Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Заповедь о любви. Интервью епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона

Заповедь о любви. Интервью епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона
Версия для печати
11 декабря 2017 г. 10:33

В интервью, опубликованном на сайте «Русфонда» и в газете «Коммерсант», председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон рассказал об отношении Церкви к донорству и о важности служения другим людям.

— Ваше Преосвященство, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви ничего не сказано о донорстве костного мозга. Верующий может подумать, что донорство костного мозга запрещено или нежелательно. Так ли это?

— Нет. Церковь благословляет желание помочь другому человеку. Конечно, это относится и к донорству костного мозга. Слава Богу, в России становится все больше доноров костного мозга, и я хотел бы поблагодарить «Русфонд» и другие организации, которые участвуют в этом очень важном деле — спасении жизней людей и обеспечении работы регистра доноров костного мозга.

В Основах социальной концепции не говорится о донорстве костного мозга. Но в ней говорится о пересадке органов человека. Церковь видит в этом добровольное самопожертвование донора, проявление любви и милосердия, ведь во многих случаях речь идет о спасении жизни другого человека. Такое же отношение в Церкви и к донорству костного мозга.

Важно сказать, что при проведении трансплантации органы человека не могут рассматриваться как объект купли-продажи. Насколько мне известно, этой же позиции придерживаются во всем мире при донорстве костного мозга: базовыми принципами донорства костного мозга являются добровольность и безвозмездность.

— В Ветхом Завете говорится, что «душа тела в крови», «кровь есть душа» и еще «не ешь души вместе с мясом», то есть четко сформулирован запрет на употребление крови в любом виде. Как это понимать? И как это соотносится с донорством крови и стволовых кроветворных клеток костного мозга?

— В Ветхом Завете действительно есть слова, которые предписывают иудеям не есть крови жертвенных животных, а выливать ее на землю. Это связано с тем, что кровь как символ жизни была священной для евреев. Святитель Иоанн Златоуст писал, что Бог предписывал не вкушать кровь жертвенных животных для того, чтобы остановить в людях наклонность к человекоубийству.

Важно понимать, что есть Ветхий Завет, а есть Новый Завет. С пришествием в этот мир Сына Божиего — Иисуса Христа, с установлением Нового Завета некоторые предписания Ветхого Завета утратили свою силу. В христианстве нет запрета на переливание крови. Нет такого запрета и на донорство кроветворных клеток костного мозга. Христиане — это люди, которые руководствуются заповедью о любви. Господь и Бог наш Иисус Христос сказал в Евангелии, что есть две главных заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему. То, что человек добровольно и безвозмездно соглашается стать донором, чтобы спасти жизнь другого человека, — это и есть проявление любви к ближнему.

— В Основах социальной концепции сказано, что «ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправданна трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода». При этом, когда человек задумывается о донорстве костного мозга, он слышит такие фразы, как «совпадение генотипа», «тканевая совместимость», и другие, на первый взгляд как раз создающие угрозу уникальности человека.

— Технологии, которые ставят под сомнение уникальность личности человека, Церковь действительно не одобряет. Именно поэтому, например, Церковь выступает категорически против клонирования человека. Но если мы говорим о донорстве костного мозга, о переливании крови, то, насколько я знаю, здесь уникальность личности не затрагивается. Я не знаю случаев, чтобы при трансплантации человек утрачивал свою идентичность, какие-то свойства своей личности. Понятно, что, если человеку вводят специальные клетки, которые отвечают за процесс кроветворения, важно, чтобы эти клетки прижились в новом организме. Для этого нужно учитывать особенности одного и другого организмов. Точно так же совершенно естественно, что при переливании крови учитываются, например, группа крови и резус-фактор.

— В России нет культуры донорства, информации мало, страхов много, в итоге у трансплантологии негативный образ в обществе. Должна ли Церковь призывать человека к донорству, тем самым повысив доверие к трансплантологии?

— Христианские заповеди — это не императивы Ветхого Завета. Церковь не покушается на свободу человека. Мы призываем к донорству, но не обязываем человека в этом участвовать. Несколько лет назад два синодальных отдела выпустили совместное заявление по вопросу донорства органов. В нем содержалось обращение ко всем гражданам России с просьбой выразить добровольное согласие на посмертное изъятие органов для трансплантации. Я знаю, что многие СМИ распространили это заявление.

Христос пришел в этот мир и добровольно принес Себя в жертву ради спасения всех нас. По примеру Христа стараются жить и все христиане.

От донора не требуется отдать свою жизнь. Но донор все равно жертвует: своим временем, своими силами, он безвозмездно проходит специальную процедуру, иногда донорство требует какого-то периода восстановления — и это может занять тоже какое-то время. В желании пожертвовать часть своего организма для спасения других есть истинно христианский смысл. И очень хорошо, если православные будут все чаще становиться донорами.

— Имеет ли человек право распоряжаться своим телом по своему усмотрению? Или тело — это дар от Бога?

— Конечно, тело, как и душа, — это дар от Бога. Апостол Павел говорит: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога». Церковь призывает не осквернять свое тело грехами, а сохранять тело и душу в чистоте. Мы знаем много примеров, когда люди отдавали свою жизнь за други своя или рисковали своей жизнью ради спасения других. Во времена гонений, массовых репрессий в СССР особый подвиг помощи заключенным несла новомученица Татьяна (Гримблит): она отправляла посылки, утешала в письмах тех людей в тюрьмах, которым никто не помогал и которым боялись писать даже родные. В органах ее предупреждали, что так делать не нужно, что она за это может поплатиться. Но она продолжала исполнять свой христианский долг и совершать такое служение несмотря ни на что. В конце концов она была расстреляна большевиками на Бутовском полигоне в 1937 году. Или монахиня, преподобномученица Мария (Скобцова) — во времена Гитлера она спасала евреев во Франции и в итоге оказалась в концлагере и там погибла. Некоторые святые продавали себя в рабство, чтобы тем самым выкупить других людей. Так, например, поступил святитель Павлин Милостивый — он был епископом одной из областей, которую захватили вандалы. Все деньги, которые у него были, он отдавал на то, чтобы выкупать пленных, но когда деньги закончились, он сам отдал себя в рабство ради того, чтобы был освобожден другой человек.

Человек призван к любви, а любовь всегда заключается в готовности послужить не себе, а другому. Донорство органов, донорство костного мозга – это тоже возможность послужить другим людям.

— Нужно ли на донорство благословение Церкви?

— Специальное благословение на донорство костного мозга не требуется. Но если у человека есть духовник, я думаю, хорошо, если человек расскажет ему о том, что собирается стать донором.

— Отказаться от донорства костного мозга можно практически на любом этапе. Если донор передумал, будет ли это его решение считаться грехом?

— Когда человек решается пройти типирование, он уже должен понимать свою ответственность. Найти донора для конкретного человека не так просто, поэтому я бы советовал еще раз все взвесить и попытаться поставить себя на место того, кому нужны кроветворные клетки. Ведь от решения донора может зависеть чья-то жизнь. Но если у потенциального донора есть объективные веские причины к отказу, тогда, конечно, такой отказ не будет являться грехом.

Полный текст интервью размещен на сайте «Русфонда», сокращенная версия — в газете «Коммерсант».

Диакония.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

Издательский Совет доставил в Горловскую епархию Священное Писание для благотворительного распространения

Святейший Патриарх Кирилл посетил центральный офис добровольческого движения «Москва своих не бросает»

Посещение центрального офиса добровольческого движения «Москва своих не бросает»

Святейший Патриарх Кирилл посетил центральный офис добровольческого движения «Москва своих не бросает»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла президенту Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева Л.А. Бокерии с 85-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

В Донецке больница святителя Алексия откроет учебный центр по сестринскому уходу

Святейший Патриарх Кирилл: Благодарю всех священнослужителей и мирян, которые объединяются ради поддержки воинов

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя»

В Москве пройдет круглый стол, посвященный благотворительности в праздники

В Курске больница святителя Алексия подготовила сестер по уходу за ранеными

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря [Статья]

В тылу прифронтовом [Статья]

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения