В интервью, опубликованном на сайте «Русфонда» и в газете «Коммерсант», председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон рассказал об отношении Церкви к донорству и о важности служения другим людям.
— Ваше Преосвященство, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви ничего не сказано о донорстве костного мозга. Верующий может подумать, что донорство костного мозга запрещено или нежелательно. Так ли это?
— Нет. Церковь благословляет желание помочь другому человеку. Конечно, это относится и к донорству костного мозга. Слава Богу, в России становится все больше доноров костного мозга, и я хотел бы поблагодарить «Русфонд» и другие организации, которые участвуют в этом очень важном деле — спасении жизней людей и обеспечении работы регистра доноров костного мозга.
В Основах социальной концепции не говорится о донорстве костного мозга. Но в ней говорится о пересадке органов человека. Церковь видит в этом добровольное самопожертвование донора, проявление любви и милосердия, ведь во многих случаях речь идет о спасении жизни другого человека. Такое же отношение в Церкви и к донорству костного мозга.
Важно сказать, что при проведении трансплантации органы человека не могут рассматриваться как объект купли-продажи. Насколько мне известно, этой же позиции придерживаются во всем мире при донорстве костного мозга: базовыми принципами донорства костного мозга являются добровольность и безвозмездность.
— В Ветхом Завете говорится, что «душа тела в крови», «кровь есть душа» и еще «не ешь души вместе с мясом», то есть четко сформулирован запрет на употребление крови в любом виде. Как это понимать? И как это соотносится с донорством крови и стволовых кроветворных клеток костного мозга?
— В Ветхом Завете действительно есть слова, которые предписывают иудеям не есть крови жертвенных животных, а выливать ее на землю. Это связано с тем, что кровь как символ жизни была священной для евреев. Святитель Иоанн Златоуст писал, что Бог предписывал не вкушать кровь жертвенных животных для того, чтобы остановить в людях наклонность к человекоубийству.
Важно понимать, что есть Ветхий Завет, а есть Новый Завет. С пришествием в этот мир Сына Божиего — Иисуса Христа, с установлением Нового Завета некоторые предписания Ветхого Завета утратили свою силу. В христианстве нет запрета на переливание крови. Нет такого запрета и на донорство кроветворных клеток костного мозга. Христиане — это люди, которые руководствуются заповедью о любви. Господь и Бог наш Иисус Христос сказал в Евангелии, что есть две главных заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему. То, что человек добровольно и безвозмездно соглашается стать донором, чтобы спасти жизнь другого человека, — это и есть проявление любви к ближнему.
— В Основах социальной концепции сказано, что «ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправданна трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода». При этом, когда человек задумывается о донорстве костного мозга, он слышит такие фразы, как «совпадение генотипа», «тканевая совместимость», и другие, на первый взгляд как раз создающие угрозу уникальности человека.
— Технологии, которые ставят под сомнение уникальность личности человека, Церковь действительно не одобряет. Именно поэтому, например, Церковь выступает категорически против клонирования человека. Но если мы говорим о донорстве костного мозга, о переливании крови, то, насколько я знаю, здесь уникальность личности не затрагивается. Я не знаю случаев, чтобы при трансплантации человек утрачивал свою идентичность, какие-то свойства своей личности. Понятно, что, если человеку вводят специальные клетки, которые отвечают за процесс кроветворения, важно, чтобы эти клетки прижились в новом организме. Для этого нужно учитывать особенности одного и другого организмов. Точно так же совершенно естественно, что при переливании крови учитываются, например, группа крови и резус-фактор.
— В России нет культуры донорства, информации мало, страхов много, в итоге у трансплантологии негативный образ в обществе. Должна ли Церковь призывать человека к донорству, тем самым повысив доверие к трансплантологии?
— Христианские заповеди — это не императивы Ветхого Завета. Церковь не покушается на свободу человека. Мы призываем к донорству, но не обязываем человека в этом участвовать. Несколько лет назад два синодальных отдела выпустили совместное заявление по вопросу донорства органов. В нем содержалось обращение ко всем гражданам России с просьбой выразить добровольное согласие на посмертное изъятие органов для трансплантации. Я знаю, что многие СМИ распространили это заявление.
Христос пришел в этот мир и добровольно принес Себя в жертву ради спасения всех нас. По примеру Христа стараются жить и все христиане.
От донора не требуется отдать свою жизнь. Но донор все равно жертвует: своим временем, своими силами, он безвозмездно проходит специальную процедуру, иногда донорство требует какого-то периода восстановления — и это может занять тоже какое-то время. В желании пожертвовать часть своего организма для спасения других есть истинно христианский смысл. И очень хорошо, если православные будут все чаще становиться донорами.
— Имеет ли человек право распоряжаться своим телом по своему усмотрению? Или тело — это дар от Бога?
— Конечно, тело, как и душа, — это дар от Бога. Апостол Павел говорит: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога». Церковь призывает не осквернять свое тело грехами, а сохранять тело и душу в чистоте. Мы знаем много примеров, когда люди отдавали свою жизнь за други своя или рисковали своей жизнью ради спасения других. Во времена гонений, массовых репрессий в СССР особый подвиг помощи заключенным несла новомученица Татьяна (Гримблит): она отправляла посылки, утешала в письмах тех людей в тюрьмах, которым никто не помогал и которым боялись писать даже родные. В органах ее предупреждали, что так делать не нужно, что она за это может поплатиться. Но она продолжала исполнять свой христианский долг и совершать такое служение несмотря ни на что. В конце концов она была расстреляна большевиками на Бутовском полигоне в 1937 году. Или монахиня, преподобномученица Мария (Скобцова) — во времена Гитлера она спасала евреев во Франции и в итоге оказалась в концлагере и там погибла. Некоторые святые продавали себя в рабство, чтобы тем самым выкупить других людей. Так, например, поступил святитель Павлин Милостивый — он был епископом одной из областей, которую захватили вандалы. Все деньги, которые у него были, он отдавал на то, чтобы выкупать пленных, но когда деньги закончились, он сам отдал себя в рабство ради того, чтобы был освобожден другой человек.
Человек призван к любви, а любовь всегда заключается в готовности послужить не себе, а другому. Донорство органов, донорство костного мозга – это тоже возможность послужить другим людям.
— Нужно ли на донорство благословение Церкви?
— Специальное благословение на донорство костного мозга не требуется. Но если у человека есть духовник, я думаю, хорошо, если человек расскажет ему о том, что собирается стать донором.
— Отказаться от донорства костного мозга можно практически на любом этапе. Если донор передумал, будет ли это его решение считаться грехом?
— Когда человек решается пройти типирование, он уже должен понимать свою ответственность. Найти донора для конкретного человека не так просто, поэтому я бы советовал еще раз все взвесить и попытаться поставить себя на место того, кому нужны кроветворные клетки. Ведь от решения донора может зависеть чья-то жизнь. Но если у потенциального донора есть объективные веские причины к отказу, тогда, конечно, такой отказ не будет являться грехом.
Полный текст интервью размещен на сайте «Русфонда», сокращенная версия — в газете «Коммерсант».
Диакония.ru/Патриархия.ru