7 июля 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.
Е. Грачева: Владыка, большинство россиян этого могли не заметить, но с 1 июля в стране запущена биометрическая идентификация граждан. Мы эту тему в программах обсуждали: не все верующие люди, не все священники поддерживают подобную систему. Тем не менее, она может, например, обезопасить любого гражданина от того, чтобы под его паспортные данные в банке взяли кредит и так далее, ведь документы подделать гораздо проще, чем биометрию. Как Вы относитесь к тому, что теперь в России мы существуем по новым цифровым правилам?
Митрополит Иларион: Думаю, если государство вводит такие правила, для этого есть основания. И основания могут как раз заключаться в том, что такого рода идентификация облегчает правоохранительным органам поиск преступников, которые подделывают документы, скрываются от правосудия. Подобная идентификация будет позволять контролировать передвижения преступников, ловить их и изолировать от общества.
При этом в связи с подобного рода инициативами Церковь всегда напоминает: должна существовать и альтернатива. Если человек по своим убеждениям — религиозным или каким-либо иным — не принимает такого рода средства идентификации, то для него должна быть создана альтернатива.
Е. Грачева: Кому точно это нововведение, я думаю, не придется по вкусу, — это Герман Стерлигов. Он известен тем, что и мегаполис покинул, и детей от интернета отключил. И вообще он против любых цифровых гаджетов вокруг себя, делает исключительно экологически чистые продукты, представителей секс-меньшинств не пускает в свои магазины.
Теперь Г. Стерлигов попадает в новости в связи с заявлением о намерении баллотироваться в мэры Москвы. У него есть своя программа. Например, Герман Стерлигов хочет расселить мегаполис. Каким образом? Предложить каждому женатому гражданину по дому и хозяйству в Подмосковье и еще в Тверской, Смоленской и других областях. Обещает выделить свои личные деньги на землю, на скотину и на первые вложения. Может быть, какие-то идеи Стерлигова не такие уж плохие, их можно взять на вооружение и действительно расселить город?
Митрополит Иларион: Я думаю, что расселить Москву очень трудно, потому что большая численность ее населения вызвана именно тем, что люди хотят жить в этом городе, а не вне его. И даже если им дадут деньги на то, чтобы выехать из столицы, я не думаю, что они на это купятся.
Другое дело, что сейчас те люди, которые достаточно состоятельны, чтобы приобретать хлеб «от Германа Стерлигова», нередко переезжают в Подмосковье, дабы жить в экологически чистых условиях, а в столице работают. В Москве они зарабатывают деньги, живут же за городом. Сам по себе этот процесс, я думаю, можно только приветствовать, но ведь параллельно происходит и обратный процесс: не иссякает поток желающих поселиться именно в Москве. Поэтому я думаю, что в том виде, в каком этот проект сейчас предложен, он утопичен и нереализуем.
Полагаю, что должна быть сбалансированная и взвешенная политика, которая позволит, с одной стороны, не раздувать Москву до каких-то уже совершенно невозможных размеров, а с другой стороны, даст возможность тем, кто хочет жить внутри города, а не за кольцевой дорогой, осуществить свое желание.
Е. Грачева: Владыка, а теперь от Москвы — к проблемам всей России. Вышли свежие данные Росстата за прошлый год. Согласно статистическим данным, в 44 регионах (из 71 региона, уже предоставившего отчеты) уровень бедности вырос. Снизилась бедность в 22 субъектах нашей страны. Известно, что храмы существуют только на частные пожертвования. По Вашим наблюдениям, в каких-то регионах растет число жертвователей? Как они себя чувствуют, стали ли они за последние год-два беднее или богаче, как Вы считаете?
Митрополит Иларион: Должен сказать, что общее наблюдение, которым делятся священнослужители, заключается в том, что покупательная способность людей снизилась. Это отражается, в том числе, на том, как люди приобретают свечи, иконы, заказывают молебны, подают записки. То есть доходы храмов в результате падения доходов населения тоже падают.
Но, с другой стороны, мы наблюдаем и обратную тенденцию: практически в каждом приходе, где существует реальная приходская жизнь, где священник обращен к людям (а это сейчас происходит практически везде), постоянно появляются новые прихожане, новые благотворители, новые жертвователи. И этот процесс, как мне кажется, никак не связан с экономическими процессами. Те процессы, которые происходят внутри человека, важнее того, что происходит вокруг него.
Е. Грачева: А еще (эта новость должна обрадовать людей верующих) ученые из США, проанализировав некрологи в американских газетах, посчитали, что верующие живут в среднем на три-четыре года дольше, чем агностики и атеисты. Это справедливо и в отношении наших граждан?
Митрополит Иларион: Думаю, что это справедливо в отношении всех людей по нескольким причинам. Во-первых, религия и участие в богослужении, молитва дают человеку постоянный заряд позитива. Многие верующие, которые молятся утром и вечером, говорят о том, какое освежающее действие на них оказывает молитва. В определенной степени это можно сравнить с принятием душа. После душа человек выходит как будто обновленным, ему легче жить, легче дышать — то же самое происходит на духовном уровне, когда человек общается с Богом. Постоянное общение с Богом делает жизнь верующего гораздо более содержательной, чем жизнь того, у кого это измерение вообще отсутствует.
Второй момент — то, что верующие в целом менее склонны к разного рода дурным привычкам, например, к алкоголизму или к курению, не говоря уж о наркотиках. Религиозность в этом плане является сдерживающим фактором и косвенным образом имеет положительное влияние на здоровье.
Такая совокупность факторов и дает удивительные результаты, согласно которым в среднем верующие люди живут на три-четыре года дольше, чем люди неверующие и агностики.
Е. Грачева: Вне зависимости от того, человек верующий или нет, каждый хочет себе увеличить продолжительность и улучшить качество жизни. Новость печального характера: только в одной Москве и от действий врачей только одной клиники на Троицкой улице с 8 по 23 апреля скончались три пациентки. Это были пластические операции. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Есть примеры, когда статистика вообще молчит: очень много случаев, когда так называемых врачей красоты вызывают для процедур на дом, чтобы сэкономить. Здесь мы вообще не знаем дальнейший исход вмешательства, например, потому, что некоторые стыдятся обнародовать негативные последствия этих процедур. Владыка, что бы Вы могли сказать женщине, которая раздумывает над тем, чтобы сделать пластическую операцию?
Митрополит Иларион: Не в каждом конкретном случае ответ будет один и тот же. Если у женщины есть какой-то дефект, который можно легко устранить, после чего она будет чувствовать себя лучше, станет счастливее, то я не вижу препятствий, почему бы ей не обратиться к пластическому хирургу. Но, к сожалению, индустрия красоты сегодня таким образом воздействует на женщин и девушек, что иногда они ложатся под скальпель пластического хирурга совершенно, кажется, без причины.
Например, я разговаривал с одной очень симпатичной девушкой, которой кто-то внушил, что у нее слишком маленький рост, и она решила лечь на тяжелейшую операцию по удлинению ног. Такого рода операции чрезвычайно болезненны, они предполагают многомесячное лежание в постели, потому что сначала ломают кости, потом туда вливают какой-то цементирующий раствор и затем искусственным образом их «растягивают». Последствия такой операции непредсказуемы. Например, человек может остаться хромым на всю жизнь. К сожалению, именно это и произошло с той девушкой. И описанный мной случай не единичный. В подобных ситуациях священнослужитель, я думаю, просто обязан отговорить девушку от хирургического вмешательства в эстетических целях.
Е. Грачева: Но ведь очень часто на хирургическом улучшении внешности женщины, как это ни парадоксально, настаивают их мужья. В том числе мужья, с которыми они венчались. Например, женщина родила ребенка и после этого утратила былые формы, а мужчина хочет, чтобы она вернулась к своему прежнему облику, и разными способами намекает на это, подталкивает ее. А женщина, может быть, и против, но, стремясь сохранить семью, хочет в глазах мужа быть привлекательной.
Митрополит Иларион: Если муж так поступает со своей женой, он совершает большой грех. Думаю, что такие мужья заслуживают церковного наказания.
Е. Грачева: Иными словами, таких мужей можно вразумлять, объясняя, что есть разница между профилактическими процедурами красоты и вмешательством в Божий замысел?
Митрополит Иларион: Святой апостол Петр в одном из своих посланий пишет, что украшением женщины является не плетение волос, а нетленная красота кроткого и молчаливого духа (1 Петр. 3:3-4). И та духовная красота, которая отличает некоторых женщин, совершенно несравнима с красотой физической, которую можно приобрести путем пластической операции.
Е. Грачева: И, кстати, те мужья, которые настаивают на улучшении внешности жены, обычно сами с годами не становятся ни красивее, ни моложе.
Хочется перейти к теме футбола, который по-прежнему охватывает все наши города и веси. Пришла новость, что в Саранске священники епархии при поддержке Министерства обороны облетели с чудотворной Курской-Коренной иконой Божией Матери «Знамение» главные спортивные объекты мордовской столицы. Как Вы относитесь к подобного рода акциям?
Митрополит Иларион: Я отношусь к ним положительно. Во-первых, потому что всякое благословение Церкви, которое преподается на то или иное дело, не остается тщетным, а во-вторых, потому что очень уважаю главу Мордовской митрополии владыку Зиновия. Я его хорошо знаю: это человек образованный, который внес большой вклад в развитие теологического образования, кроме того, он профессиональный музыкант, окончил консерваторию по классу скрипки и до сих пор иногда берет в руки этот музыкальный инструмент. Думаю, что такой архиерей никогда плохого не посоветует. Если он благословил начинание, то для этого были серьезные основания.
Е. Грачева: Владыка, а теперь — к хорошим инициативам, идущим от законодателей. Отныне в нашей стране все альтернативные устройства для курения, в том числе вейпы — электронные сигареты, будут приравнены к табачной продукции, то есть на них распространяются те же запреты. Иными словами, теперь, зайдя в ресторан, нельзя будет увидеть человека с электронной сигаретой. Инициатива хорошая, но, с другой стороны, голь на выдумку хитра, особенно в нашей стране, — сначала были кальяны, потом вейпы. Как Церковь предлагает в корне бороться с пагубной привычкой к курению?
Митрополит Иларион: Есть целый спектр разного рода зависимостей, которые ослабляют человека физически, морально, духовно. У каждой есть свои причины, в том числе у зависимости от табака. Церковь предлагает бороться не с последствиями такого рода явлений, а с причинами, которые зачастую находятся внутри человека. Самое правильное — не приобретать вредные привычки, не попадать в ту или иную форму зависимости, а для этого жизнь человека должна быть интересной, наполненной, содержательной, чтобы он не искал какие-то суррогаты, не пытался найти счастье там, где его нет. Собственно, Церковь этим и занимается.
Е. Грачева: Владыка, сейчас разгар лета, время отпусков и детских лагерей. Есть новость, которая точно должна успокоить родителей: с 1 июля в стране введен запрет на перевозку детей в автобусах, выпущенных больше десяти лет назад. Как еще, по Вашему мнению, можно защищать наших детей на дорогах? Например, в США и в Канаде распространено понятие «водитель школьного автобуса» — этих водителей строго отбирают, они знают в лицо всех детей, помнят, кто в какой дом заходит, откуда и с кем приходит. Это, безусловно, дополнительный фактор обеспечения безопасности несовершеннолетних. Может быть, нечто подобное можно ввести и в нашей стране?
Митрополит Иларион: Думаю, это было бы правильным. Кроме того, есть очень простые факторы обеспечения безопасности, которыми наши взрослые пренебрегают, а их примеру следуют и дети. Например, у нас принято ездить в автомобиле, не пристегивая ремень безопасности, — и водители не пристегиваются, и пассажиров не пристегивают. И это становится причиной серьезных травм, причиной трагедий. Штрафы за непристегнутый ремень безопасности могут спасти в итоге немало жизней.
Вообще, если поставить перед собой задачу сделать передвижение более безопасным, в том числе для наших детей, можно выдвинуть целый ряд инициатив.
Е. Грачева: …Например, проводить воспитательную работу с кондукторами, которые детишек высаживают на морозе, и те пешком идут до дома, потому что забыли взять с собой проездной. Такие случаи тоже, к сожалению, в нашей стране были. Большое спасибо, Владыка, за эту беседу.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Почему в Православии принято целовать руки священникам?
Митрополит Иларион: По той же самой причине, по которой мы целуем иконы. По учению Церкви честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Человек целует руку священнику в том случае, если священник преподает благословение, но благословение он преподает не свое, а Божие, то есть в этот момент он действует от лица Бога. Целуя руку священнику, человек тем самым воздает честь Богу, Который через священника преподает ему благословение.
Вопрос: В чем заключался грех первых людей — в том, что они вкусили от плода, или в чем-то ином?
Митрополит Иларион: Прежде всего, грех первых людей заключался в непослушании. Бог дал им очень конкретную и очень четкую заповедь, от какого дерева можно вкушать, а от какого нельзя. Если бы они слушались Бога, то грехопадение не произошло бы.
Всякий раз, когда человек встает на путь непослушания Богу, он совершает грех. Это произошло с первыми людьми, это же происходит постоянно и с нами. Надо сказать, что в Церкви даже существует учение о наследственной передаче склонности ко греху от одного поколения к другому, но в то же время каждый человек несет свою личную ответственность за совершенные грехи. Как Адам и Ева несли личную ответственность за непослушание Богу, так и мы несем ответственность, если слышим от Бога заповедь и ее не выполняем, а поступаем наоборот.
Я хотел бы закончить эту беседу словами апостола Павла из Послания к Римлянам: Если делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7:20).
Желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru