочется спросить, не принес ли составленный рейтинг каких-то неожиданных открытий, сюрпризов? Я имею в виду, что какая-то семинария считалась хорошей, а оказалось, что занимает более низкую позицию.

— Никаких ожиданий здесь быть не могло. Наши сотрудники работают с конкретными данными и фактами. Мы не ждем чего-то и не занимаемся прогнозированием. Осуществляются инспекции, в ходе которых учебное заведение проверяется полностью: и материально-техническая база, и ведение документации, и постановка воспитательной работы и, конечно же, уровень знаний студентов. Дальше эти показатели рассматриваются в совокупности, и семинария в соответствии с ними занимает ту или иную позицию. Составление рейтинга помогает нам понять, где на данный момент сильные и слабые места в работе семинарий, на что конкретно нужно обратить внимание каждой семинарии и насколько каждая семинарии может обеспечить достойный уровень образования своим студентам. По итогам каждой проверки члены инспекционной группы оставляют учебному заведению список предписаний, за исполнением которых Учебный комитет постоянно следит, поддерживая со всеми семинариями связь и между инспекциями. Так что это постоянная работа, которая помогает понять, где на данный момент необходимо что-то подправить.

— Какие семинарии готовятся получить аккредитацию в будущем году?

— Я бы предпочел не строить предположений. Когда получат — тогда можно будет о чем-то говорить.

— А если говорить о том, что еще принес 2016 год?

— У нас стало на одну семинарию больше: решением Священного Синода от 16 апреля 2016 года Омское духовное училище было преобразовано в семинарию. Это признание большой работы, которая была проведена руководством и преподавателями училища.

Большое событие уходящего года — создание Объединенного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 26.00.01 — Теология на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Создание совета — уже факт истории, как он будет действовать — покажет время.

— 27 декабря завершилось последнее в 2016 году заседание Священного Синода. Какие из этих синодальных постановлений важны для дальнейшей работы Учебного комитета?

— Прежде всего — утвержден план работы на 2017 год. Это к вопросу о дальнейшей работе имеет самое прямое отношение. Далее — принята новая редакция Устава Учебного комитета. По сравнению с прежней изменения в ней незначительны, но Устав как основной определяющий документ для синодального учреждения важен.

— А если мы говорим о синодальных решениях, которые так или иначе затрагивают работу Учебного комитета?

— Мне очень радостно, что протоиерей Михаил Вахрушев официально назначен Синодом на должность моего заместителя. Отец Михаил много лет трудится в Учебном комитете, занимается вопросами лицензирования образовательных программ, неоднократно возглавлял инспекционные поездки. Нынешнее официальное назначение — признание заслуг и реального качества работы, которую он выполнял и, Бог даст, будет продолжать выполнять.

Священный Синод принял важное решение о порядке соблюдения образовательного ценза для лиц, которые хотят принять священный сан. Как выявили наши инспекции, имеют место хиротонии тех, кто не обладает достаточным уровнем образования и знаний. И сами понимаете, что священнослужитель несет большую ответственность, и допускать к служению человека, который к этому не подготовлен и не сможет ответить на простые или не очень сложные вопросы прихожан, безответственно. Решение Синода позволит минимизировать, а то и вовсе искоренить эту практику, что, Бог даст, принесет Церкви и самим хиротонисаемым большую пользу.

— Каков этот ценз?

— Кандидат в диаконский сан должен иметь или полное среднее духовное образование (то есть окончить духовное училище), или полное дополнительное церковное образование (программу профессиональной переподготовки) по программе подготовки специалистов в области катехизической деятельности, миссионерской деятельности, социальной работы или работы с молодежью, или закончить 2 курса (и выше) очной формы по программе подготовки бакалавра теологии/специалиста богословия — в рамках программы Федерального государственного образовательного стандарта или программы подготовки служителей и религиозного персонала (то есть быть студентом академии, семинарии или Православного Свято-Тихоновского богословского института).

Кандидат в священники должен иметь высшее духовное образование, то есть быть выпускником программы бакалавриата/специалитета академий, семинарий или ПСТБИ или закончить 3 курса (и выше) очной формы по программе подготовки бакалавра теологии/специалиста богословия — в рамках программы ФГОС или программы подготовки служителей и религиозного персонала, иными словами, учиться в академии, семинарии или ПСТБИ.

— А разве не может быть, что человек не окончил семинарию, но имеет достаточный церковный опыт, внутреннее расположение к священству и богословские знания, которые он получил, например, от отца священника или как-то иначе?

— Это все же исключительные случаи. Для решения такого рода вопросов при Учебном комитете Русской Православной Церкви образуется комиссия Учебного комитета по согласованию рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом.

— Кто войдет в эту комиссию?

— Ее состав ежегодно 10 сентября будет утверждать председатель Учебного комитета. А входить будут сотрудники Учебного комитета, не менее одного представителя Управления делами Московской Патриархии, а если будет необходимо — представители иных церковных учреждений (по согласованию).

— Тема образования занимает в жизни Церкви все более важное место?

— Да, таковы требования времени. Недаром теме образования и работе Учебного комитета Святейший Патриарх уделяет внимание буквально на каждом заседании Высшего Церковного Совета.

Кстати, образовательный уровень будет учитываться и при распределении выпускников в епархии, которые испытывают кадровый дефицит, особенно на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Выпускники, которые хотят продолжать свое образование на более высоких ступенях обучения, в них распределяться не будут.

— Это справедливо?

— Это логично. Если человек хочет продолжать обучение с тем, чтобы потом послужить Церкви — наше дело поддержать его и помочь, но никак не мешать. Если же у человека нет стремления и склонности к научной деятельности и он готов служить, мы направляем его туда, где он может начать осуществлять свое служение и сможет принести пользу Церкви. Каждому свое.

— Учебный комитет несет ответственность за образовательный уровень священников, которые уже служат?

— В каком-то смысле да. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на основании постановления Архиерейского Собора 2013 года организована система повышения квалификации священнослужителей. Она работает на основании документов, которые утверждает Учебный комитет. Нынешний Синод принял «Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви», что позволит регламентировать работу на уровне каждой митрополии. Нормативные акты полезны тем, что задают тон и уровень работы, ниже которого опускаться нельзя, и позволяют избежать возможной путаницы в работе.

Межведомственная комиссия при Учебном комитете занимается также выдачей представлений центрам подготовки приходских специалистов — так что система дополнительного церковного образования также в зоне нашей ответственности. За прошедший год были открыты семь новых центров подготовки приходских специалистов. Типовой устав Центра подготовки приходских специалистов Священный Синод утвердил 15 июля 2016 года, так и в этом направлении 2016 год принес много нового.

Беседовала Ольга Богданова

Учебный комитет/Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил заседание Совета Института теологии БГУ

В Православном Свято-Тихоновском богословском институте состоялся семинар «Древние каноны в современной пастырской практике»

Состоялось заседание образовательной секции XXVI Всемирного русского народного собора

На пленарном заседании Всемирного русского народного собора представили новую книгу Святейшего Патриарха Кирилла «Настоящее и будущее Русского мира»

В Минской духовной академии прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященная проблематике духовного образования

Состоялось заседание Объединенного докторского диссертационного совета

Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Состоялся XIV ежегодный совместный семинар Учебного комитета и Федерального учебно-методического объединения по теологии

В Учебном комитете прошло очередное заседание номинационной комиссии

При поддержке Учебного комитета в Воронежской духовной семинарии прошел круглый стол Сообщества преподавателей литургики

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения