Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью председателя Синодального отдела по делам молодежи порталу «Обзор»

Интервью председателя Синодального отдела по делам молодежи порталу «Обзор»
Версия для печати
30 октября 2017 г. 19:03

Интервью председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Люберецкого Серафима порталу «Обзор».

— Ваше Преосвященство, еще недавно верующий молодой человек воспринимался обществом как «не от мира сего», религиозность была синонимом неспособности реализовать себя в жизни. Как бы вы описали сегодняшнюю православную молодежь?

— Современный верующий молодой человек это, прежде всего, духовно развитый и продвинутый человек. Это человек, который задумывается о смысле жизни и понимает, что отрезок времени, данный нам Богом, нужно провести в гармонии с мирозданием, сделать как можно больше добрых дел, оставить яркий и позитивный след. Собственно, это осознание верного пути, который ведет к подлинному счастью и благополучию как в земном, так и в вечном измерениях. Для православных молодых людей неприемлемо отношение к себе и к жизни, характерное для Базарова ― героя романа Тургенева «Отцы и дети», который полагал, что концом всего станет лишь выросший на могиле лопух.

Очень часто умы и сердца молодежи захватывают переменчивая мода, неизвестно кем запущенные тренды. Этому способствует информационная пропаганда секулярного образа жизни, глобализации с лежащей в ее основе идеологией потребления. При этом масс-медиа крайне мало говорят о значении духовных и религиозных вопросов для современных молодых людей. Сегодня христианские ценности, действительно, все больше вытесняются из жизни европейского общества. Тем не менее, нельзя сказать, что вера и евангельские идеалы становятся менее значимыми для молодежи. Есть факты, свидетельствующие, скорее, об обратном.

Например, в прошлом году в центре Европы, в Кракове, прошли Всемирные дни молодежи, на которые собралось рекордное количество молодых христиан ― два миллиона человек. Я также был участником этого форума. Вдохновленные живой верой в Бога, молодые люди со всего мира ярко свидетельствовали о своей принадлежности к христианской цивилизации. И в этих молодых христианах были видны не ущербные индивиды, а современные молодые люди, которые живут полноценной жизнью и объединяются вокруг Христа.

Совсем недавно я принимал участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Сочи. В отличие от выше упомянутого, данный форум, как вы понимаете, носил чисто светский характер. Но каково было мое удивление, когда в день открытия и после ко мне подходили многие молодые люди и брали благословение, знакомились, задавали вопросы, просили сфотографироваться. После моего выступления на одной из дискуссионных площадок ребята задавали глубокие вопросы о Церкви и ее миссии, о роли религии в современном мире. Некоторые спрашивали о довольно узких теологических и церковно-исторических вещах, чего я никак не ожидал услышать от, казалось бы, нецерковной молодежной аудитории. Затем по окончании дискуссии многие молодые люди подходили ко мне и спрашивали о чем-то в частном порядке, а кто-то просто говорил о том, что является верующим и делился со мной этой радостью. Полагаю, что это является показателем того, что вопросы веры занимают в жизни современных молодых людей отнюдь не последнее место. Конечно, не стоит идеализировать всю картину. Сегодня епископату и духовенству нужно еще очень много трудиться в сфере евангелизации молодежи. Однако наблюдаемые тенденции свидетельствуют о позитивных сдвигах.

— В то же время молодежная политика Русской Православной Церкви чаще всего остается за пределами новостной повестки и может сложиться мнение, что она или существует для «галочки», или сводится к беседам с чаепитиями внутри приходов.

— Нет никаких оснований говорить о том, что молодежная работа не входит в круг первостепенных задач нашей Церкви. Напротив, это одно из главных направлений церковной миссии. В нынешнем 2017 году Святейший Патриарх Кирилл на разных площадках неоднократно заявлял о том, что в своем пастырском служении архиереи и священники должны отдавать приоритет детям и молодым людям. И это не случайно, ведь молодежь ― это не только наше будущее, о чем постоянно говорится, но это и наше настоящее. Чаще всего именно состояние молодого поколения формирует образ страны, лицо народа. В этом смысле не побоюсь сказать, что духовная забота о молодежи ― это то, чем Церковь живет в ежедневном ритме. Это жизнь и будни Церкви. Стоит посмотреть хотя бы сайт Синодального отдела по делам молодежи, на котором каждый день публикуется информация о церковной молодежной миссии во всех частях Русской Православной Церкви. Эта миссия не идеальна, она требует постоянного совершенствования, но она есть, и ей искренне преданы сотни священников, со многими из которых мне уже удалось познакомиться. То, что в СМИ порой чаще звучат другие темы, на мой взгляд, связано с тем, что медийная повестка, как правило, больше обращает внимание на острые темы, церковную позицию в отношении тех или иных современных вызовов и так далее.

— При этом в СМИ часто попадают заявления различных молодежных организаций, именующих себя православными, порой радикально выступающих против определенных выставок или фильмов. Синодальный отдел как-то взаимодействует с «Божьей волей» или движением «Сорок сороков»? Нужно ли здесь, по вашему мнению, ограничение ― ведь фактически любая группа может провозгласить себя православными активистами?

— Тот, кто заявляет о себе как о православной организации, прежде всего, должен следовать основам православной веры, соблюдать каноны Церкви, а также иметь духовника и действовать по благословению Священноначалия. Синодальный отдел по делам молодежи готов работать с любой молодежной организацией, которая соответствует данным критериям, имеет своей целью несение в мир добра и не несет в себе негативного посыла.

— Как бы вы оценили миссию Русской Церкви в интернете? Насколько эффективно ее присутствие в виртуальном пространстве?

— Сегодня Церковь присутствует в интернете, но, полагаю, что это присутствие может быть более активным. Помимо официальных церковных сайтов, сейчас многие священнослужители ведут страницы в социальных сетях, пишут в блогах. У кого-то это получается лучше, у кого-то менее успешно. Главное ― не забывать, что в виртуальной сфере священник присутствует с той же целью, что и в реальной жизни: свидетельствовать людям о Боге и помогать им войти в прекрасный мир духовной жизни с Ним. В этом смысле наша задача состоит в создании и распространении позитивного православного контента, то есть качественной информационной базы по пастырским и богословским вопросам, а также по актуальным аспектам церковной жизни. Думаю, что развитие современных технологий само по себе будет обуславливать все большее присутствие священников в интернете.

— Достаточно широко при этом обсуждается видеоканал «Батюшка ответит» священника Александра Кухты из Белоруссии, который вызывает неоднозначную реакцию у консерваторов. Где здесь грань между погоней за лайками и достоинством священника?

— Безусловно, для того, чтобы церковная миссия среди молодежи была успешной, необходимо говорить с молодежью на понятном языке и свидетельствовать о Боге в доступных категориях. Однако важно, чтобы священник не перешел тонкую грань между стремлением быть понятным и девальвацией несомого им слова спасения, которая может произойти вследствие ненужного эпатажа и излишней остентации. Необходимо помнить, что произносимое священником слово остается в вечности, прежде всего оно запечатлевается в сознании и сердце людей. Для кого-то слово священника в интернете может стать первым опытом соприкосновения с духовным лицом, с церковным свидетельством. Поэтому священнослужитель не должен забывать о своей пастырской ответственности, а также об обязанности быть образцом для подражания, в том числе и в словах, о чем пишет апостол Павел.

Форма нашего обращения может иметь разные черты, но при этом она должна всегда соответствовать высокому священническому достоинству и призванию. Когда священник использует сленг и некие нехарактерные нарративы и манеры, зачастую у самой молодежи это вызывает иронию и смех. Вечное слово требует вечных форм его несения. В то же время священник выглядит глупо и неестественно, если обращается к молодежи на языке XIX века, используя избитые штампы и елейную лексику. На мой взгляд, оптимальным вариантом является то, когда диалог священника и молодежи происходит на классическом литературном и одновременно современном языке, которым, кстати, должны одинаково хорошо владеть обе стороны этого диалога.

— Как, кстати, собратья-архиереи и прихожане Крутицкого подворья, где вы служите, относятся к тому, что вы ведете страницу на Фейсбуке и отвечаете там на вопросы?

— Изначально моя страница в Фейсбуке существовала исключительно для поддержания контактов с друзьями, коллегами и знакомыми, с которыми я так или иначе был связан в жизни ― учился, служил, познакомился на конференциях и так далее. Теперь помимо данного назначения аккаунт в Фейсбуке является для меня инструментом прямого общения и связи со священниками, занимающимися молодежной работой, а также самими молодыми людьми. Для меня очень важно иметь непосредственный, живой контакт с теми, кому я могу быть полезен. Кроме переписки, стараюсь регулярно публиковать информацию о молодежной деятельности и делиться некоторыми своими рефлексиями.

— Регулярно посещающие храм молодые люди порой оказываются не втянутыми в приходскую жизнь. Настоятели не понимают, как задействовать их таланты ― ну, кровлю в храме починить, полы помыть, на клиросе спеть. На ваш взгляд, какое служение молодежь может нести в Церкви?

― К молодежи нельзя относиться потребительски, использовать ее только для технической работы на приходе. Молодым людям необходимо дать возможность реализовать себя в тех сферах, в которых лежит их призвание. Если кто-то хочет заниматься социальной работой, можно организовать посещение молодежью больниц, домов престарелых, хосписов. Если для кого-то интересен спорт ― необходимо помочь в этом. А кому-то нужно создать условия для творческого развития, изучения исторического наследия и так далее. Однако самое главное ― это говорить с молодыми людьми о Боге, изучать Священное Писание. Искреннее участие священника в жизни молодежи — самый яркий и убедительный жест.

— Ежегодно выходят фильмы на православную тематику, книги и музыкальные диски. Какое из последних не церковных, но православных по содержанию произведений произвело на вас сильное впечатление?

— Расскажу о произведениях, которые были мне интересны как историку. Из сферы кино я бы хотел отметить вышедший в этом году фильм польского режиссера Ежи Калины «Беженцы. 1915-1922», посвященный трагической вехе в истории наших православных братьев из восточных регионов Польши. В связи с Первой мировой войной православное население Польши вынуждено было покинуть родные места и эвакуироваться вглубь Российской империи, поскольку вторжение австрийских и немецких войск было чревато для них массовыми репрессиями. Данная тема мне очень близка еще и потому, что мой небесный покровитель священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, вначале осуществлял свое пастырское служение в Восточной Польше, на древней Холмской земле. Именно в этот тяжелый период и в связи с этими событиями он был рукоположен во епископа для беженцев, которые были окружены его всесторонней опекой. Означенный фильм был отмечен дипломом «За лучшее освещение исторических событий» на международном фестивале православного кино «Покров» в Киеве.

Из книг я бы назвал вышедший в конце 2016 года и активно презентовавшийся в 2017 году труд «Трагичная в последствиях Брестская уния 1596». Данное издание представляет собой серьезное научное исследование Брестская унии ― печального события в церковной истории, когда в 1596 году путем интриг, предательства и политического давления Юго-Западная часть Русской Церкви была подчинена Риму. Рана унии до сих пор кровоточит и является одним из сложнейших пунктов православно-католического диалога. Сегодня тема унии нередко используется для ложных манипуляций. Указанная книга представляет объективную историческую картину и содержит солидную источниковую базу.

— Владыка Серафим, в советское время православных в нашей стране называли «Церковью белых платочков» — в храмах оставались, в основном, бабушки. Подводя итог роли и месту молодежи в Церкви можно ли сказать, что сегодня она не только «Церковь белых платочков»?

— Для того чтобы в этом убедиться, достаточно прийти практически в любой храм в воскресный или праздничный день. Мы увидим, что добрая половина прихожан ― это люди среднего возраста, молодежь и дети. Если все мы ― архиереи, духовенство и активные миряне будем и дальше работать с молодыми людьми, уделяя им свое время, внимание и проявляя открытость, то мы просто обречены на успех.

Беседовал Андрей Кошик

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю