25 декабря 2008 года по благословению ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения в МДА была проведена конференция с участием студентов — библеистов. Цель конференции — привлечение студентов академии к научной деятельности, обучение их научной мысли, оттачивание ими навыков по представлению своих научных работ вниманию общественности. В конференции, помимо студентов библейского отделения МДА, приняли участие заведующий кафедрой доцент протоиерей Леонид Грилихес, секретарь кафедры священник Александр Тимофеев, студенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Санкт-Петербургской духовной академии.
Доклад Д. Серова (II курс МДА) «"Царство Божие" и Церковь: разграничение понятий» был посвящен анализу и сопоставлению данных понятий в Священном Писании, творениях святых отцов, трудах западных протестантских ученых и современном богословии. В ходе исследования докладчик пришел к выводу, что, тогда как в западном протестантском богословии эти понятия часто разделяются и даже противопоставляются, в православном сознании они соединены теснейшим образом, и Царство Божие мыслится как общее понятие, отчасти реализуемое в Церкви.
Священник Виктор Зайцев (II курс МДА) представил доклад, посвященный особенностям экзегезы святого Ипполита Римского на примере толкования на книгу Притч Соломоновых. Святой Ипполит Римский был одним из наиболее плодовитых ранних экзегетов. На примере толкования фрагмента Притч. 30, 18-22 докладчик показал использование автором аллегорического и типологического методов толкования, не исключающих при этом и буквального смысла. О. Виктор отметил главенство экклезиологической темы, смелость толкования, основу на опыте Церкви и некоторые другие черты экзегезы святого Ипполита.
О. Пирогову (III курс МДА) в докладе «Проповеднические и анагогические методы экзегезы в комментариях св. Иоанна Златоуста на послание ап. Павла к Римлянам» удалось подвергнуть критике мнение о святителе Иоанне как о приверженце исключительно буквального метода толкования, подтвердив свою мысль рядом выдержек из творений святителя. Докладчик показал, что Иоанн Златоуст использовал и типологический метод, и феорию (созерцание), и анагогию (использование переносного смысла текста), но лишь в той мере, в какой это способствовало духовной пользе слушателей его проповедей.
Доклад иеромонаха Иринея (Пиковского) (II курс МДА) «Священство и колено Левия» был посвящен анализу мест книг Священного Писания Ветхого Завета, относящихся к выделению священства как особого сословия из общества всего Израиля. Докладчик показал особое Божие избранничество рода Аарона, потомки которого только и могли именоваться священниками в строгом смысле этого слова. При этом единственным истинным домом Божиим, при котором служили священники, мог быть лишь Иерусалимский храм, а до него – скиния завета, переносное крытое святилище.
Сравнению библейской и современной ей ближневосточной космогонии посвятил свой доклад «Библейское откровение Личного Бога Творца в контексте космогонии древнего Ближнего Востока» М. Ковшов (III курс МДА). Анализируя древние космогонические тексты, докладчик отметил их схожесть с библейским повествованием, однако это сходство — лишь кажущееся, обусловлено оно осознанной полемической направленностью автора книги Бытия против политеистических космогоний того времени. При этом из анализа книги Бытия отчетливо видно, что Ягве — абсолютный Бог, чья личность ярко контрастирует с образом ближневосточных богов. «Такого Бога, как Ягве, нельзя было выдумать», — подчеркнул М. Ковшов.
Л. Кудрячов (II курс МДА) в докладе «Характерные особенности православного отношения к Св. Писанию в работе проф. прот. Н. Елеонского «Современная критика Священных Ветхозаветных Писаний и ее слабые стороны»» затронул чрезвычайно важную для библеистики тему — отношение исследователя к Священному Писанию и вытекающая из этого отношения интерпретация фактов и смысла Писания. Как показал докладчик, истинный подход к Священному Писанию должен исходить из православной веры и живого опыта пребывания в Церкви, частью благодатной жизни которой является Писание. Такой подход использовал профессор протоиерей Н. Елеонский, давший, по словам докладчика «образцовый и достойный ответ западной критической школе». При всей своей эрудиции профессор твердо стоял на позициях Предания, защищая богодухновенность и истинность Священного Писания.
Иеродиакон Нил (Шоха, III курс МДА) посвятил доклад раскопкам архимандрита Антонина (Капустина) на Елеонской горе. О. Нил, показывая слайды с фотографиями раскопок на Елеонской горе, рассказал о деятельности архимандрита Антонина и найденных им археологических памятниках эпохи императора Юстиниана.
Иеродиакон Константин (Юдин, III курс МДА) представил доклад «Текст 1Ин.5, 6 как богословско-экзегетический стержень толкования Евангелия от Иоанна епископом Кассианом (Безобразовым)». В докладе о. Константин сопоставил толкование данного отрывка епископом Кассианом и Кириллом Александрийским и пришел к выводу, что толкование александрийского святителя основано на живом опыте Церкви и полностью соответствует Евангельской терминологии, а толкование епископа Кассиана является, скорее, «кабинетной схемой», основанной на религиозной философии современников епископа Кассиана.
Р. Лужнов (III курс МДА) в своем докладе «Вклад профессора КДА А.А. Олесницкого в изучение монументальных памятников Палестины» напомнил о большом значении казанского профессора в развитии русской археологической науки. Докладчик отметил заслуги А.А. Олесницкого, в числе которых — систематизация сведений по библейской археологии, составление основных правил ведения раскопок, выдвижение гипотезы о постепенном формировании еврейской архитектуры. Была подчеркнута важность для нашего времени не столько фактологии, сколько методологии профессора, основанной на единстве археологии и экзегезы Священного Писания.
А. Безруков (ПСТГУ, аспирант) в докладе ««Домашний кодекс» (Кол. 3,18 - 4,1) в контексте греко-римской, эллинско-иудейской и христианской литературы апостольского века» сравнил данный отрывок в послании апостола Павла с весьма распространенными в то время произведениями этого же жанра. Проанализировав состав адресатов и содержание отрывка, докладчик выделил главное отличие от современных ему домашних кодексов — наличие ясной христологической мотировки предписываемых святым апостолом правил поведения в кругу домашних лиц.
И. Хангиреев (ПСТГУ, аспирант) посвятил доклад рассмотрению некоторых актуальных проблем исследования книги Иисуса сына Сирахова. Это неканоническая книга, не имеющая притом ни одного святоотеческого толкования. В докладе были затронуты вопросы о первоначальном языке книги, существующих рукописях, структуре книги. По замечанию докладчика, одна из задач современной библеистики — создание полноценного комментария к этой книге.
П. Королев (III курс МДА) в докладе «Редакции рукописного текста церковнославянского Апостола перед началом книгопечатания» рассмотрел историю развития данного текста и ее исследование в трудах русских библеистов, главным образов профессоров Воскресенского, Сперанского и Алексеева. Эти исследователи по-разному оценивали количество редакций текста, но, по замечанию докладчика, выявление этих редакций является сложной задачей потому, что эти тексты могли подвергаться справе или даже новому переводу независимо от находящихся в одном с ними корпусе других книг Нового Завета.
А. Клочков (III курс МДА) посвятил доклад месту древнееврейского письма в системе алфавитной письменности. Докладчик сделал краткий экскурс в историю письменности и показал, что еврейское письмо — переходная форма от слогового к алфавитной системе письма, а также рассказал о гипотезе существования «просемитского» письма. Главный возникающий в связи с алфавитом вопрос — первоначальный способ записи Священного Писания. Докладчик разделил точку мнения, согласно которой Моисей использовал финикийское письмо для записи своих книг.
В. Егер (III курс МДА) в своем докладе рассказал о повествовании о переселении Пресвятой Богородицы в рай согласно одной из гомилий святителя Филофея Коккина. Эта гомилия, насыщенная экзегетическими вставками, затрагивает вопросы об Успении, Вознесении, переходе Богородицы в рай и Ее Воскресении. Святитель Филофей полемизирует с дуалистическими воззрениями известных ему апокрифов о Пресвятой Богородице, а также другими заблуждениями, при этом предоставляя обширный материал для православной мариологии.
А. Бартов (II курс СПбДА) в докладе «Пастырские послания как источник по ранней истории Церкви» отметил самобытность и особенность этих поздних посланий апостола языков. Содержание их обусловлено развитием церковной структуры, появлением протогностических тенденций и другими факторами. Производя лингвистический анализ, докладчик отметил грамматические особенности и стилистические отличия этих посланий от других посланий. «Это совершенно иной мир, непохожий на другие послания апостола Павла», — отметил исследователь.
А. Пашин (II курс СПбДА) сделал доклад о формировании церковной инфраструктуры на Святой Земле архимандритом Антонином Капустиным. Дав краткий биографический очерк архимандрита Антонина, докладчик рассказал об истории создания «Русской Палестины» - русской собственности на Святой Земле, о трудностях, возникавших при этом, и о значимости данного факта для библейской археологии.
Подводя итог, протоиерей Леонид Грилихес поблагодарил участников за интересные доклады. «Здесь мы с вами поменялись местами, — сказал отец Леонид, — я получил большое удовольствие».
Пресс-служба МДА/Патриархия.ru